Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2044/2020 от 24.08.2020

Судья ФИО2 33а-2044/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2020 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.,

судей Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.,

с участием прокурора Дорогавцевой И.В.

при секретаре Власовой Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Зюзина Максима Владимировича к территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла о признании решения незаконным,

по апелляционной жалобе административного истца Зюзина Максима Владимировича на решение Заводского районного суда г. Орла от 18 августа 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав административное дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения административного истца Зюзина М.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла и Муниципальной избирательной комиссии г. Орла по доверенностям Рудакова А.К., заключение прокурора Дорогавцевой И.В., полагавшей, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

23 июня 2020 года решением Орловского городского Совета народных депутатов № 68/1118-ГС назначены на 13 сентября 2020 года выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва.

17 июля 2020 года Зюзин М.В. уведомил Территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла (далее по тексту – ТИК Заводского района г. Орла) о выдвижении избирательным объединением «Орловское городское общественное движение поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла» своей кандидатуры в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.

Решением ТИК Заводского района г. Орла от 8 августа 2020 года № 112/545 Зюзину М.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.

Согласно итоговому протоколу проверки представленных Зюзиным М.В. подписных листов от 3 августа 2020 года, из 51 подписи избирателей признаны недействительными 12 подписей, поскольку они получены с нарушениями требований подпунктов «в», «з», «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Зюзин М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла о признании незаконным и отмене решения от 8 августа 2020 года об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом.

В обоснование заявленных требований указал, что 29 июля 2020 года для регистрации кандидатом в депутаты представил в ТИК Заводского района г. Орла подписные листы, содержащие 51 подпись избирателей, из которых недействительными признаны 12 подписей. В связи с этим избирательной комиссией принято обжалуемое решение.

Истец полагает, что выводы о недействительности 12 подписей избирателей сделаны с нарушением процедуры проверки подписей. Административным ответчиком в материалы дела не представлено копий запросов в Управление по вопросам миграции МВД России по Орловской области для ознакомления и оценки правильности истребованной информации об избирателях. В итоговом протоколе проверки подписных листов неправомерно отражены в качестве нарушений неточности, допущенные при их оформлении. Первичная идентификация избирателей должна была производиться не в Управлении по вопросам миграции МВД России по Орловской области, а при помощи базы данных ГАС «Выборы».

Таким образом, по мнению административного истца, все 51 подписи должны быть признаны действительными и достоверными. В связи с чем у ТИК Заводского района г. Орла отсутствовали основания для вынесения решения об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении административных исковых требований.

Выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, приводя в обоснование доводы, аналогичные содержащимся в административном исковом заявлении.

Считает, что избирательной комиссией проверка достоверности подписей осуществлялась с нарушением установленного порядка, запрос в Управление миграционной службы направлялся по заведомо неверным данным.

По мнению заявителя, неуказание на некоторых из подписных листов даты выдачи паспорта Зюзина М.В. не может являться основанием для признания недействительными содержащихся в них подписей, поскольку на прочих подписных листах эти данные имеются, а также на всех подписных листах указаны серия, номер документа, удостоверяющего личность и код подразделения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для его отмены судебная коллегия не находит.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

В соответствии с частью 2 статьей 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

В силу пункта 1 статьи 35.1. Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

На основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей округа.

Правоотношения, связанные с проведением выборов в органы местного самоуправления на территории Орловской области регулируются Законом Орловской области от 30.06.2010 № 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» (далее по тексту – Закон Орловской области от 30.06.2010 № 1087-ОЗ).

В силу статьи 13 Закона Орловской области от 30.06.2010 № 1087-ОЗ соответствующая избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Основания для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а также основания для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов предусмотрены пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В частности, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Решением Муниципальной избирательной комиссии г. Орла от 19 июня 2020 года № 13/12 определено, что необходимое количество подписей для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 15 составляет 47 подписей, предельное количество подписей, предоставляемых для регистрации – 51 подпись.

Как усматривается из материалов административного дела, решением ТИК Заводского района г. Орла от 8 августа 2020 года № 112/545 Зюзину М.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.

Основанием отказа послужили результаты проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Зюзина М.В., по итогам которой были признаны недействительными 12 подписей из предоставленных 51, и, как следствие, недостаточность количества достоверных подписей для регистрации в качестве кандидата.

В силу подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

По указанному основанию ТИК Заводского района г. Орла признано недействительными 5 подписей, в которых УВМ УМВД России по Орловской области установлено несоответствие сведений данным МВД России.

На основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

В связи с тем, что в подписных листах № 2, № 6 отсутствует указание на дату выдачи паспорта Зюзина М.В., заверившего подписные листы, содержащиеся в них 6 подписей признаны недействительными на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кроме того, в подписном листе № 7 имеется неоговоренное исправление в сведениях об избирателе ФИО8, что в силу подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» послужило основанием для признания указанной подписи избирателя недействительной.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Закона Орловской области от 30.06.2010 № 1087-ОЗ и иных норм действующего законодательства, исходил из того, что решением территориальной избирательной комиссии Зюзину М.В. обоснованно отказано в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку наряду с другими документами, необходимыми для решения вопроса о регистрации кандидата, он представил собранные в его поддержку 51 подпись избирателей, из которых достоверными и действительными признаны 39, что менее 47 подписей, необходимых для регистрации кандидата.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального права, при этом все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в судебном постановлении.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих правильность вывода суда, в материалы дела представлено не было.

Утверждение административного истца о том, что территориальная избирательная комиссия ошибочно руководствовалась сведениями о проверке информации об избирателях, представленными Управлением по вопросам миграции МВД России по Орловской области, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанных сведений, не приведены они и в апелляционной жалобе.

Судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами жалобы о том, что неправильное написание персональных данных избирателей может расцениваться как допущенное вследствие особенности почерка лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, или в качестве орфографической ошибки, не влекущей признание подписи избирателя недействительной, поскольку сведения об избирателях должны отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность избирателя.

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обоснованно согласился с решением территориальной избирательной комиссии в части признания недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах № 2, № 6 в связи с отсутствием указания на дату выдачи паспорта лица, заверившего подписные листы.

Императивными нормами федерального законодательства установлено, что недействительными признаются все подписи, содержащиеся на подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме. В этой связи доводы административного истца о том, что на прочих подписных листах сведения о документе, удостоверяющем личность, отражены в полном объеме, правового значения не имеют.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводов суда не опровергают, им дана надлежащая оценка в решении, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного акта.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 18 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зюзина Максима Владимировича - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

Судья ФИО2 33а-2044/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2020 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.,

судей Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.,

с участием прокурора Дорогавцевой И.В.

при секретаре Власовой Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Зюзина Максима Владимировича к территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла о признании решения незаконным,

по апелляционной жалобе административного истца Зюзина Максима Владимировича на решение Заводского районного суда г. Орла от 18 августа 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав административное дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения административного истца Зюзина М.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла и Муниципальной избирательной комиссии г. Орла по доверенностям Рудакова А.К., заключение прокурора Дорогавцевой И.В., полагавшей, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

23 июня 2020 года решением Орловского городского Совета народных депутатов № 68/1118-ГС назначены на 13 сентября 2020 года выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва.

17 июля 2020 года Зюзин М.В. уведомил Территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла (далее по тексту – ТИК Заводского района г. Орла) о выдвижении избирательным объединением «Орловское городское общественное движение поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла» своей кандидатуры в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.

Решением ТИК Заводского района г. Орла от 8 августа 2020 года № 112/545 Зюзину М.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.

Согласно итоговому протоколу проверки представленных Зюзиным М.В. подписных листов от 3 августа 2020 года, из 51 подписи избирателей признаны недействительными 12 подписей, поскольку они получены с нарушениями требований подпунктов «в», «з», «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Зюзин М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла о признании незаконным и отмене решения от 8 августа 2020 года об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15, возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом.

В обоснование заявленных требований указал, что 29 июля 2020 года для регистрации кандидатом в депутаты представил в ТИК Заводского района г. Орла подписные листы, содержащие 51 подпись избирателей, из которых недействительными признаны 12 подписей. В связи с этим избирательной комиссией принято обжалуемое решение.

Истец полагает, что выводы о недействительности 12 подписей избирателей сделаны с нарушением процедуры проверки подписей. Административным ответчиком в материалы дела не представлено копий запросов в Управление по вопросам миграции МВД России по Орловской области для ознакомления и оценки правильности истребованной информации об избирателях. В итоговом протоколе проверки подписных листов неправомерно отражены в качестве нарушений неточности, допущенные при их оформлении. Первичная идентификация избирателей должна была производиться не в Управлении по вопросам миграции МВД России по Орловской области, а при помощи базы данных ГАС «Выборы».

Таким образом, по мнению административного истца, все 51 подписи должны быть признаны действительными и достоверными. В связи с чем у ТИК Заводского района г. Орла отсутствовали основания для вынесения решения об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении административных исковых требований.

Выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, приводя в обоснование доводы, аналогичные содержащимся в административном исковом заявлении.

Считает, что избирательной комиссией проверка достоверности подписей осуществлялась с нарушением установленного порядка, запрос в Управление миграционной службы направлялся по заведомо неверным данным.

По мнению заявителя, неуказание на некоторых из подписных листов даты выдачи паспорта Зюзина М.В. не может являться основанием для признания недействительными содержащихся в них подписей, поскольку на прочих подписных листах эти данные имеются, а также на всех подписных листах указаны серия, номер документа, удостоверяющего личность и код подразделения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для его отмены судебная коллегия не находит.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

В соответствии с частью 2 статьей 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

В силу пункта 1 статьи 35.1. Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

На основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1 процента от числа избирателей округа.

Правоотношения, связанные с проведением выборов в органы местного самоуправления на территории Орловской области регулируются Законом Орловской области от 30.06.2010 № 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» (далее по тексту – Закон Орловской области от 30.06.2010 № 1087-ОЗ).

В силу статьи 13 Закона Орловской области от 30.06.2010 № 1087-ОЗ соответствующая избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Основания для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а также основания для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов предусмотрены пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В частности, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Решением Муниципальной избирательной комиссии г. Орла от 19 июня 2020 года № 13/12 определено, что необходимое количество подписей для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 15 составляет 47 подписей, предельное количество подписей, предоставляемых для регистрации – 51 подпись.

Как усматривается из материалов административного дела, решением ТИК Заводского района г. Орла от 8 августа 2020 года № 112/545 Зюзину М.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.

Основанием отказа послужили результаты проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Зюзина М.В., по итогам которой были признаны недействительными 12 подписей из предоставленных 51, и, как следствие, недостаточность количества достоверных подписей для регистрации в качестве кандидата.

В силу подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

По указанному основанию ТИК Заводского района г. Орла признано недействительными 5 подписей, в которых УВМ УМВД России по Орловской области установлено несоответствие сведений данным МВД России.

На основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

В связи с тем, что в подписных листах № 2, № 6 отсутствует указание на дату выдачи паспорта Зюзина М.В., заверившего подписные листы, содержащиеся в них 6 подписей признаны недействительными на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кроме того, в подписном листе № 7 имеется неоговоренное исправление в сведениях об избирателе ФИО8, что в силу подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» послужило основанием для признания указанной подписи избирателя недействительной.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Закона Орловской области от 30.06.2010 № 1087-ОЗ и иных норм действующего законодательства, исходил из того, что решением территориальной избирательной комиссии Зюзину М.В. обоснованно отказано в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку наряду с другими документами, необходимыми для решения вопроса о регистрации кандидата, он представил собранные в его поддержку 51 подпись избирателей, из которых достоверными и действительными признаны 39, что менее 47 подписей, необходимых для регистрации кандидата.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального права, при этом все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в судебном постановлении.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих правильность вывода суда, в материалы дела представлено не было.

Утверждение административного истца о том, что территориальная избирательная комиссия ошибочно руководствовалась сведениями о проверке информации об избирателях, представленными Управлением по вопросам миграции МВД России по Орловской области, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанных сведений, не приведены они и в апелляционной жалобе.

Судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами жалобы о том, что неправильное написание персональных данных избирателей может расцениваться как допущенное вследствие особенности почерка лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, или в качестве орфографической ошибки, не влекущей признание подписи избирателя недействительной, поскольку сведения об избирателях должны отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность избирателя.

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обоснованно согласился с решением территориальной избирательной комиссии в части признания недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах № 2, № 6 в связи с отсутствием указания на дату выдачи паспорта лица, заверившего подписные листы.

Императивными нормами федерального законодательства установлено, что недействительными признаются все подписи, содержащиеся на подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме. В этой связи доводы административного истца о том, что на прочих подписных листах сведения о документе, удостоверяющем личность, отражены в полном объеме, правового значения не имеют.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводов суда не опровергают, им дана надлежащая оценка в решении, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного акта.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 18 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зюзина Максима Владимировича - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-2044/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Зюзин Максим Владимирович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Заводского района г. Орла
Другие
Муниципальная избирательная комиссия г. Орла
прокуратура Заводского района г. Орла
Суд
Орловский областной суд
Судья
Угланова Марина Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
24.08.2020Передача дела судье
27.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее