Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-7/2021 (2-1-880/2020;) ~ М-1-751/2020 от 24.08.2020

№2-1-7/2021 №1-109/2014

    РЕШЕНИЕ    

Именем Российской Федерации

29.01.2021г. г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., при секретаре Некрасовой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Облкоммунэнерго» к Могильниковой К. А., Могильникову А. А., производственному кооперативу « Инвест-Финанс» об освобождении территории охранных зон от сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Облкоммунэнерго»( далее АО «Облкоммунэнерго»), с учетом уточнения, обратилось в суд с иском к Могильниковой К.А.,Могильникову А.А., производственному кооперативу « Инвест-Финанс»( далее ПК « Инвест-Финанс») об освобождении территории охранных зон ВЛ-10кВ ф. «Город-2» от части жилого дома, строящейся части жилого дома, строящегося здания, забора, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес> путем сноса, возложении на ответчиков расходов по оплате государственной пошлины.

Представитель истца Идамжапова Т.С. в судебное заседание не явилась, в ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик Могильникова К.А., действующая в своих интересах и интересах ПК « Инвест -Финанс» в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что на момент выбора земельного участка под строительство индивидуального жилого <адрес> в 2004 году с энергоснабжающей организацией ЗАО « Комэнерго» Красноуфимского района КЭС, руководителем которой был Ващенко А.Г., было согласовано размещение жилого дома на участке при условии отступа от воздушной линии электропередачи -2 метра. АО « Облкоммунэнерго» является сетевой организацией на территории ГО Красноуфимск с 2008 года. Строительство и ввод в эксплуатацию нежилого здания( бани) по адресу: <адрес> осуществлялось в период действия «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 ( далее Правил № 160). В соответствии с п.2 Правил № 160, данные правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу Постановления. Охранная зона воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ ф. «Город-2» на территории земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес> в установленном законодательством порядке не установлена. Факт установления охранной зоны может доказываться только документами государственного кадастрового учета, в которых отсутствуют сведения о границах охранной зоны. В свидетельствах о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014 и выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014 ограничения не зарегистрированы, охранные зоны не установлены. Ответчики не осведомлены о наличии охранных зон. Истец не предоставил ответчикам сведений о маркировке охранных зон путем установки за счет сетевой организации предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охраной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных ограничений.

Ответчик Могильников А.А., представитель ПК « Инвест -Финанс» Могильников А.В. в судебное заседание не явились, в дополнении к отзыву на исковое заявлении просили отказать истцу в удовлетворении требований.

Третьи лица Могильников А.В., Могильникова С.Н., Могильникова Д.А., представители Администрация ГО Красноуфимск, Органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере управления муниципальным имуществом, Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно положениям ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки, в том числе для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что здания и сооружения электрических сетей, в том числе BЛ-10 кВ ф. «Город-2» являются муниципальной собственностью.
Договором № 118 аренды объекта муниципального нежилого фонда ГО Красноуфимск от 16.04.2008г. подтверждается, что Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск и ГУП СО «Облкоммунэнерго» заключили договор аренды, согласно которому арендатор берет в срочное возмездное пользование объекты электрических сетей согласно перечня электросетевого имущества, являющегося неотъемлемой частью данного договора, именуемые далее «Объекты». Одновременно с передачей прав пользования объектами арендатору передает во временное пользование земельные участки, на которых расположены передаваемые объекты.

Согласно акта приема-передачи объектов энергетических сетей ГО Красноуфимск от 01.05.2008года арендатор принял объекты энергетических сетей ГО Красноуфимск согласно перечня ( приложение № 2), прилагаемое к договору № 118 аренды от 16.04.2008г.

Из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на19.08.2020г., следует, что АО « Облкоммунэнерго » зарегистрировано в качестве юридического лица 07.12.2015г., основным видом деятельности является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Таким образом, истец АО« Облкоммунэнерго » является сетевой организацией, ответственной за эксплуатацию электросетевого хозяйства ГО Красноуфимск, в том числе BЛ-10 кВ ф. «Город-2».

В соответствии с п. 3.4.5. договора аренды № 118 от 16.04.2008 арендатор обязан содержать арендуемые объекты в соответствии с отраслевыми правилами и нормами, действующими в отношении данного вида деятельности Арендатора и целевого назначения объекта, а также принимать меры по ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу сохранность объекта.

Использование территорий, находящихся в зоне линий электропередач, регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 24.02.2009 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон "( Правила №160).

Охранная зона устанавливается вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, предусмотренном Положением к Правилам № 160.

В соответствии с п. 6 Правил № 160 границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация). Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Вместе с тем, в соответствии пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, в том числе сервитут, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В силу положений п.п. 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В результате обследования земельных участков 17.02.2020г., проведенного сотрудниками АО « Облкоммунэнерго », установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> попадает в границу охранной зоны ВЛ-10кВ на 6,1м., а также строящаяся часть <адрес> на 8,7 м., строящееся здание на 8.3 м. находятся в границе охранной зоны ВЛ-10 кВ ф. «Город 2».

Судом установлено, что Могильникову А.В. был предоставлен земельный участок под строительство жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждено актом о выборе земельного участка под строительство жилого дома от 23.07.2004г. ( т.1 л.д.179-182). Согласно вышеуказанного акта: комиссия во главе с заместителем Главы МО « город Красноуфимск», в которую входил также представитель энергоснабжающей службы произвела обследование в натуре намеченного участка. В ходе обследования, было установлено, что по границе участка проходит ВЛ-10 кв., в связи с чем на земельный участок площадью 268 кв.м. введены сервитуты: запрещение посадки деревьев и кустарников, обеспечение доступа на ремонт и обслуживание ВЛ.( т.1 л.д. 179-182).

В последствие Постановлением Главы муниципального образования «город Красноуфимск» от19.05.2005г № 24 в Акт выбора земельного участка внесены изменения, площадь земельного участка увеличена до 1239 кв.м. ( т.1 л.д. 183).

На основании Постановления Главы МО « город Красноуфимск» № 78 от 31.01.2005г. Могильникову А.В. разрешено строительство двухэтажного каменного жилого дома общей площадью 365 кв.м. на отведенной ранее территории по <адрес>( т.1 л.д. 188).

Договором № 318 о строительстве индивидуального жилого дома от 31.01.2005г. также подтверждено, что Главой МО «город Красноуфимск» разрешено строительство 2-х этажного жилого дома площадью 365 кв.м., в том числе жилой -155 кв.м. по <адрес> на площади 1239 кв.м.: по главному фасаду-50, 0 м., правой меже-13,6 м., левой меже -23,0м., задней меже- 54,0м. На указанной территории разрешено строительство гаража ( т.1 л.д.190-192).

Согласно Постановления № 17 от 16.01.2006г.: внесены изменения в п. 1и 2 вышеуказанного постановления от 31.01.2005г., оформлено разрешение Могильникову А.В., Могильниковой С.Н., Могильникову А.А., Могильниковой К.А. на строительство двухэтажного каменного жилого дома общей площадью 660 кв.м. ( т.1 л.д.189).

Согласно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию жилого <адрес> от 02.02.2006г.: построен жилой дом площадью 610,3 кв.м., количество этажей -2.

Постановлением Главы МО «город Красноуфимск» от 09.02.2006г. № 845 разрешен ввод в эксплуатацию индивидуального жилого <адрес> общей площадью 610,3 кв.м.( т.1 л.д. 193).

Согласно п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, объекта капитального строительства требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.

На основании разрешения на ввод в эксплуатацию, указанный жилой дом 10.03.2006г. был поставлен на кадастровый учет под номером №1-109/2014( т.1 л.д.196)

В настоящее время на земельном участке кадастровый №1-109/2014 расположен жилой дом, площадью 610,3 кв.м., принадлежащий на праве общей долевой собственности Могильниковой К.А.( ? доли), Могильникову А.А.( 1/4 доли), ПК « Инвест -Финанс» ( ? доли) ( т.1 л.д. 111-114).

Согласно пункту 10 Правил № 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

В силу пункта 11 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255 (далее по тексту - правила 1984 г.), действовавших в период строительства дома, в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещалось производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.

Данные Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до 17.03.2009 (дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24.02.2009.

Однако, согласно Правилам охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255, действовавшим на момент возведения объекта, охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии: для линий напряжением 110 кВ - 20 м (п. 4 названных Правил). В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается, в том числе производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений. Отказ предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети, в выдаче письменного согласия на проведение в охранных зонах электрических сетей работ, предусмотренных в настоящем пункте, может быть обжалован в установленном порядке (п. 11 Правил).

Работникам предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети, предоставляется право беспрепятственного доступа в установленном порядке к объектам сетей, расположенным на территории других предприятий, организаций и учреждений, для их ремонта и технического обслуживания (п. 22 Правил).

Предприятия, организации, учреждения и граждане в охранных зонах электрических сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети, направленные на обеспечение сохранности электрических сетей и предотвращение несчастных случаев. Предприятия (организации), в ведении которых находятся электрические сети, имеют право приостановить работы, выполняемые другими предприятиями, организациями, учреждениями или гражданами в охранных зонах этих сетей с нарушением требований настоящих Правил (п. 31 Правил).

Анализ совокупности приведенных норм позволяется сделать вывод, что установленные Правилами запреты касаются создания препятствий к доступу к объектам электроснабжения. При этом, из них не усматривается безусловного запрета на строительство зданий в пределах охранных зон установленных для объектов электросетевого хозяйства, которое, вместе с тем, должно вестись при наличии письменного решения о согласовании сетевых организаций, не препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства и создавать угрозу их безопасной работе.

Таким образом, суд полагает, что вышеуказанными Правилами не установлен запрет для размещения объектов недвижимости вблизи BЛ-10 кВ ф. «Город 2».

Учитывая, что строительство жилого дома было произведено на основании разрешающих документов, несоответствия возведенного объекта выданному разрешению на строительство не выявлено, ответчики Могильникова К.А. и Могильников А.А. пользуется принадлежащим им земельным участком и домом на законных основаниях и по целевому назначению, при таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований не имеется.

Кроме того, суд полагает, что снос части жилого дома, который используется ответчиками для своего постоянного проживания и проживания членов семьи является крайней мерой, применяемой, по смыслу закона, только в случае, если будет установлено, что сохранение такой постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан, и эти нарушения являются неустранимыми и существенными.

Таких доказательств суду не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требования об освобождении охранной зоны от части жилого дома удовлетворению не подлежат.

По требованию об освобождении территории охранной зоны ВЛ-10кВ ф. «Город-2» от строящейся части жилого дома и строящегося здания, забора, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес> путем сноса, суд исходит их следующего.

Судом установлено, что в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером №1-109/2014 построено нежилое здание -баня площадью 368кв.м, кадастровый номер №1-109/2014, принадлежащее на праве общей долевой собственности Могильниковой К.А.( ? доли), Могильникову А.А.( 1/4 доли), ПК « Инвест -Финанс» ( ? доли)( т.1 л.д. 115-120). Указанное нежилое строение поставлено на кадастровый учет 13.03.2020г.

Данный факт подтвержден ответчиком Могильниковой К.А. в судебном заседании. Также в судебном заседании ответчик Могильникова К.А. показала, что на земельном участке строится забор. Доказательств строящегося жилого дома суду не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, лишь при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

На момент строительства нежилых строений ответчиков действовали и в настоящее время действуют Правила № 160 согласно которым земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (пункт 4 Правил №160).

Согласно пункту 5 Правил № 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил № 160).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Правил №160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Порядок получения письменного решения о согласовании установлен п. 12 Правил № 160.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное согласование строительства, а также реконструкцию объекта недвижимости на земельном участке, расположенном в пределах зоны размещения линии электропередачи, создающей особые условия использования земельного участка.

Факт частичного нахождения нежилого строения – бани и строящегося забора ответчиков в охранной зоне ВЛ-10кВ ф. «Город-2» подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательствами доказательствами.

Из представленной в материалы дела топосъемке земельного участка по адресу: <адрес> следует, что строящаяся часть дома на 8,7 м., строящееся здание на 8.3 м. находятся в границе охранной зоны ВЛ-10 кВ ф. «Город 2».

Данные обстоятельства также подтверждаются представленными фотографиями, из которых видно, что строения расположены в непосредственной близости от линии электропередач и непосредственно от самих проводов, часть фундамента забора проходит вокруг опоры линии электропередач.

Факт частичного нахождения нежилых строений в охранной зоне ВЛ-10кВ ф. «Город-2» стороной ответчика не оспаривается.

Более того, из заявления Могильниковых К.А., А.А., ПК «Инвест-Финанс» и др. от 30.07.2019г. в адрес главы администрации ГО Красноуфимск следует, что они просят провести реконструкцию сетей ВЛ 10кВт с территории земельных участков.

Также по заказу ответчика Могильникова К.А. разрабатывались Технические условия от 07.10.2019г. на проектирование переустройства электрических сетей с выносом от границ земельных участков для соблюдения габаритов охранной зоны воздушной линии электропередач.

Принимая во внимание, что нежилые строения возведены ответчиками в охранной зоне ВЛ-10кВ ф. «Город-2» без согласования с сетевой организацией, требования истца об освобождении охранной зоны заявлены правомерно. При этом суд учитывает, что ответчики понимали и осознавали необходимость согласования строительства нежилых строений с сетевой организацией в связи с частичным нахождением их земельного участка в охранной зоне ВЛ-10кВ ф. «Город-2», что подтверждают их обращения в АО « Облкоммунэнерго » и Администрацию ГО Красноуфимск.

Нахождение нежилых строений в охранной зоне противоречит Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, не соответствует противопожарным нормам, создает угрозу жизни и здоровью собственника, членов его семьи и других граждан.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 года N 1915-О указано на то, что возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон, которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических, тепловых сетей, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, т.е. установление этих зон направлено не только на обеспечение сохранности указанных объектов при их эксплуатации, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан.

Учитывая, что нежилые строения возведены ответчиками в охранной зоне ВЛ-10кВ ф. «Город-2» без согласования с сетевой организацией, суд приходит к выводу, что требования АО « Облкоммунэнерго » об освобождении территории охранной зоны воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ ф. «Город-2» в границах земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес> от нежилого здания – бани и забора путем сноса подлежат удовлетворению.

Доказательств наличия строящегося дома на территории земельного участка суду не представлено, ответчик Могильникова К.А. не признает наличие строящегося жилого дома на участке, при таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований в данной части не имеется.

Судом не принимаются во внимание доводы стороны ответчика о том, что охранная зона воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ ф. «Город-2» на территории земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес> в установленном законодательством порядке не установлена, поскольку сведения об охранной зоне в государственном кадастровом реестре отсутствуют. При этом суд исходит из следующего.

Согласно копии реестра опор: опоры воздушной линии электропередач ВЛ-10кВ ф. «Город-2», в том числе опоры : инвентарный номер №1-109/2014, инвентарный номер №1-109/2014, находящиеся возле земельного участка ответчиков были введены в эксплуатацию в 1961и в 1984гг. То есть в силу изложенного, суд полагает, что линии электропередач ВЛ-10кВ ф. «Город-2», были введены в эксплуатацию в 1961 и 1984 гг.

При вводе в эксплуатацию линии электропередач действовали Правила устройства и охраны высоковольтных электрических сетей, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 30.11.1953 N 2866 (далее Правила 2866).

Согласно подпункту "а" пункта 4 указанных Правил для сохранности и нормального содержания воздушных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи, проходящих по ненаселенным местностям, определяемые параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов на расстоянии для линий напряжением до 20 киловольт включительно - 10 метров.

Учитывая, что ранее действующими Правилами охраны электрических сетей, установление охранных зон не ставилось в зависимость от их регистрации соответствующими органами (организациями), режим охранной зоны на всем протяжении ВЛ-10 кВ, действует со дня ввода линии эксплуатацию.

Поскольку линии электропередач были введены в эксплуатацию в 1961 и 1984г., то есть до формирования участка по адресу <адрес> при переходе права собственности на земельные участки к истцу в 2006 году, ограничения, установленные в зоне ВЛ, несмотря на отсутствие по ним сведений в государственном кадастре недвижимости, сохранились на основании пункта 5 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации и право собственности на земельные участки перешло к ответчикам с обременением.

При этом само по себе отсутствие сведений о границах охранной зоны в кадастре, а также отсутствие указаний на обременение участков вопреки доводам ответчика правового значения не имеет, поскольку наличие линии электропередачи фактически предполагает охранную зону объектов электросетевого хозяйства и не может ставить под сомнение законность установки опор линии передач.

Суд полагает, что охранные зоны устанавливаются в момент ввода объекта в эксплуатацию, поскольку именно после ввода в эксплуатацию воздушная линия становится источником повышенной опасности, в связи с тем, что по ней движется электрическая энергия. И правилами N 2866, и Правилами N 160 запрещается без письменного разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи, строить всякого рода сооружения, линии связи и силовые воздушные электрические сети, производить взрывные работы, разработку торфяных и других карьеров, всякого рода строительные, земляные, монтажные и ремонтные работы и производить посадку деревьев, а также запрещается производить всякого рода действия, могущие принести ущерб или нарушить нормальную работу воздушных линий электропередачи, трансформаторных и преобразовательных подстанций, распределительных устройств, переключательных пунктов и кабельных линий.

Доводы об отсутствии маркировки на линии электропередач об охранной зоне, не свидетельствует об отсутствии охранной зоны ЛЭП, в связи с чем также не принимаются судом во внимание.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из материалов дела следует, что истцом при подаче иска в суд была уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 5559 от 15.05.2020г. С учетом разъяснений абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указанная сумма подлежит взысканию солидарно с ответчиков в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:
Исковые требования Акционерного общества « Облкоммунэнерго » удовлетворить частично.

Обязать Могильникову К. А., Могильникова А. А., производственный кооператив « Инвест-Финанс» освободить путем сноса территорию охраной зоны воздушных линий электропередач ВЛ-10 кВ ф. « Город -2» от нежилого здания-бани, забора, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 по адресу: <адрес>.

Взыскать солидарно с Могильниковой Кристины Алексеевны, Могильникова Артема Алексеевича, производственного кооператива « Инвест-Финанс в пользу Акционерного общества « Облкоммунэнерго » судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме- 08.02.2021г.

Судья- С.А.Бунакова

2-1-7/2021 (2-1-880/2020;) ~ М-1-751/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
АО Облкоммунэнерго
Ответчики
Могильникова Кристина Алексеевна
Могильников Артем Алексеевич
ПК "Инвест-Финанс"
Другие
Администрация ГО Красноуфимск
Могильникова Светлана Николаевна
Могильников Алексей Валерьевич
Информация скрыта
Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом ГО Красноуфимск
Суд
Красноуфимский районный суд Свердловской области
Судья
Бунакова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
krasnoufimsky--svd.sudrf.ru
24.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2020Передача материалов судье
31.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.09.2020Предварительное судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2021Судебное заседание
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2021Судебное заседание
08.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее