Дело № 2-2588/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания – Чеколдаевой О.А.,
с участием в судебном заседании:
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещеряковой И.М.,
истца – Рузайкина И.В.,
представителя ответчика – Военного комиссариата Республики Мордовия Афониной Ю.В., действующей по доверенности от 16 августа 2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузайкина Ивана Васильевича к Военному комиссариату Республики Мордовия о взыскании неполученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 01 декабря 1995 г. по 01 июня 1998 г. в общей сумме 349 044 рубля,
установил:
Рузайкин И.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Мордовия о взыскании неполученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 01 декабря 1995 г. по 15 февраля 2001 г. в общей сумме 196 592 руб. 58 коп.
16 ноября 2011 г. истец Рузайкин обратился в суд с заявлением об изменении исковых требований, в обоснование которого указал, он пенсионер Министерства обороны РФ, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 10 мая 1987 г. по 10 июля 1987 г., вследствие чего стал инвалидом <данные изъяты> группы.
Полагает, что Правительство Российской Федерации своим постановлением № 455 от 2001 года вместо выплат компенсаций за весь период лишило военнослужащих-инвалидов законных прав на возмещение вреда здоровью, в том числе в период с 21 ноября 1995 г. по 02 июня 1998 г., ограничилось только периодом со 02 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. Тем самым оно лишило на два с половиной года прав на возмещение вреда, в отличие от иных граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, которым исправно выплачивались положенные ежемесячные денежные компенсации.
Таким образом, Правительство Российской Федерации нарушило конституционный принцип равенства, гарантирующего защиту гражданина от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации.
Государство обязано признать свой долг перед военнослужащим-инвалидом, несправедливо и неоправданно лишенным ежемесячных выплат, компенсаций за период с 24 ноября 1995 г. по 02 июня 1998 г.
Денежное довольствие, выплачиваемое ему в настоящее время, составляет 14 543 руб. 50 коп. Размеры ежемесячной компенсации при потере 80 % трудоспособности составляют 14 543 руб. 50 коп. х 0,8 = 11 634 руб. 80 коп.
Расчет одноразовой суммы невыплаченной компенсации за период с 01 декабря 1995 г. по 02 июня 1998 г. должен осуществляться следующим образом:
с 01 декабря 1995 г. по 01 января 1996 г. – 11 634 руб. 80 коп.,
с 01 января 1996 г. по 01 января 1998 г. – 11 634 руб. 80 коп. х 24 = 279 235 руб. 20 коп.,
с 01 января 1998 г. по 01 июня 1998 г. – 11 634 руб. 80 коп. х 5 = 58 174 рубля, а всего 349 044 рубля.
Просит суд взыскать с Военного комиссариата Республики Мордовия в его пользу неполученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 01 декабря 1995 г. по 01 июня 1998 г. в общей сумме 349 044 рубля.
В судебном заседании истец Рузайкин И.В. исковые требования поддержал по тем же основаниям, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в принципе претензий к военкомату не имеет, все выплаты, которые установлены действующим законодательством, ему начислены и выплачены. Настоящим иском он по сути оспаривает действия Правительства РФ, поскольку государством не была установлена возможность компенсации выплат, установленных в твердой денежной сумме в период с декабря 1995 года по 02 июня 1998 года, нет соответствующего закона по урегулированию данного периода, что, по его мнению, ограничило права военных инвалидов - чернобыльцев.
В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Республики Мордовия Афонина Ю.В. исковые требования Рузайкина И.В. не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что все выплаты, установленные действующим законодательством, Рузайкину И.В. выплачены.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерства обороны Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известило.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Рузайкина И.В. не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Рузайкина И.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 11 мая 1987 г. по 11 июля 1987 г.
26 апреля 1995 г. ему установлена инвалидность <данные изъяты> группы бессрочно с причинной связью «заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС», что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Исчисление размера пенсии с 01 апреля 2011 г. Рузайкину И.В. Военным комиссариатом Республики Мордовия состоит из:
-должностного оклада (код 26/610) – 5323 рубля;
-оклада по в/званию (полковник) – 3232 рубля;
-процентной надбавки за выслугу лет 70 % - 5988 руб. 50 коп.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой № 270 от 30 сентября 2011 г., выданной Военным комиссариатом Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 июля 1995 г., действовавшей до 15 февраля 2001 г., гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотрено законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Между тем статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 02 июня 1998 г. (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 г. № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов – определяться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. № 455 утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 02 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 г. недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 г., исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула, статья 1, часть 1; статья 2, статья 18, статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Военным комиссариатом Республики Мордовия пенсионеру Министерства обороны Российской Федерации Рузайкину И.В. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. № 455 выплачена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период со 02 июня 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в размере 162 835 руб. 37 коп.
Указанные обстоятельства подтверждаются как пояснениями представителя ответчика, так и самого истца Рузайкина И.В.
Следовательно, все выплаты, которые предусмотренным действующим законодательством, истцу Рузайкину И.В. выплачены Военным комиссариатом Республики Мордовия в полном объеме, что также в ходе рассмотрения настоящего дела подтвердил Рузайкин И.В. Действующим законодательством исчисление компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за период, требуемый истцом, из расчета денежного довольствия, предусмотренного на момент подачи искового заявления, как того требует истец, не предусмотрено.
Таким образом, оснований для взыскания недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 01 декабря 1995 г. по 01 июня 1998 г. не имеется.
В силу статьи 27 ГПК Российской Федерации гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций рассматривает в качестве суда первой инстанции Верховный Суд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 251 ГПК Российской Федерации заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса.
Таким образом, рассмотрение заявления об оспаривании постановления Правительства Российской Федерации № 455 от 8 июня 2001 г. не входит в компетенцию Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Рузайкина Ивана Васильевича к Военному комиссариату Республики Мордовия о взыскании неполученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 01 декабря 1995 г. по 01 июня 1998 г. в общей сумме 349 044 рубля оставить без удовлетворения.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий З.В. Крысина