Дело № 2-4825\2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2017 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Мельник К.А., с участием прокурора Шумиловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Петрозаводский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Петрозаводского городского округа и Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об обязании в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов с координатами С.Ш. 61°824767"; В.Д.34°292165", расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе первого по счету гаражного бокса с левой стороны дороги при движении по проезду Автолюбителей со стороны Шуйского шоссе в г. Петрозаводске. Требования мотивированы тем, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об
отходах производства и потребления, в ходе которой на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе первого по счету гаражного бокса с левой стороны дороги при движении по проезду Автолюбителей со стороны Шуйского шоссе выявлена несанкционированная свалка отходов с координатами С.Ш. 61°824767"; В.Д.34°292165".
В судебном заседании представитель прокуратуры старший помощник Шумилова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители Администрации Петрозаводского городского округа и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно представленным отзывам, просят рассмотреть дело в отсутствии представителей, полагают себя ненадлежащими ответчиками по делу.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе первого по счету гаражного бокса с левой стороны дороги при движении по проезду Автолюбителей со стороны Шуйского шоссе в г. Петрозаводске выявлена несанкционированная свалка отходов с координатами С.Ш. 61°824767"; В.Д.34°292165".
Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от 07 июня 2017 года, фотоматериалами.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 указанного Федерального закона предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся, в том числе принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 1 января 2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в силу ст. 7 Закона Республики Карелия «О системе органов исполнительной власти Республики Карелия» осуществляет свою деятельность на основании Положения. Постановлением Правительства Республики Карелия от 20 мая 2016 года № 180-П внесены изменения в Положение о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденное постановлением Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013 года №216-П, согласно которым Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу ч.3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Аналогичные положения закреплены в п. 24 ч. 1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 24 ч.1 ст. 14 Устава Петрозаводского городского округа.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
При этом перераспределение полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, что означает отсутствие прав на данный земельный участок третьих лиц, обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В действующем законодательстве отсутствует понятие безопасного отхода, все отходы являются потенциально опасными, что в том числе подтверждается существующей классификацией отходов производства и потребления. В частности, как следует из ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.
Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами.
Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, которая была ратифицированная Россией.
Так, согласно положениям указанной Конвенции экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и /или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.
Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что обнаруженная в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства образованная несанкционированная свалка располагается на территории Петрозаводского городского округа. Ответчиками доказательств принадлежности свалки каким-либо юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, либо иным лицам суду не предоставлено; надлежащими ответчиками являются Администрация Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, виновные в размещении бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены, суд полагает требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении ответчиков к ликвидации несанкционированной свалки подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов с координатами С.Ш. 61°824767"; В.Д.34°292165", расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе первого по счету гаражного бокса с левой стороны дороги при движении по проезду Автолюбителей со стороны Шуйского шоссе в г.Петрозаводске.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.
Судья: О.В.Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 18 июля 2017 года.