Судья: Фищев Д.А. Дело № 33-4050/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего: Сусловой Н.А.,
судей: Пристром И.Г., Харманюк Н.В.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2001 года дело по кассационной жалобе Андреевой Н.А. на решение Удорского районного суда Республики Коми от 22 июня 2011 года, по которому
иск Андреевой Н.А. удовлетворить в части.
признано за Андреевой Н.А. право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, проживающих в поселках городского типа, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Требование иска Андреевой Н.А. в части сохранения права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Андреева Н.А. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что более 10 лет отработала педагогическим работником в муниципальных образовательных учреждениях Республики Коми, расположенных в сельской местности. С педагогической работы была уволена по сокращению штата работников в связи с ликвидацией образовательного учреждения, встала на учет в службу занятости населения и вышла на пенсию, являясь безработной. Действующим законодательством Российской Федерации, Республики Коми для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, установлены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Ответчиком ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» (далее ГУ РК «Центр СЗН Удорского района») в назначении указанных мер социальной поддержки ей отказано. Считая отказ необоснованным, истица просила суд признать за ней право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Андреева Н.А. требования иска и доводы в его обоснование полностью поддержала.
Представители ответчика ГУ РК «Центр СЗН Удорского района» ... иск не признали.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Андреева Н.А. с решением суда не согласна в части отказа в удовлетворении исковых требований, просит решение суда в указанной части отменить, как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Андреева Н.А. работала ..., позднее .... С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – занимала должности ... и ... школы – сада, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала ... ... МОУ «Начальная школа – детский сад» (...). Уволена из муниципального образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата работников по основанию п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ.
С ДД.ММ.ГГГГ Андреева Н.А. состояла на учете в ГУ РК «Центр занятости населения в Удорском районе» в качестве безработной. Снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с назначением трудовой пенсии по старости.
С ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела судом Андреева Н.А. проживает в квартире ... дома ... по улице ... поселка городского типа ... Удорского района, является собственником данного жилого помещения.
В период осуществления педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, и после увольнения из МОУ «Начальная школа – детский сад» (...) Андреева Н.А. пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Андреева Н.А. обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ РК «Центр СЗН Удорского района» от ДД.ММ.ГГГГ в признании права на меры социальной поддержки, установленные для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, истице отказано. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что при выходе на пенсию истица педагогической деятельностью не занималась, мерами социальной поддержки не пользовалась.
Отказывая истице в удовлетворении требований в части сохранения за нею права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из положений измененной редакции абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ» О социальной защите населения в Республике Коми», вступившими в силу с 10.05.2001 года, в соответствии с которыми сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг было сохранено за педагогическими работниками муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Установив, что истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в поселке городского типа, вышла на пенсию по старости, являясь безработной, в период осуществления педагогической деятельности и после ее прекращения пользовалась мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, однако, с учетом того,что истица непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью не занималась, суд со ссылкой на указанные изменения пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения ее требований.
Между тем, согласиться с данным выводом суда, не представляется возможным, поскольку он противоречит федеральному законодательству, регулирующему вопросы социальной поддержки педагогических работников.
В соответствии с подпунктами "е", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.
Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
При этом названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 г. № 3266-1 «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ( в редакции данного Федерального закона) не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках(поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В противном случае вопреки предписаниям статей 79(часть 2),19 (части1 и ), 39 (часть1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации нарушался бы конституционный принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных социальных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, с соблюдением которых должно осуществляться изменение действующего правового регулирования в социальной сфере.
Таким образом, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Коми от 29.04.2011 г. № 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми», которые вступили в силу 10.05.2001 года.
Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Подобное правовое регулирование в сфере социальной поддержки сельских специалистов, установленное изменениями, внесенными в редакцию абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года, влечет недопустимое снижение мер социальной защиты названной категории лиц в виде ограничения предоставления мер социальной поддержки обязательностью прекращения ими педагогической деятельности после назначения пенсии и препятствует реализации ими, предусмотренного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в сельской местности, ранее которым они пользовались до внесения указанных изменений, и чье право на сохранение указанных льгот не ставилось под сомнение и не оспаривалось.
При этом действующее федеральное законодательство, предоставляя право педагогическим работникам образовательных учреждений, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, не ограничивает предоставление указанных мер дополнительными условиями, как то обязательностью прекращения ими педагогической деятельности после назначения пенсии.
Кроме того, как следует из материалов дела, педагогический стаж истицы составляет более 25 лет, уволена она была из муниципального образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата работников на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в ГУ РК «Центр занятости населения в Удорском районе» в качестве безработной, снята с регистрационного учета в связи с невозможностью ее трудоустройства и назначением трудовой пенсии по старости, в период осуществления педагогической деятельности пользовалась мерами социальной поддержки.
Таким образом, истица до ухода на пенсию иной деятельностью, кроме как педагогической не занималась, уволена была с работы не по своей инициативе, соответственно лишение ее права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которыми она ранее пользовалась, является неправомерным.
При таких обстоятельствах и с учетом указанных правовых норм, решение суда об отказе Андреевой Н.А. в удовлетворении требований в части сохранения за нею права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку судом допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить и отменить в части и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявительницы.
Руководствуясь ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Удорского районного суда Республики Коми от 22 июня 2011 года изменить и отменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции : признать за Андреевой Н.А. право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, проживающих в поселках городского типа, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в части отказа в иске Андреевой Н.А. в части сохранения права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ отменить, вынести по делу новое решение, которым требования Андреевой Н.А. о сохранении права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: