Дело № 2-149/2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Рудых Г.М.,
при секретаре Рублевой Е.Д.,
с участием истца Бондаревой Н.В., представителя истца Бондаревой Н.В. – Григорьева Д.Ю., представителя Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда Шевченко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 января 2013 года в г.Волгограде гражданское дело по иску Бондаревой Натальи Владимировны к Администрации Волгограда, Департаменту городского хозяйства Администрации Волгограда о возложении обязанности по ремонту дороги,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бондарева Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации Волгограда, Департаменту городского хозяйства Администрации Волгограда о возложении обязанности по ремонту дороги. В обоснование заявленных требований указала, что являясь жителем г. Волгограда постоянно пользуется дорогами по .... Состояние дорожного покрытия указанных дорог находится в ненадлежащем состоянии размеры ям, выбоин и трещин не соответствуют ГОСТу, что нарушает условия безопасности дорожного движения, а также создает угрозу жизни и здоровья граждан. Поскольку полномочия по предоставлению муниципальной услуги - содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений предоставлено ответчикам, просит обязать Администрацию Волгограда и Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда в течение шести месяцев выполнить работы по проведению капитального ремонта дорог по ... (двор ... вся улица), ...), Хиросимы (двор ...).
В ходе рассмотрения дела, истцом уточнялись исковые требования, и просила обязать Администрацию г. Волгограда, Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда в течение 6 месяцев произвести ремонт дороги по ....
В судебном заседании истец Бондаренко Н.В. и ее представитель Григорьев Д.Ю., заявленные требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме и просили удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, действующий на основании доверенности Шевченко В.В. против заявленных требований возражала, просила отказать. Пояснила, что администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенного в соответствии с Уставом города Волгограда, полномочиями по организации дорожной деятельности, в том числе по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа Волгоград. В соответствии со ст.24, ст. 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда разрабатывает бюджет и организует его исполнение. Департамент городского хозяйства администрации Волгограда является уполномоченным структурным отраслевым подразделением администрации Волгограда, осуществляющим полномочия органов местного самоуправления Волгограда в сфере дорожной деятельности. В связи, с чем администрация Волгограда и Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, могут только организовывать работы.
Кроме того, в соответствии с постановление Главы Волгограда от 16.10.2008гю. «Об утверждении реестра автомобильных дорог Волгограда», ..., не утверждена в перечне автомобильных дорог, не относится к дороге местного значения г. Волгограда и не соответствует классификации дорог группы В.
Представитель ответчика администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель 3-го лица МУ «Комдорстрой» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав доказательства, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 12 указанного Закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Закона).
Судом при разрешении спора установлено следующее.
Согласно предоставленному акту оценки эксплуатационного состояния дорожного полотна улично-дорожной сети г. Волгограда, составленному комиссией, созданной в соответствии с распоряжением Департамента городского хозяйства администрации Волгограда в которую входили: начальник управления автомобильных дорог Департамента городского хозяйства администрации Волгограда – Аблиязов В.А., начальник отдела строительства и капитального ремонта дорог управления автомобильных дорог Департамента городского хозяйства администрации Волгограда – Кузьмин С.В., главный специалист отдела искусственных сооружений и содержания автомобильных дорог управления автомобильных дорог Департамента городского хозяйства администрации Волгограда – Поздняков Д.Е. «эксплуатационное состояние улиц, в том числе и ..., в полном объеме не отвечают требованиям, предъявляемым к эксплуатационному состоянию дорожного полотна. Для обеспечения безопасности дорожного движения и бесперебойного движения автотранспорта и пешеходов на улично-дорожной сети необходимо выполнение работ на выбоинах и просадках, превышающие предельные размеры согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
В соответствии с положениями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221 и введенного 01.07.1994г., покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Таким образом, судом установлено наличие недостатков дороги по ..., указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и подтвержденных пояснениями истца Бондаревой Н.В., ее представителя, актами осмотра №..., №... (л.д. 13, 14), составленными Волгоградской региональной общественной организации «Центр гражданских инициатив «правозащитник» с участием жителей г. Волгограда. Их не устранение создает угрозу безопасности дорожного движения, опасность для жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Постановлением Главы Волгограда от 16 октября 2008 года № 2143 утвержден Реестр автомобильных дорог Волгограда.
Согласно указанному Реестру, дорога по ... является дорогой общего пользования местного значения и предусматривает асфальтобетонное покрытие.
На основании п. 1, 6, 11 ст. 13, ст. 3, ст. 5, ст. 34, ст. 46 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение предусмотрено в п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005г. № 20/362 согласно которого дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа Волгоград.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений вотдельные законодательные акты российской Федерации»дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах.
Таким образом судом установлено, что автомобильная дорога по ... является небезопасной, а обязанность ее содержания и ремонта лежит на органе местного самоуправления - администрации Волгограда.
Доводы представителей ответчиков о том, что администрацией Волгограда, Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда принимаются меры по ремонту дорог г. Волгограда, в том числе и ..., путем заключения муниципальных контрактов МУ «Комдорстрой», суд считает несостоятельными и подлежащими отклонению, так как само по себе заключение муниципального контракта на проведение ремонтных работ дорог, проведение подрядными организациями ремонтных работ поврежденных участков дорог, при наличии доказательств, представленных истцом, о ненадлежащем состоянии вышеназванных участков дорог, их несоответствии требованиям ГОСТ Р 50597-93, не освобождает ответчика от возложенной обязанности по приведению дороги в надлежащее состояние.
В ходе судебного разбирательства ответчиками, не представлено доказательств, опровергающих доводы истца о несоответствии дороги местного значения по требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», доказательств, исключающих необходимость проведения ремонта дороги, ответчиками также не представлено.
С учетом изложенного, суд полагает, что требования Бондаревой Н.В. к Администрации Волгограда обоснованны и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд не находит оснований об обязании Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда о возложении обязанности по ремонту дороги по ..., поскольку в силу вышеуказанных Законов, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к полномочиям органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Тогда как Департамент городского хозяйства в соответствии с положением о Департаменте, утвержденном решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009г. №15\446, является уполномоченным структурным отраслевым подразделением администрации Волгограда.
Истец просит суд обязать ответчиков исполнить решение суда в течение 6 месяцев. Вместе с тем срок исполнения судебных решений установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поэтому требование истца обязать исполнить решение в течение 6 месяцев дней с момента вступления в законную силу решения суда является излишним.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бондаревой Натальи Владимировны к Администрации Волгограда, Департаменту городского хозяйства Администрации Волгограда о возложении обязанности по ремонту дороги, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Волгограда произвести ремонт дороги по ул. Гвоздкова г. Волгограда.
Требования Бондаревой Натальи Владимировны к Департаменту городского хозяйства Администрации Волгограда о возложении обязанности по ремонту дороги, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда.
Судья – подпись.
Копия верна.
Судья - Г.М. Рудых