Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-458/2019 (2-3862/2018;) ~ М-3671/2018 от 05.12.2018

Дело № 2-458/2019

УИД 24RS0024-01-2018-004709-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2019 года      г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Блошкиной А.М.,

при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, к Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению «Канский морской кадетский корпус» о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что со стороны её работодателя - КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» имело место нарушение её трудовых прав за период с января по август 2018 г., выразившееся в выплате заработной платы за указанный период ниже минимального размера оплаты труда, в связи с чем истец первоначально просила взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по недоначисленной заработной плате за период с января по август 2018 г. в общем размере 37 110,21 руб., а также в счет компенсации морального вреда в порядке ст. 237 ТК РФ – 50 000 руб., в счет компенсации по ст. 136 ТК РФ – 3 572,61 руб.

В судебное заседание ФИО4 не явилась, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, уточнив требования – поддерживала исковые требования о взыскании суммы недоначисленной заработной платы за период с января по август 2018 г. на общую сумму 34 968,38 руб., в ином ранее заявленные требования более не поддерживала.

Представитель ответчика – КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» Баранов В.И. (по доверенности) в судебном заседании участия не принимал, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом, ранее, в ходе предварительного судебного заседания иск признал в части, пояснив, что в представленном истцом расчете имеются неточности, в обоснование чего представил также письменный отзыв на иск и свои расчеты сумм, подлежащих к взысканию.

Представители третьих лиц - Министерства образования Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края, извещенные о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание также не явились, ходатайств не заявляли.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, и, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на выплату заработной платы своевременно и в полном размере.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка. Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Статьей 3 Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9 489 руб. (с января по апрель 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15 182,40 руб.

Статьей 2 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» с 01 мая 2018 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11 163 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11 163 руб. (с мая 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17 860,80 руб.

Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, которым Конституционный Суд Российской Федерации постановил следующее:

Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4).

По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте РФ устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.

Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.

Нормы Трудового кодекса РФ, таким образом, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.

В силу положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017№ 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

При пересмотре по предусмотренным процессуальным законодательством основаниям в кассационном или надзорном порядке вынесенных по данному вопросу судебных постановлений, основанных на соответствующих нормах в истолковании ином, чем выявленный Конституционным Судом РФ их конституционно-правовой смысл, суды также должны в силу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, руководствоваться его Постановлением от 07.12.2017 № 38-П.

Упомянутым выше Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения ст. 129, ч.ч. 1, 3 ст. 133, ч.ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом указано, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл вышеобозначенных положений Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

При этом, суд в любом случае учитывает, что обратная сила постановлений Конституционного Суда РФ может иметь место, когда речь идет: об изменении правового регулирования ранее существовавших отношений; у участвовавших в правоотношении сторон появляются новые права и обязанности; постановление улучшает положение лица.

Как установлено в судебном заседании, ФИО4 с 03.02.2014 г. работает в КГБОУ «Канский морской кадетский корпус», с 09.11.2015 г. – в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, при этом, ответчиком с января по август 2018 г. нарушались ее трудовые права, заработная плата выплачивалась ей ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия. Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере, полученном при расчете по указанному алгоритму:

- за отработанные 136 ч. в январе 2018 г.: 15 182,40 руб. / 136 час. (норма времени в январе 2018 г.) х 136 ч. (отработано работником) = 15 182,40 руб. (должно быть начислено) – 11 016 руб. (фактически начислено) = 4 166,40 руб.

- за отработанные 151 ч. в феврале 2018 г.: 15 182,40 руб. / 151 час. (норма времени в феврале 2018 г.) х 151 ч. (отработано работником) = 15 182,40 руб. (должно быть начислено) – 11 016 руб. (фактически начислено) = 4 166,40 руб.

- за отработанные 159 ч. в марте 2018 г.: 15 182,40 руб. / 159 час. (норма времени в марте 2018 г.) х 159 ч. (отработано работником) = 15 182,40 руб. (должно быть начислено) – 11 016 руб. (фактически начислено) = 4 166,40 руб.

- за отработанные 167 ч. в апреле 2018 г.: 15 182,40 руб. / 167 час. (норма времени в апреле 2018 г.) х 167 ч. (отработано работником) = 15 182,40 руб. (должно быть начислено) – 11 016 руб. (фактически начислено) = 4 166,40 руб.

- за отработанные 159 ч. в мае 2018 г.: 17 860,80 руб. / 159 час. (норма времени в мае 2018 г.) х 159 ч. (отработано работником) = 17 860,80 руб. (должно быть начислено) – 11 163 руб. (фактически начислено) = 6 697,80 руб.

- за отработанные 8 ч. в июне 2018 г.: 17 860,80 руб. / 159 час. (норма времени в июне 2018 г.) х 8 ч. (отработано работником) = 898,65 руб. (должно быть начислено) – 558,15 руб. (фактически начислено) = 340,50 руб.

- за отработанные 120 ч. в июле 2018 г.: 17 860,80 руб. / 176 час. (норма времени в июле 2018 г.) х 120 ч. (отработано работником) = 12 177,82 руб. (должно быть начислено) – 7 611,14 руб. (фактически начислено) = 4 566,68 руб.

- за отработанные 184 ч. в августе 2018 г.: 17 860,80 руб. / 184 час. (норма времени в августе 2018 г.) х 184 ч. (отработано работником) = 17 860,80 руб. (должно быть начислено) – 11 163 руб. (фактически начислено) = 6 697,80 руб.,

всего на сумму 34 968 руб. 38 коп., данная сумма получена судом при расчете, произведенном, исходя из отработанного времени за спорные периоды, с учетом фактически начисленной заработной платы, при этом, учтены возражения в указанной части от ответчика, а также фактические данные по количеству отработанного времени и начислениям за спорные периоды.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования ФИО4 к КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению в установленном размере, следовательно, с работодателя КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» в пользу ФИО4 подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с января по август 2018 г. в размере 34 968,38 руб.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.

Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

Согласно положений ст. 103 ГПК РФ, таким образом, с ответчика КГБОУ «Канский морской кадетский корпус» в доход местного бюджета к взысканию также подлежит государственная пошлина в размере 1 249 руб. (пропорционально сумме удовлетворенных требований имущественного характера – 34 968,38 руб.).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 к Краевому государственному бюджетному образовательном учреждению «Канский морской кадетский корпус» (КГБОУ «Канский морской кадетский корпус») – удовлетворить.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Канский морской кадетский корпус» в пользу ФИО4 задолженность по недоначисленной заработной плате с января по август 2018 года в размере 34 968 рублей 38 копеек.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Канский морской кадетский корпус» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 249 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 12 февраля 2019 года

Судья      А.М. Блошкина

2-458/2019 (2-3862/2018;) ~ М-3671/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лой Асия Ахнафовна
Ответчики
КГБОУ "Канский морской кадетский корпус"
Другие
Министерство финансов КК
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Блошкина Анастасия Михайловна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
05.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2018Передача материалов судье
10.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2019Предварительное судебное заседание
07.02.2019Судебное заседание
12.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее