Дело № 2-466/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 21.12.2017 года
Мотивированное решение составлено 26.12.2017 года
г. Прокопьевск 21 декабря 2017 года
Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Герасимчук Т.А.,
при секретаре Левшиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прокопьевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калачевского сельского поселения Прокопьевского муниципального района о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Прокопьевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Калачевского сельского поселения об обязании внести изменения в проект организации дорожного движения, установить пешеходное ограждение перильного типа, организовать тротуары, искусственные неровности на участках дорог, прилегающих к территории детского учреждения.
Требования мотивированы тем, что в июле 2017 года при проведении проверки соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения в части обеспечения жизни и здоровья несовершеннолетних на территории Калачевского сельского поселения выявлены следующие нарушения эксплуатационного состояния улично-дорожной сети вблизи образовательного учреждения - МОУ «Калачевская средняя общеобразовательная школа», расположенная по <адрес>.
участок дороги, расположенный по <адрес>, - за 10-15 метров до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения отсутствуют искусственные неровности, что является нарушением п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (далее - ГОСТ Р 52605-2006);
участок дороги, расположенный по <адрес>, у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящей вдоль детского учреждения - отсутствует пешеходное ограждение перильного типа, с обеих сторон дороги на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее ГОСТ Р 52289-2004);
участок дороги, расположенный по <адрес>, - около детского учреждения отсутствуют тротуары, что является нарушением п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007);
проект организации дорожного движения по <адрес> разработан в 2016 году с нарушениями требований ГОСТ Р 52289-2004, а именно искусственные неровности спроектированы на расстоянии более 10-15 метров от пешеходного перехода. Кроме того у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящей вдоль детского учреждения отсутствуют ограждения перильного типа.
В 2016 году главой Калачевского сельского поселения утвержден проект организации дорожного движения по улицам <адрес>, в том числе на участках дороги по <адрес>, прилегающие к территории МОУ «Калачевская средняя общеобразовательная школа». ДД.ММ.ГГГГ главе Калачевского сельского поселения Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Прокопьевского района было внесено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений №. Из ответа главы Калачевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на представление следует, что проект организации дорожного движения находится на доработке в АО «Кузбассдорфондпроект», после его утверждения недостатки будут устранены. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Отсутствие искусственных неровностей, пешеходных ограждений перильного типа, тротуаров на участках дорог, прилегающих к территории детских учреждений, влечет возникновение дорожно-транспортных происшествий, наступление тяжких последствий, и свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, жизни и имущества. Установление указанных знаков дорожного движения связано с необходимостью обеспечения безопасности детей. Просит обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрацию Калачевского сельского поселения:
внести изменения в проект организации дорожного движения по <адрес> и утвердить его в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, а именно, искусственные неровности должны быть спроектированы на расстоянии за 10-15 метров до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения; у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящей вдоль детского учреждения, проектом должны быть предусмотрены ограждения перильного типа;
на участке дороги, расположенном по <адрес> за 10-15 метров до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детских учреждений организовать согласно проекту организации дорожного движения искусственные неровности;
на участке дороги, расположенном по <адрес> у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящей вдоль детского учреждения согласно проекту организации дорожного движения установить пешеходное ограждение перильного типа, с обеих сторон дороги на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода;
на участке дороги, расположенном по <адрес> согласно проекту организации дорожного движения организовать тротуары.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Прокопьевского района Трефилова О.А. дала объяснения, аналогичные исковому заявлению, требования уточнила, просит обязать администрацию Калачевского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ внести изменения в проект организации дорожного движения по <адрес> и утвердить его в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, а именно, искусственные неровности должны быть спроектированы на расстоянии за 10-15 метров до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения; у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящей вдоль детского учреждения, проектом должны быть предусмотрены ограждения перильного типа; на участке дороги, расположенном по <адрес> за 10-15 метров до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детских учреждений организовать согласно проекту организации дорожного движения искусственные неровности; на участке дороги, расположенном по <адрес> у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящей вдоль детского учреждения согласно проекту организации дорожного движения установить пешеходное ограждение перильного типа, с обеих сторон дороги на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода; на участке дороги, расположенном по <адрес> согласно проекту организации дорожного движения организовать тротуары.
Представитель ответчика – администрации Калачевского сельского поселения Прокопьевского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В суд представлен отзыв на исковые требования, согласно которому организованы искусственные неровности по <адрес> за 10-15 м. до пешеходного перехода, установка пешеходного ограждения перильного типа запланирована на 2018 г., так же запланирована организация тротуаров на участке дороги по <адрес> на 2019 г. (л.д. 20).
Представитель третьего лица – <данные изъяты> отдела ГИБДД Отдела МВД России по Прокопьевскому району Щетинин Н.П., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ с исковыми требованиями согласился, пояснил суду, что на момент подачи прокурором искового заявления на <адрес> была установлена одна искусственная неровность, но на расстоянии больше чем 15 метров от пешеходного перехода. В настоящее время искусственная неровность частично разрушена.
Суд, заслушав представителей истца, третьего лица, изучив материалы дела, находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст. 14 Закона вопросов местного значения городских поселений.
Законом Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» установлено, что с 01.01.2015 года дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом контрольных осмотров, либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и осуществление мероприятий осуществляется с нормативными актами РФ и нормативно - правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и документации, утвержденной в установленном порядке.
Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» предусмотрено, что на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по изучению условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I- III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Согласно п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
В соответствии с п. 6.2. ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Судом установлено, что в июле 2017 года прокуратурой Прокопьевского района совместно с ОГИБДД Отдела МВД России по Прокопьевскому району была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения в части обеспечения жизни и здоровья несовершеннолетних.
В ходе проверки на территории Калачевского сельского поселения были выявлены недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети вблизи следующего детского учреждения: МОУ «Калачевская средняя общеобразовательная школа», расположенная по <адрес>, а именно:
участок дороги, расположенный по <адрес>, - за 10-15 метров до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения отсутствуют искусственные неровности, что является нарушением п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (далее - ГОСТ Р 52605-2006);
участок дороги, расположенный по <адрес>, у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящей вдоль детского учреждения - отсутствует пешеходное ограждение перильного типа, с обеих сторон дороги на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее ГОСТ Р 52289-2004);
участок дороги, расположенный по <адрес>, - около детских учреждений отсутствуют тротуары, что является нарушением п. 4.5.1.1 ГОСТР 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007);
проект организации дорожного движения по <адрес> разработан в 2016 году с нарушениями требований ГОСТ Р 52289-2004, а именно искусственные неровности спроектированы на расстоянии более 10-15 метров от пешеходного перехода. Кроме того у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящей вдоль детского учреждения отсутствуют ограждения перильного типа.
Наличие указанных нарушений в организации дорожного движения на момент проведения проверки подтверждается копией проекта организации дорожного движения по <адрес> (л.д.7-10), сообщением главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Прокопьевского района А. от ДД.ММ.ГГГГ за № года (л.д. 11).
Доводы истца о том, что выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог являются нарушением действующего законодательства, подтверждаются представлением главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Прокопьевского района А. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений (л.д. 12-13).
На момент рассмотрения дела нарушения эксплуатационного состояния улично-дорожной сети вблизи образовательного учреждения - МОУ «Калачевская средняя общеобразовательная школа», расположенная по <адрес>, ответчиком не устранены.
Бездействие органа местного самоуправления в надлежащей организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечении безопасности дорожного движения на них нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, жизни и имущества. Указанные нарушения отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, создают опасность причинения вреда жизни и здоровью лиц, использующих улицу для передвижения, прежде всего несовершеннолетних, приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий. Отсутствие пешеходных ограждений, тротуаров, искусственных неровностей на участках дорог, прилегающих к территории детских учреждений, предусмотренных проектом организации дорожного движения, влечет возникновение дорожно-транспортных происшествий, наступление тяжких последствий. Требования об устранении выявленных нарушений организации дорожного движения связаны с необходимостью обеспечения безопасности детей.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая существо выявленных нарушений, напрямую связанных с общественной безопасностью, а также принимая во внимание, что неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, содержания автомобильных дорог создает угрозу нарушения прав граждан, суд полагает срок, предложенный прокурором, – до 01.08.2018 года достаточным.
В силу п.п. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Калачевского сельского поселения Прокопьевского муниципального района в срок до 01 августа 2018 года:
внести изменения в проект организации дорожного движения по <адрес> и утвердить его в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, а именно, искусственные неровности должны быть спроектированы на расстоянии за 10-15 метров до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детского учреждения; у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящей вдоль детского учреждения, проектом должны быть предусмотрены ограждения перильного типа;
на участке дороги, расположенном по <адрес> за 10-15 метров до наземного нерегулируемого пешеходного перехода у детских учреждений организовать согласно проекту организации дорожного движения искусственные неровности;
на участке дороги, расположенном по <адрес> у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке улицы, проходящей вдоль детского учреждения согласно проекту организации дорожного движения установить пешеходное ограждение перильного типа, с обеих сторон дороги на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода;
на участке дороги, расположенном по <адрес> согласно проекту организации дорожного движения организовать тротуары.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья: Т.А.Герасимчук (На момент опубликования решение в законную силу не вступило).