РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 17 февраля 2016 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Пономаревой Е.Н.,
с участием в деле:
административного истца Боженко С. В.,
административных ответчиков
Прокуратура Республика Мордовия в лице представителя Шитовой Е. П., действующей на основании доверенности от 26 января 2016 г.
первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск-директора Департамента городского хозяйства Егорычева А. В., его представителя Тараскова И. Ю., действующего на основании доверенности от 08 февраля 2016 г.
Администрация городского округа Саранск, в лице представителя Тараскова И. Ю., действующего на основании доверенности от 14 октября 2016 г.,
заинтересованных лиц Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск,
директора Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Комендантова О. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Боженко С. В. к Прокуратуре Республика Мордовия, первому заместителю Главы Администрации городского округа Саранск-директору Департамента городского хозяйства Егорычеву А. В., Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий по переадресации обращения Боженко С. В. и возложении обязанности его рассмотреть в установленном законом порядке, признать незаконным решения об отказе в рассмотрении обращения Боженко С. В. и возложении обязанности его рассмотреть в установленном законом порядке,
установил:
Боженко С.В. обратился в суд с административным иском к Прокуратуре Республики Мордовия, Первому заместителю Главы Администрации городского округа Саранск – директору Департамента городского хозяйства Егорычеву А. В. о признании незаконным бездействия по переадресации обращения, признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть обращение в установленные сроки.
В обоснование требований указано, что 18 ноября 2015 г. через интернет-приемную Прокуратуры Республики Мордовия он направил обращение относительно неправомерного поведения должностного лица КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Комендантова О.И.
Со ссылкой на часть третью статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации») Прокуратура Республики Мордовия переадресовала указанное обращение в Администрацию городского округа Саранск.
Администрация городского округа Саранск, письмом от 07 декабря 2015 г. №ПР-11804 за подписью Первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента городского хозяйства Егорычева А.В. на основании части третьей статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» оставила обращение без рассмотрения по существу поставленных вопросов, поскольку оно содержит оскорбительные выражения в отношении должностных лиц КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства».
Считает, что его обращение содержало указание на многочисленные нарушения и решения (действия) директора КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Комендантова О.И. противоречащие нормам действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем оставление его обращения без рассмотрения существенно нарушено его право на обращение, предусмотренное Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
На основании положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»), статей 218-220 Кодекса Административного судопроизводства (далее КАС Российской Федерации) и изложенного просит признать незаконным действие Прокуратуры Республики Мордовия по переадресации обращения Боженко С.В., поступившее в Прокуратуру Республики Мордовия 18 ноября 2015 г. через интернет-приемную (сайт <данные изъяты>). Обязать Прокуратуру Республики Мордовия рассмотреть обращение Боженко С.В., поступившее в Прокуратуру Республики Мордовия от 18 ноября 2015 г. через интернет-приемную (сайт <данные изъяты>) по существу, в установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» порядке и сроки, о результатах сообщить Боженко С.В. Признать незаконным решение Первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента городского хозяйства Егорычева А.В., выраженное в письме Администрации городского округа Саранск №ПР-11804 от 07 декабря 2015 г. Обязать Администрацию городского округа Саранск рассмотреть обращение Боженко С.В., поступившее из Прокуратуры Республики Мордовия (рег. №19362/1-16 от 26 ноября 2015 г.) по существу в установленные Федеральным законом ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» порядке и сроки, о результатах рассмотрения сообщить Боженко С.В.
Определением Ленинский районный суд г. Саранска от 08февраля 2016 г. в качествесоответчика по данному делу привлечена Администрация городского округа Саранск.
В заявлении от 15 февраля 2016 г. административный истец Боженко С.В. исковые требования уточнил, просил признать незаконным действие Прокуратуры Республики Мордовия по переадресации обращения Боженко С. В. поступившее в Прокуратуру Республики Мордовия 18 ноября 2015 года через интернет-приемную. Обязать Прокуратуру Республики Мордовия рассмотреть обращение Боженко С. В. поступившее в Прокуратуру Республики Мордовия 18 ноября 2015 года через интернет-приемную по существу, в установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» порядке и сроки, о результатах рассмотрения сообщить лично Боженко С. В.. Признать незаконным решение первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранска - Директора Департамента городского хозяйства А.В. Егорычева выраженное в письме Администрации городского округа Саранск № Пр-11804 от 07 декабря 2015 года.
В заявлении от 17 февраля 2016 г. административный истец Боженко С.В. исковые требования уточнил, просил признать незаконным действия Прокуратуры Республики Мордовия по переадресации обращения Боженко С.В., поступившее в прокуратуру 18 ноября 2015 г. Обязать прокуратуру Республики Мордовия рассмотреть его обращение по существу в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации». Признать незаконным решение первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск-директора Департамента городского хозяйства Егорычева А.В., выраженное в отказе в рассмотрении заявления по существу, выраженное в письме №Пр-11804 от 07 декабря 2015 г. Обязать Администрацию городского округа Саранск рассмотреть его обращение, поступившее из Прокуратуры Республики Мордовия 26 ноября 2015 г. по существу, в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В судебном заседании административный истец Боженко С.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика Прокуратуры Республика Мордовия Шитова Е.П. административный иск не признала и просила в удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
В судебном заседании представитель административных ответчиков первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск-директора Департамента городского хозяйства Егорычева А.В., Администрации городского округа Саранск – Тарасков И.Ю. возражал относительно удовлетворения заявленных требований, просил в административном иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск не явился по неизвестным причинам, о дне и месте судебного заседания извещен надлежаще и своевременно. Представителем заинтересованного лица Токаревым С.А., действующим на основании доверенности от 15 февраля 2016 г. представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание заинтересованное лицо директор КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Комендантов О.И. не явился по неизвестным причинам, о дне и месте судебного заседания извещен надлежаще и своевременно, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС Российской Федерации), суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть первая статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части первой статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть первая статьи 12).
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре» и пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45 (далее Инструкция), установлено, что обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Согласно пункту 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
В соответствии с пунктом 3.5 данной Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течении 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
17 ноября 2015 г. в Интернет-приемную Прокуратуры Республики Мордовия поступило обращение Боженко С.В., зарегистрированное прокуратурой 19 ноября 2015 г.
23 ноября 2015 г. в соответствии с частью третьей статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" данное обращение на действия директора КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» направлено Главе Администрации городского округа Саранск Тултаеву П.Н. для рассмотрения по принадлежности, с отметкой о результатах рассмотрения обращения сообщить заявителю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно пункту 2 статьи 26 названного Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
В силу пунктов 5 и 11 части первой статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Вышеуказанные вопросы местного значения закреплены в Уставе городского округа Саранск, утвержденного решение Советов депутатов городского округа Саранск от 23 декабря 2005 г. №177.
Администрация городского округа Саранск имеет полномочия на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 статьи 10 Устава городского округа Саранск).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 15 мая 1997 г. №496 учреждено муниципальное учреждение "Городская служба заказчика жилищно - коммунального хозяйства".
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 14 января 2011 г. №16 изменен тип муниципального учреждения "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" как бюджетного учреждения на тип казенного учреждения с его наименованием "Казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства".
Согласно пунктам 2, 7 части первой статьи Устава КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 14 января 2011 г. N 16,целью и предметом деятельности является: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Саранск, а также иные задачи в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Саранск
При указанных обстоятельствах, Администрация городского округа Саранск контролирует деятельность КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» и принимает меры к выполнению подведомственными учреждениями определенных уставом целей.
Из содержания обращения Боженко С.В. следует, что обжалуются действия подведомственного Администрации городского округа Саранск учреждения - КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», связанные с содержанием автомобильных дорог.
Принимая во внимание предмет прокурорского надзора и учитывая, что прокуратура Республики Мордовия направила обращение Боженко С.В., в установленный законом срок по принадлежности в орган местного самоуправления обращение заявителю, а также то, что разрешение поставленных в заявлении вопросов относится к компетенции Администрации городского округа Саранск, суд приходит к выводу, что Прокуратурой Республики Мордовия права заявителя на получение ответа из государственного органа не нарушены.
Несогласие заявителя с содержанием этого ответа само по себе не может служить основанием для вывода о неправомерных действиях, в связи с чем требования Боженко С.В. о признании незаконным действий Прокуратуры Республики Мордовия по переадресации обращения Боженко С.В., поступившее в прокуратуру 18 ноября 2015 г. и возложении обязанности рассмотреть обращение по существу в установленном законом порядке, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
26 ноября 2015 г. обращение Боженко С.В., переадресованное Прокуратурой Республики Мордовия получено Администрацией городского округа Саранск.
Письмом первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента городского хозяйства Егорычева А.В. от 07 декабря 2015 г. №Пр-11804, обращение Боженко С.В. оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов, в связи с содержанием в нем оскорбительных выражений в адрес директора КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». Одновременно сообщено о недопустимости злоупотребления правом на обращение в органы местного самоуправления городского округа Саранск и территориальные органы Прокуратуры Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что государственный орган или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Закона.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (часть третья статьи 11 Закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, (Определения от 13 октября 2009 г. N 1264-О-О, от 13 октября 2009 года N 1342-О-О), данное законоположение (часть 3 статьи 11 Федерального закона) направлено на защиту чести и достоинства личности, охрану общественных отношений в сфере рассмотрения обращений граждан, поскольку заявитель, используя нецензурные либо оскорбительные выражения, преследует цель не защитить свои права и законные интересы, а унизить честь и достоинство лица, рассматривающего обращение, либо иных лиц. Данная норма не допускает рассмотрения по существу заявления гражданина, содержащее нецензурные выражения, негативно характеризующие личность других граждан и нарушающие их права и свободы.
Принимая во внимание характер изложенных заявителем доводов, стиль изложения, отсутствие каких-либо требований, суд находит, что обращение Боженко С.В. от 18 ноября 2015 г. являлось некорректным по отношению должностного лица –директора КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Комендантова О.И., в связи с чем обоснованно оставлено первым заместителем Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента городского хозяйства Егорычевым А.В. без рассмотрения, о чем заявителю письменно сообщено.
Таким образом, со стороны первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента городского хозяйства Егорычева А.В. нарушений прав заявителя не имеется, в связи, с чем требования административного истца о признании незаконным решение первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск-директора Департамента городского хозяйства Егорычева А.В., выраженное в отказе в рассмотрении заявления по существу, выраженное в письме №Пр-11804 от 07 декабря 2015 г. и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности рассмотреть его обращение, поступившее из Прокуратуры Республики Мордовия 26 ноября 2015 г. по существу, в установленном законом порядке, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Оценивая доказательства в соответствии со статьей 84 КАС Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, суд находит, что административные исковые требования Боженко С.В. к Прокуратуре Республика Мордовия, первому заместителю Главы Администрации городского округа Саранск- директору Департамента городского хозяйства Егорычеву А.В., Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий по переадресации обращения Боженко С.В. и возложении обязанности его рассмотреть, признать незаконным решения об отказе в рассмотрении обращения Боженко С. В. и возложении обязанности его рассмотреть удовлетворению не подлежат.
Согласно части первой статьи 103 КАС Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 111 КАС Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью третьей статьи 109 настоящего Кодекса.
Расходы по государственной пошлины в размере 300 рублей, уплаченные по квитанции от 22 января 2016 г. возмещению административному истцу Боженко С.В. не подлежат в связи с тем, что ему отказано в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Боженко С. В. к Прокуратуре Республика Мордовия, первому заместителю Главы Администрации городского округа Саранск- директору Департамента городского хозяйства Егорычеву А. В., Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий по переадресации обращения Боженко С. В. и возложении обязанности его рассмотреть, признать незаконным решения об отказе в рассмотрении обращения Боженко С. В. и возложении обязанности его рассмотреть оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович
мотивированное решение составлено 24 февраля 2016 г.