Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Астрахань 20.07.2020 года
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Апостолова К.В.,
при секретаре Дюсеевой А.Ж.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-55/2020 по иску Ваулиной Людмилы Васильевны к Федеральному казённому учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решения незаконным в части, обязании и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ваулина Л.В. обратилась в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации указав, что она является инвалидом 2 группы, в 2018г. индивидуальная программа реабилитации четырежды изменялась, при этом ей отказывают во включении в данную программу некоторых технических средств, которые были рекомендованы еще в 2013г., таких как бандажи-наколенники на оба коленных сустава, сложная ортопедическая обувь (2 пары в год), трость опорная с УПС, корсет фиксирующий ортопедический на пояснично-крестовый отдел позвоночника. В связи с ухудшением здоровья с 19.03.2019г. по 11.04.2019г. истец проходила стационарное лечение, по результатам обследования был поставлен диагноз, в том числе, остеохондроз пояснично-крестового отдела позвоночника, двусторонний гонартроз 3 ст.НФС 3, гоналгия, артроз голеностопных суставов 2-3 ст., хроническая лимфовенозная недостаточность. В этой связи Ваулиной было рекомендовано мероприятия по протезированию и ортезированию: коленные ортезы, ортопедическая обувь летняя и зимняя, компрессионные гольфы и ортез на плечевой сустав. 13.06.2019г. истцу была проведена медико-социальная экспертиза и по ее результатам отказано во включении в ИПРИ вышеуказанных мероприятий. Истец считает данное решение незаконным. Из заключения травматолога от 08.04.2019г. следует, что у истца выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата, требующие ортезов и ортопедической обуви. Согласно выписке из карты стационарного больного Ваулина страдает заболеваниями верхних конечностей 2-3 степени, нуждается в ортезе на плечевой сустав. Также имеется заболевания как варикоз нижних конечностей и нуждается в чулках (гольфах) варикозных, однако, данные рекомендации не были включены в ИПРИ. Ваулина Л.В., с учетом уточнений, просит суд признать незаконным решение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2019г. в части отказа во включении в ИПРА Ваулиной Л.В. необходимость обеспечения ТСР: коленными ортезами, бандажей-наколенников на оба коленных сустава, летней и зимней ортопедической обувью, компрессионными гольфами и ортезом на плечевой сустав, ортопедическим матрацем, тонометром, корсетом фиксирующим, скамейкой для ванны, в также не необходимость в санаторно-курортном лечении и постоянном уходе, обязать ответчика включить в ИПРА Ваулиной Л.В. указание на необходимость обеспечения ТСР: коленными ортезами, бандажей-наколенников на оба коленных сустава, летней и зимней ортопедической обувью, компрессионными гольфами и ортезом на плечевой сустав, ортопедическим матрацем, тонометром, корсетом фиксирующим, скамейкой для ванны, в также на необходимость в санаторно-курортном лечении и постоянном уходе, взыскать с ФКУ «ГБ МСЭ по АО» компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец Ваулина Л.В. и ее представитель Романов В.В. заявленные исковые требования, с учётом дополнений, поддержали в полном объеме, просили суд удовлетворить их.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Эктов С.С. иск не признал, просил отказать в удовлетворении требований.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заключение помощника прокурора Федотовой И.В., исследовав материалы дела, представленные на обозрение подлинники дел освидетельствований в отношении Ваулиной Л.В., приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую помощь (статья 41, часть 1) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе, в случае инвалидности (статья 39, часть 1), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Решения указанных учреждений могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции, который в ходе установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, вправе использовать все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством способы получения доказательств, в том числе назначение экспертизы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 01.12.2014г. N419-ФЗ), медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ связывает установление инвалидности не с наличием определенного заболевания и диагноза, а с комплексной оценкой состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006г. №95 утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которым признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро) (Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н (ред. от 30.05.2018) "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм")Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ). Таким образом, при решении вопроса об обеспечении конкретного инвалида тем или иным техническим средством реабилитации в целях восстановления, компенсации нарушенных функций организма, формирования, восстановления, компенсации способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности по результатам проведенной в учреждении медико-социальной экспертизы реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики учитываются как наличие стойких нарушений тех или иных функций организма, так и возможность компенсации или устранения имеющихся у инвалида стойких ограничений жизнедеятельности. Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, обеспечением его ИПРА и ТСР, следует, что разрешение указанных вопросов относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. В судебном заседании установлено и не оспорено, что 26.03.2018г. Ваулина Л.В. обратилась к ответчику с целью завышения группы инвалидности и разработки ИПРА. По результатам обследования, изучения предоставленных медицинских, медико-экспертных документов, комплексной оценки состояния организма Ваулиной Л.В., на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных группа инвалидности не изменена, разработана ИПРА, рекомендовано ТСР: ходунки шагающие, корсет полужесткой фиксации, поручни, кресло-стул с санитарным оснащением. Впоследствии, в результате освидетельствования Ваулиной Л.В. в порядке контроля в экспертном составе №1 ГБ установлено наличие оснований для обеспечения Ваулиной Л.В. ТСР: стула для ванны, специального сиденья для туалета. Показаний для обеспечения инвалида ТСР: бандажом на правый плечевой сустав, чулками компрессионными, тонометром, сложной ортопедической обувью, подставкой для ванны в соответствии с действующим законодательством по МСЭ не имеется. Разработана новая ИПРА. 13.06.2019г. Ваулина Л.В. повторно проходила освидетельствование с целью разработки ИПРА. По результатам экспертиза разработана новая ИПРА №568.2.30/2019 от 14.06.2019, оснований для обеспечения инвалида компрессионным трикотажем и сложной ортопедической обувью за счет ФСС не выявлено. Для проверки доводов истца о наличии оснований для включения в программу реабилитации (ИПРА) указания на необходимость обеспечения коленными ортезами, бандажами-наколенниками на оба коленных сустава, летней и зимней ортопедической обувью, компрессионными гольфами и ортезом на плечевой сустав, ортопедическим матрацем, тонометром, корсетом фиксирующим, скамейкой для ванны, в также на необходимость в санаторно-курортном лечении и постоянном уходе, по ходатайству стороны истца судом назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Согласно экспертному заключению экспертного состава N 2 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, составленному по результатам материалов гражданского дела, дел освидетельствований Ваулиной Л.В., на период освидетельствования Ваулиной Л.В. в Бюро №2 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» 13.06.2019, у Ваулиной имелись следующие нарушения функций: стойкие выраженные нарушения психических функций (70%), стойкие умеренные нарушения сенсорных функций (60%), стойкие выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (70%), стойкие умеренные нарушения функции сердечнососудистой системы (50%). Нуждаемость в постоянном уходе определяется инвалидам 1 группы, у которых имеется ограничение способности к самообслуживанию 3 степени, у Ваулиной имеется 2 степень ограничения способности к самообслуживанию. Ортопедическая обувь, компрессионные гольфы, ортез на плечевой сустав, тонометр не показаны. Ортопедический матрац, скамейка для ванны в перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, отсутствуют, назначению инвалидам не подлежат. По ходатайству стороны ситца по делу назначена повторная судебно-медицинская экспертиза, согласно экспертному заключению экспертного состава N 5 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, не имелось оснований для обеспечения Ваулиной ТСР: коленными ортезами, летней и зимней ортопедической обувью, ортезом на плечевой сустав, компрессионными гольфами. Ортопедический матрац не включен в Федеральный перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, Ваулина в противопролежневом матраце не нуждается, тонометр не включен в Федеральный перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, Ваулина в тонометре не нуждается, нуждаемость в санаторно-курортном лечении относится к компетенции учреждений здравоохранения, в постоянном уходе Ваулина Л.В. по имеющимся медицинским показаниям не нуждается. Разрешая спор, суд, оценивая заключения судебных экспертиз в совокупности с другими доказательствами: объяснениями участников процесса, медицинскими документами, принимая во внимание, что экспертизы проведены комиссиями врачей по СМЭ, имеющих высокую квалификацию, значительный стаж экспертной деятельности, статус экспертных учреждений и квалификация экспертов сомнений у суда не вызывают, а выводы экспертов основаны на анализе материалов гражданского дела, в том числе и всех медицинских документах и данных исследований, на которые ссылался истец, что подробно изложено в исследовательской части заключений, обстоятельств, которые не были учтены экспертами при проведении исследований и которые давали бы основания сомневаться в правильности экспертного заключения, в материалы дела не представлено, заключения экспертиз согласуются с результатами неоднократных освидетельствований истца учреждениями медико-социальной экспертизы, установленными диагнозами по основному и сопутствующим заболеваниям, учитывая, что поскольку нарушений установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца не установлено, экспертиза проведена исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных освидетельствуемого лица, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований истца. В нарушение положений гражданско-процессуального закона, ст. ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о незаконности оспариваемых выводов экспертных комиссий. При таких обстоятельствах, требования Ваулиной Л.В. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, судРЕШИЛ:Исковые требования Ваулиной Людмилы Васильевны к Федеральному казённому учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решения незаконным в части, обязании и компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.Полный текст решения изготовлен 27.07.2020 года.Судья подпись Апостолов К.В.