УИД 63RS0№-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2023 года Кировский районный суд г.о. Самара в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Ю.,
при секретаре Бурдиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-1840/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Самарской области к Титовой л.в. о взыскании недоимки по налогам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском о взыскании недоимки по налогам, в котором указали, что Титова Л.В. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, и земельного налога в связи с наличием объектов налогообложения. В адрес ответчика направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и пп. 4 ст. 52 НК РФ. Однако в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налогов. В установленный срок требование исполнено не было, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ. Административный истец просит взыскать с Титовой Л.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 712 руб., пени в сумме 3,35 руб. за период (с 03.12.2019г. по 24.12.2019г.) (требование № от 25.12.2019г.); за 2019г. в размере 783 руб., пени в размере 1,77 руб. (за период с 02.12.2020г. по 17.12.2020г.) (требование № от 18.12.2020г.); за 2020г. пени в сумме 2,80 руб. за период с 02.12.2021г. по 14.12.2021г.) (требование № от 15.12.2021г.); земельный налог за 2020г. пени в сумме 12,Ж53 руб. за период ( с 02.12.2021г. по 14.12.2021г.); земельный налог за 2018г.в размере 1858 руб., пени в сумме 21,87 руб. за период ( с 03.12.2019г. по 27.01.2020г.) ( требование № от 28.01.2020г.; земельный налог за 2015г. пени в сумме 208,09 руб. за период (с 04.12.2018г. по 08.08.2019г.); за 2016г. пени в сумме 333 руб. за период ( с 02.12.2017г. по 02.12.2017г.); за 2015г. пени в сумме 366,19 руб. за период ( с 0212.2017г. по 08.08.2019г.) (требование № от 09.08.2019г., земельный налог за 2019г. в размере 3677 руб., пени в сумме 3,13 руб. за период ( с 02.12.2020г. по 07.12.2020г.), а всего на общую сумму 7982,73 руб.
Представитель административного истца МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещена правильно и своевременно, просили рассмотреть дело без их участия.
Административный ответчик л.в. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена правильно и своевременно. Представила письменные возражения, согласно которым просила рассмотреть дело без её участия, в удовлетворении административного иска отказать, применив к требованиям административного истца пропуск срока исковой давности.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4-6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
Пунктом 8 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрено, что физические лица уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст. 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
Пунктом 8 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрено, что физические лица уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На основании гл. 31 НК РФ гражданин является плательщиком земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ст.ст. 396, 397 НК РФ установлен порядок исчисления и сроки уплаты налога на землю.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Судом установлено, что в собственности административного ответчика в период 2015-2020гг. находилось следующее имущество: два земельных участка и две квартиры.
МИФНС России № по <адрес> обращались в мировой суд с заявлением о выдачи судебного приказа о взыскании с л.в. обязательных платежей.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с л.в. недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, отменен на основании заявления л.в. об отмене судебного приказа (л.д. 84).
Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) Налогового кодекса РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами.
Налоговыми уведомлениями № от 25.07.2019г., № от 01.09.2021г., № от 23.09.2017г., № от 28.09.2018г., № от 01.09.2020г. административный ответчик извещен об обязанности оплатить указанные налоги за налоговый период 2015-2020 год в общей сумме 7982,73 руб.
В установленный в налоговом уведомлении срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога, в связи, с чем налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № по состоянию на 25.12.2019г. со сроком оплаты до 28.01.2020г., требование № по состоянию на 09.08.2019г. со сроком исполнения до 17.09.2019г., требование № по состоянию на 28.01.2020г. со сроком исполнения до 05.03.2020г., требование № по состоянию на 08.12.2020г. со сроком исполнения до 14.01.2021г., требование № по состоянию на 18.12.2020г. со сроком исполнения до 12.01.2021г., требование № по состоянию на 15.12.2021г. со сроком исполнения до 01.02.2022г.
В нарушение положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик л.в. своевременно не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.
В связи с тем, что в установленные законом сроки налоги оплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ подлежит начислению пеня.
Частью 2 ст. 48 НК РФ регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с ч.2 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020г. № 374-ФЗ изменения в части увеличения размера недоимки с 3000 руб. до 10 000 руб., предоставляющей налоговому органу право на обращение в суд, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть, начиная с ДД.ММ.ГГГГг.
Рассматривая требования, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что право на обращение в суд возникло у налогового органа после выставления требования № по состоянию на 15.12.2021г., поскольку на этот момент суммарный размер недоимки совместно с другими требованиями превысил, минимально установленную законом сумму для обращения в суд - 10 000 руб.
Таким образом, налоговый орган должен был в течении шести месяцев с момента истечения срока исполнения указанного в требовании № по состоянию на 15.12.2021г., (срок исполнения до 01.02.2022г.) обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Однако, налоговый орган – МИФНС России № по <адрес>
обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении л.в. в октябре 2022 года, когда шестимесячный срок, установленный налоговым законодательством для обращения к мировому судье истек 01.08.2022г., судебный приказ вынесен мировым судьей 21.10.2022г., то есть за пределами установленного законом срока.
Доказательств, подтверждающих пропуск срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением по уважительным причинам, административным истцом не представлено, ходатайств о восстановлении срока не заявлено.
Кроме того, с момента выставления первичного требования по состоянию на 09.08.2019г. прошло уже более трех лет.
Принимая во внимание, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском, ходатайств о восстановлении срока административным истцом не заявлено, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Поскольку по главному требованию срок исковой давности истек, то и по дополнительному требованию о взыскании пени срок исковой давности считается истекшим.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к л.в. о взыскании недоимки по налогу и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Ю.Кузнецова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года