Дело № 2 – 890 / 2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск 26 апреля 2013 года
Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.М.,
секретаря Аносовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приходько А.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Приходько А.В. обратился с иском в суд к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения ... от ... он является нанимателем жилого помещения, находящегося по адресу: .... Квартира находится в собственности Российской Федерации, жилищный фонд Министерства обороны. Наймодателем является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Он принял решение приватизировать квартиру, занимаемую по договору социального найма, поскольку ранее в приватизации не участвовал. В указанной квартире он и его супруга Приходько Л.В. проживают по настоящее время, он в ней зарегистрирован, супруга – не зарегистрирована.
Реализуя свое право на приватизацию, в соответствии с требованиями ст. ст. 2, 6, 7 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года он обратился с заявлением в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, которое наделено полномочиями и оказывает услуги по приватизации государственного (федерального) жилищного фонда и, в частности, жилья. ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ссылаясь на отсутствие нормативных актов, регламентирующих порядок предоставления жилых помещений, находящихся в оперативном управлении подразделений Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации отказало в разрешении на приватизацию квартиры. На его обращения в Департамент жилищного обеспечения МО РФ также был получен отказ со ссылкой на то, что не проработан вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ отказало также, поскольку данное учреждение полномочиями по передачи в собственность жилых помещений не делегировано.
В судебное заседание истец Приходько А.В. не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, на что суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным.
Представитель ответчика Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражения на иск не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Третье лицо Приходько Л.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без её участия.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу положений Конституции РФ, Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (ч. 1 ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании ст. 2 Закона РФ № 1541-1 от 14.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Приказом Министерства обороны № 1550 от 18.11.2010 года «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями» утверждена «Инструкция об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями». Пункт 2.2 Инструкции указывает, что Департамент имущественных отношений организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Как установлено в судебном заседании, Приходько А.В. действительно проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с 08.05.1984 года. Согласно справке на старшего прапорщика запаса Приходько А.В., за подписью начальника строевого отделения Военного комиссариата Кемеровской области от 12.04.2013 года, Приходько А.В. досрочно уволен с военной службы в запас 31.05.2010 года, на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ РФ по организационно-штатным мероприятиям. На день увольнения общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет 25 лет 0 месяцев 21 день, в льготном – не имеет, что подтверждается также выпиской из личного дела начальника строевого отделения Военного комиссариата Кемеровской области от 07.03.2013 года.
Согласно упомянутой выписке из послужного списка на старшего прапорщика запаса Приходько А.В., последний проходил действительную военную службу в Вооруженных силах в период с 08.05.1984 года по 27.07.1986 года в г. Ташкенте Республики Узбекистан, с 29.06.1987 года по 18.08.1993 года в г. Канте Республики Киргизия, с 18.08.1993 года по 31.05.2010 года в г. Кемерово.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
На основании выписки из решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от ... ... г. Новосибирска, выданной заместителем начальника 2-го отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Приходько А.В. предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью ... кв.м, на ...-м этаже, по адресу: ..., на состав семьи из 2-х человек (с учетом совместно проживающей с ним супруги Приходько Л.В.), с заключением договора социального найма жилого помещения с нанимателем.
Приходько А.В. заключил с ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ («Центррегионжильё»), в лице заместителя начальника 2-го отдела г. Новосибирска Ведяшкиной Т.П., действующей на основании Указа Президента РФ № 1082 от 16/08.2004 года, договор ... от ... социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ....
Согласно данным выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 15.04.2013 года № 00/000/2013-3707, ..., расположенная по адресу: ..., является федеральной собственностью (номер и дата госрегистрации: ... от ...), находится в оперативном управлении ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ограничений (обременений) права не зарегистрировано.
В финансовом лицевом счете № 13239 также отражено, что собственником указанной выше квартиры является Министерство обороны Российской Федерации, нанимателем данного жилого помещения на основании договора социального найма ... от ... является Приходько А.В., дата регистрации – 14.03.2013 года.
В сведениях, содержащихся в техническом и кадастровом паспортах от 18.02.2013 года спорного жилого помещения, также не содержится каких-либо ограничений (обременений) названного права.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области № 01/023/2013-434 от 15.02.2013 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Приходько А.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
На основании справки Городского Бюро Недвижимости г. Кемерово № 0106/924-13 от 22.02.2013 года следует, что в архиве Комитета по управлению имуществом по г. Кемерово (в период с 14.10.1995 года по 24.11.1998 года) отсутствует информация о регистрации права собственности на жилое помещение, принадлежащего на праве собственности Приходько А.В., ... года рождения.
Справкой Комитета по жилищным вопросам Администрации г. Кемерово № 03-09-06/881 от 21.02.2013 года подтверждается, что Приходько А.В., ... года рождения, право на приватизацию в г. Кемерово не использовал.
Из справки паспортного стола ООО «Жилсервис ТДСК» от 19.03.2013 года следует, что по адресу: ..., зарегистрирован только Приходько А.В.
Свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области серии 70 АБ № 377675 от 28.09.2009 года (выданного повторно, взамен свидетельства серии 70 АБ № 364832 от 04.09.2009 года) подтверждается, что квартира, имеющая кадастровый номер ..., общей площадью ... кв.м, находящаяся на ...-м этаже и расположенная по адресу: ..., является собственностью Российской Федерации и была приобретена для нужд Министерства обороны РФ.
Как видно из сообщения ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ № 141/5/7/4491 от 04.12.2012 года, на запрос Приходько А.В. о передаче квартиры, расположенной по адресу: ..., в собственность, в удовлетворении указанной просьбы ему отказано со ссылкой на отсутствие нормативных актов, в том числе ведомственных, регламентирующих порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ. В ответе указано, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений начальник ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Министром обороны не делегирован, в связи с чем, заключить договор передачи в собственность указанного жилого помещения или дать разрешение на приватизацию не представляется возможным.
Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в адрес Приходько А.В. был дан ответ № 194/2/5431 от 31.01.2013 года, из которого следует, что в настоящее время Департаментом прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации.
Из сообщения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № 14-юр-12/11165 от 26.11.2012 года, в адрес Приходько А.В., следует, что в настоящее время отсутствуют нормативные акты, в том числе ведомственных, регламентирующих порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ. При данных обстоятельствах за Приходько А.В. сохраняется право приватизации жилого помещения в судебном порядке.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Таким образом, на основании приведенных выше норм действующего законодательства истец Приходько А.В. и члены его семьи имеют право безвозмездно получить в собственность занимаемое ими спорное жилое помещение.
Судом установлено, что членом семьи Приходько А.В. является его супруга Приходько Лариса Владимировна, ... года рождения, которая зарегистрирована по адресу: ..., но проживает совместно с истцом по адресу: ....
В то же время, как следует из представленного стороной истца нотариально удостоверенного Согласия серии 42 АА № 0875209 (зарегистрированного в реестре под № 1-555) от 18.03.2013 года, Приходько Лариса Владимировна, ... года рождения, дала согласие и не возражает против приватизации жилого помещения, находящегося по адресу: ..., в сроки и на условиях по усмотрению лиц, имеющих право на приватизацию. В Согласии отражено, что Приходько Л.В. отказывается от права на приватизацию указанной квартиры, не желает, чтобы её включили в договор на передачу квартиры в собственность, что правовые последствия отказа от права на приватизацию ей известны, разъяснены и понятны.
В представленном суду заявлении от 09.04.2013 г. Приходько Л.В. указала, что свой отказ от приватизации жилого помещения по ... подтверждает.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее – имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций).
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (подп. «б» п.2 названного постановления).
В силу положений ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве такового допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Соответствующего решения уполномоченного органа ответчиком суду не представлено.
В соответствии с п. 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 года № 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны.
До настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана, что подтверждается изученными выше доказательствами. Следовательно, Министерство обороны РФ, в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, является надлежащим ответчиком по данному иску.
С учетом изложенного, принимая во внимание вышеприведенные положения закона, исходя из того, что квартира, расположенная по адресу: ..., не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, Приходько А.В. имеет общую продолжительность военной службы более 15 лет, препятствий для передачи истцу в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Приходько А.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Приходько А.В. право собственности в порядке приватизации на ..., расположенную по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.
Решение является основанием для прекращения записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ... от ... о регистрации права собственности Российской Федерации на ..., общей площадью ... кв.м, расположенную по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья И.М. Дорохина
Мотивированный текст решения изготовлен 30.04.2013 г.