Судья Дементьев А.А. Дело № 33-2661/2021
№ 2-1109/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Дятлова М.В., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Синичкиной Э.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанности ограничить доступ к группе колодцев,
по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 16 июля 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Дятлова М.В., выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения прокурора на апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
прокурор Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанности ограничить доступ к группе колодцев.
В обоснование требований, с учетом уточнения исковых требований, указал, что в ходе проведенной проверки, при осмотре системы водоотведения в п. Вятский посад Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 57:10:1940101:688, на которой располагается группа колодцев, не отвечающих требованиям безопасности, одиннадцать колодцев не имеет люков и заполнены водой, углубленный участок местности заполнен канализационными стоками. Данный участок местности не имеет ограждения по всему периметру, что не обеспечивает безопасность неопределенного круга лиц, в том числе детей, проживающих в непосредственной близости.
В связи с выявленным нарушением 14 июля 2020 г. в адрес главы администрации Орловского района Орловской области и руководителя Муниципального унитарного предприятия «Орловский теплосервис» внесены представления, однако выявленные нарушения не были устранены. Организация водоотведения в п. Вятский посад относится к полномочиям по решению вопросов местного значения, к компетенции органов местного самоуправления Орловского района.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд обязать администрацию Орловского района Орловской области ограничить доступ неопределенного круга лиц к месту расположения группы колодцев на части земельного участка с кадастровым номером №. Обратить решение суда к исполнению в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
На администрацию Орловского района Орловской области возложена обязанность ограничить доступ неопределенного круга лиц к месту расположения группы колодцев на части земельного участка с кадастровым номером №, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Орловского района Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о том, что вопрос организации надлежащего водоотведения в п. Вятский Посад Орловского района Орловской области, в том числе в части группы колодцев канализационной сети, уже являлся предметом рассмотрения судов, в связи с чем, в принятии искового заявления прокурора должно было быть отказано, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Указывает, что судом определен конкретный способ устранения нарушения законодательства – ограничение доступа к нефункционирующей части системы водоотведения, однако выбор варианта организации водоотведения, в том числе ограждение такого объекта, находится в ведении администрации района и не может быть избран произвольно.
Отмечает, что такая обязанность, как ограничение доступа неопределенного круга лиц к объекту водоотведения в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении» входит в иные полномочия органов местного самоуправления, надлежащая правовая оценка исполнения которых судом не приведена.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия «Орловский теплосервис», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статьи 294, 296).
Исходя из положений пунктов 4, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация водоотведения в границах сельских поселений; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно положениям части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона).
В соответствии с пунктами 9, 28 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон № 416-ФЗ) канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 416-ФЗ входящие в состав централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Технический регламент).
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 № 168 (далее по тексту - Правила технической эксплуатации системы канализации), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Пунктами 3.2.6, 3.2.9, 3.2.14, 3.2.18, 3.2.31 Правил технической эксплуатации системы канализации установлено, что техническая эксплуатация включает в себя надзор за сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое сооружение сети; предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию. При наружном осмотре линий сети проверяют внешнее состояние колодцев, наличие и плотность прилегания крышек: целостность люков, крышек, горловин, скоб и лестниц путем открывания крышек колодцев с очисткой от мусора (снега, льда); наличие просадок грунта по трассе линий или вблизи колодцев. Также к текущему ремонту на сети отнесены замена люков, верхних и нижних крышек, скоб, лестниц, ремонт частей колодцев, обслуживание и регулировка арматуры, затворов, шиберов и вантузов и др.
В соответствии с пунктом 11.1.2 СП 32.13330.2018 Свода правил канализация, наружные сети и сооружения СНиП 2.04.03-85, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр, территория очистных сооружений водоотведения поселений и городских округов, а также промышленных предприятий, располагаемых за пределами промышленных площадок, во всех случаях должна быть ограждена. Тип ограждения необходимо выбирать с учетом местных условий. В необходимых случаях для отдельных сооружений следует предусматривать ограждения в соответствии с правилами техники безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в муниципальной собственности Орловского района Орловской области находятся объекты водоотведения п. Вятский Посад Образцовского сельского поселения Орловского района: канализационные сети Образцовского сельского поселения п. Вятский Посад, протяженностью 4 230 м., кадастровый №; канализационно-насосная станция по адресу: Образцовское сельское поселение, <адрес> <адрес>, кадастровый №. (т. 1 л. д. 34-41).
Из актов осмотра системы водоотведения п. Вятский Посад Образцовского сельского поселения, приложенных к ним фотоматериалов, а также из акта проверки от 13 мая 2020 г. усматривается, что на участке местности с координатами с.ш.№, в.<адрес>.№ расположена группа колодцев канализационной сети без крышек, углубленный участок местности заполнен канализационными стоками, ограждение указанных колодцев имеется только с двух сторон (т. 1 л. д. 10-16).
14 июля 2020 г. в адрес главы администрации Орловского района Орловской области и руководителя Муниципального унитарного предприятия «Орловский теплосервис» внесены представления об устранении выявленных нарушений законодательства (т. 1 л. д. 17-19, 24-26).
Из ответа администрации Орловского района Орловской области от 01 сентября 2020 г. следует, что Муниципальным унитарным предприятием «Орловский Теплосервис» обслуживаются и поддерживаются в нормальном состоянии переданные объекты водоотведения. Организацией установлены люки на канализационных колодцах и сформированы ограждения в месте разлива канализационных стоков п. Вятский Посад (т. 1 л. д. 20-23).
В письме от 14 февраля 2021 г. Муниципальное унитарное предприятие «Орловский Теплосервис» сообщает, что с целью предотвращения несчастных случаев, на колодцах, которые входят в состав очистных сооружений (очистные сооружения в хозяйственное ведение предприятия не передавались) сотрудниками предприятия был возведен забор, тем самым сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (т. 1 л. д. 32).
Вместе с тем, как следует из акта обследования земельного участка от 28 апреля 2021 года, выявленные нарушения не были устранены. Так в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером №, выявлено наличие 70 колодцев, 11 из которых открыты и на 10 отсутствует верхний ряд колец, колодцы заполнены сточными водами, ограждение отсутствует. Существует беспрепятственный доступ на территорию земельного участка, что может способствовать возникновению травмо-опасной ситуации (т. 1 л. д. 86-88).
В суде первой инстанции и в судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны не оспаривали, что на части земельного участка с кадастровым номером № имеются открытые колодцы, заполненные водами с беспрепятственным доступом, что представляет опасность для не определённого круга лиц.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив положения статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, принимая во внимание, что администрация Орловского района Орловской области осуществляет полномочия собственника в отношении объектов водоотведения п. Вятский посад Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, к вопросам местного значения муниципального района относится организация водоотведения в границах поселений, пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности по ограничению доступа к месту расположения группы колодцев, как составляющих угрозу для безопасности неопределенного круга лиц.
При этом, исходя из характера заявленных требований, правомерно счел достаточным предоставление ответчику срока в течение месяца со дня вступления решения в законную силу для его исполнения.
Довод апелляционной жалобы о том, что вопрос организации надлежащего водоотведения в п. Вятский Посад Орловского района Орловской области, в том числе в части группы колодцев канализационной сети, уже являлся предметом рассмотрения судов, является несостоятельным, поскольку из решения Орловского районного суда Орловской области от 29 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 02 декабря 2020 г. следует, что предметом рассмотрения судов являлся вопрос об устранении нарушений природоохранного законодательства и организации надлежащего водоотведения, тогда как предметом рассмотрения настоящего дела является обеспечение безопасности неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам жалобы, возложив на администрацию Орловского района Орловской области обязанность ограничить доступ неопределенного круга лиц к месту расположения группы колодцев, суд не ограничил ответчика в выборе способа устранения нарушения законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на правильность выводов суда, сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда мотивированы, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 16 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Дементьев А.А. Дело № 33-2661/2021
№ 2-1109/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Дятлова М.В., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Синичкиной Э.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанности ограничить доступ к группе колодцев,
по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 16 июля 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Дятлова М.В., выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения прокурора на апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
прокурор Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанности ограничить доступ к группе колодцев.
В обоснование требований, с учетом уточнения исковых требований, указал, что в ходе проведенной проверки, при осмотре системы водоотведения в п. Вятский посад Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 57:10:1940101:688, на которой располагается группа колодцев, не отвечающих требованиям безопасности, одиннадцать колодцев не имеет люков и заполнены водой, углубленный участок местности заполнен канализационными стоками. Данный участок местности не имеет ограждения по всему периметру, что не обеспечивает безопасность неопределенного круга лиц, в том числе детей, проживающих в непосредственной близости.
В связи с выявленным нарушением 14 июля 2020 г. в адрес главы администрации Орловского района Орловской области и руководителя Муниципального унитарного предприятия «Орловский теплосервис» внесены представления, однако выявленные нарушения не были устранены. Организация водоотведения в п. Вятский посад относится к полномочиям по решению вопросов местного значения, к компетенции органов местного самоуправления Орловского района.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд обязать администрацию Орловского района Орловской области ограничить доступ неопределенного круга лиц к месту расположения группы колодцев на части земельного участка с кадастровым номером №. Обратить решение суда к исполнению в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
На администрацию Орловского района Орловской области возложена обязанность ограничить доступ неопределенного круга лиц к месту расположения группы колодцев на части земельного участка с кадастровым номером №, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Орловского района Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о том, что вопрос организации надлежащего водоотведения в п. Вятский Посад Орловского района Орловской области, в том числе в части группы колодцев канализационной сети, уже являлся предметом рассмотрения судов, в связи с чем, в принятии искового заявления прокурора должно было быть отказано, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Указывает, что судом определен конкретный способ устранения нарушения законодательства – ограничение доступа к нефункционирующей части системы водоотведения, однако выбор варианта организации водоотведения, в том числе ограждение такого объекта, находится в ведении администрации района и не может быть избран произвольно.
Отмечает, что такая обязанность, как ограничение доступа неопределенного круга лиц к объекту водоотведения в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении» входит в иные полномочия органов местного самоуправления, надлежащая правовая оценка исполнения которых судом не приведена.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия «Орловский теплосервис», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статьи 294, 296).
Исходя из положений пунктов 4, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация водоотведения в границах сельских поселений; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно положениям части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона).
В соответствии с пунктами 9, 28 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон № 416-ФЗ) канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 416-ФЗ входящие в состав централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Технический регламент).
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 № 168 (далее по тексту - Правила технической эксплуатации системы канализации), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Пунктами 3.2.6, 3.2.9, 3.2.14, 3.2.18, 3.2.31 Правил технической эксплуатации системы канализации установлено, что техническая эксплуатация включает в себя надзор за сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое сооружение сети; предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию. При наружном осмотре линий сети проверяют внешнее состояние колодцев, наличие и плотность прилегания крышек: целостность люков, крышек, горловин, скоб и лестниц путем открывания крышек колодцев с очисткой от мусора (снега, льда); наличие просадок грунта по трассе линий или вблизи колодцев. Также к текущему ремонту на сети отнесены замена люков, верхних и нижних крышек, скоб, лестниц, ремонт частей колодцев, обслуживание и регулировка арматуры, затворов, шиберов и вантузов и др.
В соответствии с пунктом 11.1.2 СП 32.13330.2018 Свода правил канализация, наружные сети и сооружения СНиП 2.04.03-85, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр, территория очистных сооружений водоотведения поселений и городских округов, а также промышленных предприятий, располагаемых за пределами промышленных площадок, во всех случаях должна быть ограждена. Тип ограждения необходимо выбирать с учетом местных условий. В необходимых случаях для отдельных сооружений следует предусматривать ограждения в соответствии с правилами техники безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в муниципальной собственности Орловского района Орловской области находятся объекты водоотведения п. Вятский Посад Образцовского сельского поселения Орловского района: канализационные сети Образцовского сельского поселения п. Вятский Посад, протяженностью 4 230 м., кадастровый №; канализационно-насосная станция по адресу: Образцовское сельское поселение, <адрес> <адрес>, кадастровый №. (т. 1 л. д. 34-41).
Из актов осмотра системы водоотведения п. Вятский Посад Образцовского сельского поселения, приложенных к ним фотоматериалов, а также из акта проверки от 13 мая 2020 г. усматривается, что на участке местности с координатами с.ш.№, в.<адрес>.№ расположена группа колодцев канализационной сети без крышек, углубленный участок местности заполнен канализационными стоками, ограждение указанных колодцев имеется только с двух сторон (т. 1 л. д. 10-16).
14 июля 2020 г. в адрес главы администрации Орловского района Орловской области и руководителя Муниципального унитарного предприятия «Орловский теплосервис» внесены представления об устранении выявленных нарушений законодательства (т. 1 л. д. 17-19, 24-26).
Из ответа администрации Орловского района Орловской области от 01 сентября 2020 г. следует, что Муниципальным унитарным предприятием «Орловский Теплосервис» обслуживаются и поддерживаются в нормальном состоянии переданные объекты водоотведения. Организацией установлены люки на канализационных колодцах и сформированы ограждения в месте разлива канализационных стоков п. Вятский Посад (т. 1 л. д. 20-23).
В письме от 14 февраля 2021 г. Муниципальное унитарное предприятие «Орловский Теплосервис» сообщает, что с целью предотвращения несчастных случаев, на колодцах, которые входят в состав очистных сооружений (очистные сооружения в хозяйственное ведение предприятия не передавались) сотрудниками предприятия был возведен забор, тем самым сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (т. 1 л. д. 32).
Вместе с тем, как следует из акта обследования земельного участка от 28 апреля 2021 года, выявленные нарушения не были устранены. Так в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером №, выявлено наличие 70 колодцев, 11 из которых открыты и на 10 отсутствует верхний ряд колец, колодцы заполнены сточными водами, ограждение отсутствует. Существует беспрепятственный доступ на территорию земельного участка, что может способствовать возникновению травмо-опасной ситуации (т. 1 л. д. 86-88).
В суде первой инстанции и в судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны не оспаривали, что на части земельного участка с кадастровым номером № имеются открытые колодцы, заполненные водами с беспрепятственным доступом, что представляет опасность для не определённого круга лиц.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив положения статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, принимая во внимание, что администрация Орловского района Орловской области осуществляет полномочия собственника в отношении объектов водоотведения п. Вятский посад Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, к вопросам местного значения муниципального района относится организация водоотведения в границах поселений, пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности по ограничению доступа к месту расположения группы колодцев, как составляющих угрозу для безопасности неопределенного круга лиц.
При этом, исходя из характера заявленных требований, правомерно счел достаточным предоставление ответчику срока в течение месяца со дня вступления решения в законную силу для его исполнения.
Довод апелляционной жалобы о том, что вопрос организации надлежащего водоотведения в п. Вятский Посад Орловского района Орловской области, в том числе в части группы колодцев канализационной сети, уже являлся предметом рассмотрения судов, является несостоятельным, поскольку из решения Орловского районного суда Орловской области от 29 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 02 декабря 2020 г. следует, что предметом рассмотрения судов являлся вопрос об устранении нарушений природоохранного законодательства и организации надлежащего водоотведения, тогда как предметом рассмотрения настоящего дела является обеспечение безопасности неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам жалобы, возложив на администрацию Орловского района Орловской области обязанность ограничить доступ неопределенного круга лиц к месту расположения группы колодцев, суд не ограничил ответчика в выборе способа устранения нарушения законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на правильность выводов суда, сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда мотивированы, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 16 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи