Дело № 3-11/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре И.К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2015 года в г. Кургане Курганской области гражданское дело по исковому заявлению Г.Е.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Г.Е.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование иска указала, что на основании договора купли-продажи № от <...> является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно Постановлению Правительства Курганской области от <...> №, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах Курганской области, кадастровая стоимость этого земельного участка составляет <...> руб.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка Г.Е.В. обратилась к ИП К.О.Н., согласно отчету которой № от <...> рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на <...> составляла <...> руб.
Таким образом, как указано в исковом заявлении, внесенная в государственный кадастр недвижимости стоимость земельного участка, определенная методом массовой оценки, не соответствует его рыночной стоимости, что в свою очередь нарушает имущественные права Г.Е.В., поскольку влечет для последней обязанность по уплате земельного налога, исчисленного из кадастровой стоимости участка, в значительно большем размере, нарушая тем самым права собственника и налогоплательщика, которые могут быть защищены лишь посредством внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений.
Ссылаясь на положения ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 4, 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равную его рыночной стоимости в размере <...> руб. также просил взыскать с ответчика в возмещение понесенных расходов сумму уплаченной по делу государственной пошлины.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истец требования в части установления размера рыночной стоимости земельного участка уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равную его рыночной стоимости в размере <...> руб.
В судебном заседании представитель истца С.Ю.В., действующая на основании доверенности, на уточненных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равную его рыночной стоимости в размере <...> руб. На требованиях о возмещении за счет ответчика судебных расходов не настаивала.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Д.К.С., действующая на основании доверенности, исковые требования Г.Е.В. не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. По мнению ответчика, изложенном в письменном отзыве на иск, ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет материально-правового интереса в споре. Сведения о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка были внесены в кадастр на основании результатов проведенной оценки земель на территории Курганской области, проверки и согласования составленного отчета, а результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области утверждены в установленном законом порядке постановлением Правительства Курганской области от <...> №. Заявленные истцом требования, по существу, сводятся к изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости стоимости земельного участка на рыночную стоимость, при этом непосредственно действия по осуществлению кадастровой оценки, внесению и утверждению сведений о кадастровой стоимости земли органом кадастрового учета истцом не оспариваются.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительного предмета спора, индивидуальный предприниматель К.О.Н. исковые требования поддержала, пояснив, что по результатам устранения замечаний на составленный первоначально отчет при его экспертной оценке ранее указанная в исковом заявлении рыночная стоимость земельного участка (<...> руб.) была ею уточнена в сторону увеличения до <...> руб.; в качестве аналогов оценщиком для сравнения принимались объекты, расположенные в границах другого населенного пункта (г.Кургана) в связи с отсутствием в г.Шадринске сопоставимых с объектом оценки участков под коммерческую застройку (включая под строительство АЗС).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве на иск Управление полагало, что в удовлетворении исковых требований Г.Е.В. следует отказать, поскольку истцом, по мнению представителя, не представлено надлежащих доказательств рыночной стоимости земельного участка, так как заключение об отчете не содержит сведений и документов, подтверждающих статус и полномочия эксперта; не представлено, по мнению третьего лица, также доказательств нарушения прав и законных интересов истца.
Представитель привлеченного к участию в деле по инициативе суда третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление Правительство области возражало против удовлетворения требований, полагая, что в данном случае истцом не было представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, отмечая при этом, что действительная рыночная стоимость земельного участка может быть подтверждена истцом только при полном соответствии представленного экспертного заключения требованиям действующего законодательства.
Представитель привлеченного к участию в деле по инициативе суда третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, Администрации г.Шадринска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В письменных возражениях на иск Администрация г.Шадринска полагала, что заявленные истцом требования по существу представляют собой изменение государственной кадастровой оценки земли; установленную отчетом ИП К.О.Н. рыночную стоимость участка считали необоснованно заниженной, а разницу между кадастровой и рыночной стоимостью – существенной. Также указывали на то, что к приложенному к материалам дела экспертному заключению на отчет истцом не были приложены документы, подтверждающие статус и полномочия эксперта, проводившего экспертизу. На основании изложенного Администрация <адрес> просила в удовлетворении заявленного иска Г.Е.В. отказать.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Г.Е.В. является собственником земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером №, назначение: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации автозаправочной станции, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности Г.Е.В. возникло на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного <...> с ОАО «НК Роснефть-Курганнефтепродукт», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...> сделана запись регистрации № (л.д. 9-11).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от <...>, предоставленной ответчиком, принадлежащий Г.Е.В. земельный участок в настоящее время имеет кадастровый номер №.
Согласно данным о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащимися в справке ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от <...>, кадастровая стоимость земельного участка составляет <...> руб.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка Г.Е.В. установлена на основании постановления Правительства Курганской области от <...> № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» (далее по тексту постановление Правительства Курганской области от <...> №), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 года и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.
Данным постановлением Правительства Курганской области от <...> № (приложение № 2) утвержден средний уровень кадастровой стоимости групп участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания для кадастрового квартала № – №, 55 руб./кв.м., который был применен при определении кадастровой стоимости земельного участка Г.Е.В. с учетом его площади.
В соответствии с отчетом № об определении рыночной стоимости земельного участка, составленным ИП К.О.Н. (после его корректировки), по состоянию на <...> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляла <...> руб. (л.д. 83-152).
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктами 2, 4, 10 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения; государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а её результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание существующие особенности определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки, метод массовой оценки не обеспечивает точного соответствия кадастровой и реальной рыночной стоимости земли.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в ст. 24.18 которой (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) указывается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить такие результаты в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством его рыночной стоимости.
При этом достоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения в государственный кадастр недвижимости измененных сведений о действительной (рыночной) стоимости спорного земельного участка.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как указано выше, согласно представленному в материалы дела отчету ИП К.О.Н. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <...> руб., что, ввиду значительной разницы с его кадастровой оценкой, свидетельствует о явном несоответствии кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от <...> №, его рыночной стоимости.
Оценщиком рыночная стоимость спорного участка определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Курганской области от <...> №.
В статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) указано, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет). Названной статьей Закона предусмотрены общие требования к содержанию отчета. В частности, отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 4 июля 2011 года № 328 утвержден федеральный стандарт оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» (далее – Федеральный стандарт оценки № 5), регламентирующий порядок проведения экспертизы отчета об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.
В соответствии с п. 16 Федерального стандарта оценки № 5 в экспертном заключении указываются, в том числе, результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.
На основании п. 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, при проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
В соответствии с п. 17 Федерального стандарта оценки № 5 результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение. При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. При проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке законодательству.
Если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза (п. 19 Федерального стандарта оценки № 5).
В силу положений ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) при обосновании расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заявителю надлежит представить, в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Судебная коллегия находит возможным принять указанный выше отчет ИП К.О.Н. № от <...> в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, поскольку отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, что отражено в экспертном заключении от <...> № эксперта Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», членом которой является оценщик К.О.Н., составившая отчет №
Положительное заключение нормативно-методической экспертизы на отчет №, представленное на бумажном носителе, прошитое, пронумерованное и скрепленное печатью и подписью исполнительного директора Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» З.С.Д., составлено экспертом Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков» В.В.А,
Вопреки доводам возражений третьих лиц сведения о компетенции, статусе и квалификации эксперта Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» В.В.А,, соответствие эксперта требованиям, предъявляемым федеральными стандартами оценки к эксперту, содержатся во вводной части заключения (л.д. 153 оборот), удостоверены подписью исполнительного директора и печатью Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (л.д. 159 оборот), а также подтверждаются представленными документами о квалификации и членстве В.В.А, в составе экспертного совета Российского общества оценщиков (л.д. 210-211).
В связи с этим допустимость представленного экспертного заключения также не вызывает у суда сомнений в его допустимости и достоверности в качестве доказательства по делу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что указанные в отчете ИП К.О.Н. № от <...> выводы подтверждают доводы истца и его представителя о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с номером № его рыночной стоимости и нарушении тем самым прав и имущественных интересов собственника участка, который вынужден нести повышенное бремя налоговой нагрузки, производной от действующей величины кадастровой стоимости земельного участка.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Мотивированных возражений относительно достоверности определенной в отчете ИП К.О.Н. № от <...> рыночной стоимости спорного земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации, что поставило бы под сомнение обоснованность дачи положительного заключения от <...> № экспертом Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от ответчика и третьих лиц по делу не поступало.
Ходатайств о назначении соответствующих экспертиз лицами, участвующими в деле, суду не заявлялось; поводов и оснований для назначения таких экспертиз по собственной инициативе судебная коллегия не усматривает.
В связи с изложенным коллегия полагает заявленные Г.Е.В. требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» об отсутствии у ответчика материально-правового интереса в споре, а также о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией во внимание приняты быть не могут, поскольку не основаны на законе и не соотносятся с существом спора.
Исходя из анализа положений ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ), требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно п. 2 приказа Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является ФГБУ «ФКП Росреестра», наделённое функциями органа кадастрового учёта объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
РЕШИЛА :
исковое заявление Г.Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, кадастровый номер №, площадью <...> кв.м., равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья Д.В.Пшеничников