Судья Хорькова Л.А. Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Мариуца О.Г.
судей: Алибердовой Н.А., Колесниковой Т.Н.
при секретаре Мисикове Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционные жалобы истцов Плохотнюк Д.Ю., Плохотнюк Т.Ю. на решение Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Плохотнюк Т. Ю., Плохотнюк Д. Ю. к Администрации Дмитровского муниципального района об обязании заключить договор аренды,
заслушав доклад судьи Алибердовой Н.А.,
УСТАНОВИЛА:
Плохотнюк Д.Ю., Плохотнюк Т.Ю. обратились в суд с исковыми требованиями к Администрации Дмитровского муниципального района об обязании заключить договоры аренды земельных участков площадью 1500 кв.м. соответственно в д. Кузнецово и д. Кунисниково г.<данные изъяты> на том основании, что их заявления были рассмотрены, принято решение о направлении материалов в отдел архитектуры и градостроительства для изготовления акта выбора и выполнения кадастровых работ в отношении земельных участков, участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет, вынесены постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, однако документы в Министерство имущественных ношений <данные изъяты> не направлялись, ответчиком им было отказано в предоставлении земельных участков в аренду.
Полагая отказ неправомерным с учётом того, что они обратились в Администрацию до изменения в законодательстве, истцы обратились в суд.
Представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержал, представитель Администрации Дмитровского муниципального района возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении иска Плохотнюку Д.Ю. и Плохотнюк Т.Ю. отказано.
В апелляционных жалобах истцы просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Исследовав материалы дела по доводам апелляционных жалоб в соответствии с правилами, установленными ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется
Положения действующего законодательства призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от <данные изъяты> N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу этого Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу этого Федерального закона), но не позднее <данные изъяты>
Пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, в следующем порядке. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в установленный срок принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо публикует сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом этого пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <данные изъяты> N 1549-О-О, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из анализа приведенных положений законодательства и правовых позиций следует, что публичное информирование в отношении предоставления земельного участка направлено на защиту интересов не только населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок и способ реагирования на соответствующую информацию.
Из материалов дела видно, что истцы обратились в администрацию Дмитровского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков площадью 1500 кв. м. каждый по указанным выше адресам для садоводства.
<данные изъяты> администрация Дмитровского муниципального района опубликовала в газете "Дмитровский вестник" N 9 объявление о намерении предоставить в аренду земельные участки площадью 1500 кв. м, расположенных, в том числе в д. Кузнецово и д. Кунисниково в г.<данные изъяты> для садоводства.
При этом указание на принятие заявок в течение одного месяца с момента публикации объявления отсутствовало.
Администрацией Дмитровского муниципального района были утверждены акты выбора земельных участков.
Проекты договоров о предоставлении истцам в аренду испрашиваемых земельных участков для согласования в Министерство имущественных отношений <данные изъяты> не направлялись.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении искап, судебная коллегия исходит из того, что формирование границ испрашиваемых земельных участков влечет за собой нарушение прав и законных интересов третьих лиц, поскольку сообщение о предоставлении в аренду названных выше земельных участков с указанием их местоположения, площади, разрешенного использования, не размещалось на официальном сайте администрации Дмитровского муниципального района в сети Интернет. Тем самым, администрацией Дмитровского муниципального района в полной мере не были приняты меры обеспечению открытого, публичного и равного доступа граждан к реализации своих прав на приобретение земельных участков в аренду.
Публикация о намерении предоставить земельный участок в аренду не может восприниматься, как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении в аренду свободных земельных участков площадью 1500 кв. м. каждый.
Не были перечислены в публикации и сведения, позволявшие заинтересованному лицу получить дополнительную информацию, конкретизирующую эти земельные участки. В публикации также не определены способ и порядок подачи заявлений о предоставлении участка, отсутствуют сведения о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, осуществленную публикацию нельзя считать способствующей получению наибольшего числа заявок и обеспечивающей возможность предоставления всеми желающими заявлений, в том числе для участия в торгах, а также возможность получения собственником земельного участка максимально выгодных условий при заключении договора аренды этого земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что имелись основания для отказа в предоставлении в аренду Плохотнюку Д.Ю., Плохотнюк Т.Ю. земельных участков.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу действующего законодательства осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9-11 ЗК РФ, а так же на основании распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>BP-1305 "Об утверждении Порядка и сроков направления на согласование в Министерство имущественных отношений <данные изъяты> проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров купли-продажи (аренды) земельных участков (и соглашений к ним)".
Согласие на распоряжение органами местного самоуправления муниципальных районов <данные изъяты> указанными земельными участками предоставляется Министерством имущественных отношений <данные изъяты>, в данном случае такое согласие дано не было.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований.
При разрешении указанных выше требований суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционные жалобы не содержит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционные жалобы истцов Плохотнюка Д.Ю., Плохотнюк Т.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: