УИД 63RS0№-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2021 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
при помощнике судьи Патрашковой Е.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Коростелева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-1309/2021 по административному исковому заявлению врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении осужденного Бурцева В. А.,
УСТАНОВИЛ:
Врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Бурцева В.А., осужденного приговором Ставропольского районного суда <адрес> от <дата> по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 2 годам 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
<дата> осужденный Бурцев В.А. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> и следует к месту жительства по адресу: <адрес>, имея неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений. За время отбывания наказания осужденный допускал нарушение установленного порядка отбывания наказания, имеет 1 дисциплинарное взыскание, которое погашено временным фактором, поощрений не имеет. Находится на обычных условиях отбывания наказания.
С целью предупреждения совершения повторных преступлений, административный истец в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить в отношении Бурцева В.А. административный надзор сроком на 8 лет, с применением обязанностей в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 07.00 часов, запрета на выезд за пределы территории <адрес>.
Представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик Бурцев В.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела, вручена копия административного искового заявления, что подтверждается расписками, просил рассмотреть дело без его участия, позицию по завяленным требованиям не указал.
Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела без участия сторон в соответствии с положениями статьи 272 КАС РФ.
Помощник прокурора <адрес> Коростелев И.В. в судебном заседании полагал, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, в отношении административного ответчика подлежит установлению административный надзор на срок 8 лет с установлением ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. В остальной части полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав заключение прокурора, изучив и проверив материалы дела, личного дела осужденного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступившим в законную силу – <дата>) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании ч.1 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных части 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Судом установлено и подтверждено материалами личного дела, что Бурцев В.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по приговору Ставропольского районного суда <адрес> от <дата>, которым осужден к 2 годам 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений с наказанием, назначенным приговором Центрального районного суда <адрес> от <дата> по п.п. «в, г» ч. 2 ст. 161 УК РФ.
Из приговора Ставропольского районного суда <адрес> от <дата> следует, что в действиях Бурцева В.А. имеется опасный рецидив преступлений.
<дата> осужденный Бурцев В.А. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по отбытию срока, т.е. после вступления в законную силу Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» для установления административного надзора в отношении Бурцева В.А.
Административный надзор не относится к мерам ответственности за нарушения порядка отбывания наказания и согласно статье 2 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, имеющий цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение умышленного преступления при наличии в действиях опасного или особо опасного рецидива на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.
В соответствии со ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, суд считает необходимым установить в отношении Бурцева В.А. срок административного надзора – восемь лет.
Согласно ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений.
В силу требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «Онекоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что часть 1 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно характеристики, утвержденной врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, осужденный Бурцев В.А. прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> <дата> из СИ-4 <адрес>. <дата> распределен из отряда № в отряд №. При общении с сотрудниками администрации и осужденными вынужденно вежлив и тактичен, старается не допускать в обращении грубость и употребление жаргонных слов. Требования правил внутреннего распорядка соблюдает не в полном объеме. За время отбывания наказания в виде лишения свободы допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет одно дисциплинарное взыскание, которое на данный момент погашено временным фактором. Не имеет поощрений от администрации учреждения. Состоит в обычных условиях отбывания лишения свободы. К режиму содержания относится посредственно. Мероприятия культурно-массового и спортивного характера посещает неохотно. Мероприятия воспитательного характера посещает, но не всегда делает для себя положительные выводы. Требования правил пожарной безопасности, санитарии и личной гигиены соблюдает. Внешне опрятен, спальное место содержит в чистоте. Имеет среднее образование. В колонии окончил ПУ 117, присвоена квалификация «повар 3 разряда». К учебе относится посредственно. В колонии не трудоустроен, так как сам намерений о трудоустройстве не высказывал. По состоянию здоровья здоров, трудоспособен. Работу по благоустройству колонии согласно ст. 106 УИК РФ выполняет под контролем администрации. К труду относится посредственно. Дружеские отношения поддерживает с различными категориями осужденных. Родственников не имеет, социальные связи нарушены. В совершенном преступлении раскаялся, вину признал. По приговору суда материального иска не имеет. Исполнительные листы не поступали.
Из справки о поощрениях и взысканиях следует, что на Бурцева В.А. <дата> наложено взыскание в виде выговора, погашено <дата>. Поощрений не имеет.
При определении ограничений и обязанностей при установлении административного надзора в отношении Бурцева В.А. суд учитывает обстоятельства совершения им преступления, а также оценивает данные характеризующие личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания.
Принимая во внимание вышеизложенное, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения суд считает необходимым установить Бурцеву В.А. следующие ограничения и обязанности:
- обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Оснований установления ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 07.00 часов, суд не усматривает, из приговора суда не следует, что преступление совершено в ночное время.
Также суд не усматривает оснований для установления ограничений в виде запрета выезда за пределы территории <адрес>, поскольку Бурцев В.А. следует к месту жительства в <адрес>, где зарегистрирован по месту жительства, административный истец не доказал необходимость установления данного ограничения для решения задач административного надзора.
Установленные в отношении Бурцева В.А. ограничения являются временным ограничением права и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, последний не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм статьи 9 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений.
Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, Федеральным законом от <дата> № 64-ФЗ «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении осужденного Бурцева В. А., удовлетворить частично.
Установить в отношении осужденного Бурцева В. А., <дата> года рождения, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет.
Установить в отношении Бурцева В. А., <дата> года рождения, следующие ограничения и обязанности:
- обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части административного иска – отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или, фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Судья: В.А. Зинкин