Дело №2а-1800/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2018 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
с участием административного истца Фролова И.В.,
представителя административного истца по ордеру №8617 от 03.05.2018г. Исаева В.Г.,
представителя административного ответчика по доверенности от 21.10.2016г. №07-59/19 Чалых Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Фролова Игоря Викторовича к Левобережному таможенному посту Воронежской таможни, Воронежской таможне о признании неправомерным бездействия таможенного органа, выразившегося в отказе в выдаче пассажирской таможенной декларации и паспорта самоходной машины,
установил:
в Ленинский районный суд г.Воронежа поступило административное исковое заявление Фролова И.В. к Левобережному таможенному посту Воронежской таможни о признании неправомерным бездействия таможенного органа, выразившегося в отказе в выдаче ПТД и ПСМ, в котором указывается, что 04.12.2017г. истец доставил снегоход на пост таможни, оплатил таможенные платежи и 11.12.2017г. подал ПТД, 12.12.2017г. снегоход был выпущен в свободное обращение, истец забрал его из склада временного хранения. Вместе с тем, заявителю сотрудниками поста без законных оснований предлагалось уплатить утилизационный сбор за ввёзенное на территорию РФ с территории иностранного государства транспортное средстве - снегоход SKI-DOO MX Z SPORT, 2011 г.в., приобретенный истцом 29.11.2017г. в Литовской республике. Размер утилизационного сбора, заявленного к уплате, составил 195000 руб., тогда как запрет на выдачу ПТС и ПСМ из Федерального закона изъят. Поскольку сбор административным истцом не оплачивается, должностные лица Левобережного таможенного поста Воронежской области, несмотря на подписание истцом обязательства по оплате утилизационного сбора, не выдают ПТД и ПСМ, в связи с чем, транспортное средство не выпущено для внутреннего пользования на территорию РФ, и административный истец лишен возможности пользоваться и распоряжаться приобретённым имуществом.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена Воронежская таможня, поскольку согласно п.п. 1, 2 п.7 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1700 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне», таможня в целях реализации полномочий, установленных настоящим положением, имеет право представлять таможенные посты в государственных органах, быть истцом, ответчиком, третьим лицом в суде. В соответствии с п.12 Общего положения таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием,… счета, открываемые в соответствии с законодательство РФ. В соответствии с ч. 5 ст.10 Федерального закона от 27.11.2010г. № 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Левобережный таможенный пост не обладает статусом юридического лица, является структурным подразделением Воронежской таможни. В соответствии с приказом ГТК РФ от 14.08.2001г. № 800 «О совершенствовании системы управления таможенными органами, расположенными на территории ЦФО» от 01.09.2001г. был создан Левобережный таможенный пост с непосредственным его подчинением Воронежской таможне. Левобережный таможенный пост осуществляет свою деятельность на основании положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 04.09.2014г. № 1701 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте».
В судебном заседании истец Фролов И.В. и его представитель адвокат по ордеру №8617 от 03.05.2018г. Исаев В.Г. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Левобережного таможенного поста Воронежской таможни, Воронежской таможни по доверенности от 21.10.2016г. №07-59/19 Чалых Ю.В. административный иск не признала, поясняла по письменным возражениям.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и установив отсутствие пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.11.2010г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Целью взимания утилизационного сбора является обеспечение экологической безопасности при утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства. Когда транспортное средство, в отношении которого уплачен утилизационный сбор, утратит свои потребительские свойства, собственник такого транспортного средства должен будет передать его специализированной службе, осуществляющей деятельность по обращению с отходами. Принять такое транспортное средство организация/или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, должны безвозмездно. При том затраты такой организации компенсируются за счет средств Федерального бюджета в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Из дела усматривается, что 11.12.2017г. Фроловым И.В. на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни была подана пассажирская таможенная декларация с регистрационным номером 10104030/111217/П000371 с целью выпуска в свободное обращение на территории РФ приобретённого 29.11.2017г. на территории иностранного государства (Литва) принадлежащего ему транспортного средства – снегохода марки «SKI-DOO», 2010 года выпуска, VIN: 2BPSMZBD0BV000212, заявленной декларантом таможенной стоимостью 1313 долларов США (сумма определённая инспектором 5120 долларов США) (л.д.41-42) и просьбой о снятии автомобиля с регистрационного учета государства предыдущей регистрации.
12.12.2017г. должностным лицом таможенного поста был осуществлен выпуск задекларированного по ПТД № 10104030/111217/П000371 транспортного средства - снегохода марки «SKI-DOO», 2010 года выпуска, VIN: 2BPSMZBD0BV000212. Документ, подтверждающий факт оплаты таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированного транспортного средства - таможенный приходный ордер с регистрационным номером 10104030/121217/ТС-4168615, был вручен гражданину Фролову И.В. 12.12.2017г., о чем свидетельствует наличие подписи декларанта графе «11. Подпись плательщика» (л.д. 43).
Из уведомления от 12.12.2017г. усматривается, что административному истцу было предложено в пятнадцатидневный срок устранить выявленные нарушения для получения паспорта самоходной машины (ПСМ) (л.д.50).
В соответствии с положением п.1,6,7 ст. 24.1, Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством РФ;
с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством РФ, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Данный перечень является исчерпывающим, иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством РФ не предусмотрено.
Паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Согласно положениям действующего законодательства, утилизационный сбор не является в силу положений ст.46, 47, 123 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ни налогом, ни таможенной пошлиной, уплата которых является условием выпуска товара. Утилизационный сбор - особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности.
Согласно статье 24.1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" уплата утилизационного сбора является обязательной, утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.
В целях реализации положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления" Постановлением Правительства РФ было вынесено постановление от 06.02.2016г. №81 (ред. от 11.05.2016г.) "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора") (далее Правила).
Из утверждённых Правил усматривается, что они устанавливают порядок взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним (далее - прицеп), которые ввозятся в РФ или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее - плательщики) в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба (осуществляют ввоз транспортных средств в РФ).
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.02.2016г. № 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ".
Согласно п. 59 Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (ред. от 10.03.2017) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее Положение) выдача таможенными органами паспортов, а также внесение таможенными органами в паспорта сведений об уплате утилизационного сбора в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
В соответствии с положением п. 52 Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (ред. от 10.03.2017) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее Положение) в разделе "Особые отметки" в выдаваемые паспорта вносятся сведения об уплате утилизационного сбора и иные сведения, содержащие основания для оформления и выдачи паспорта.
В соответствии с п.7 Правил на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта или в паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства РФ совместно с Министерством промышленности и торговли РФ и Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной налоговой службой (п.8).
Таможенными органами, при внесении сведений об уплате утилизационного сбора, делается запись (проставляется штамп, отметка): "Утилизационный сбор уплачен. ТПО № ___" (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора) или "Утилизационный сбор не уплачивается" (указывается соответствующий абзац пункта и статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которым утилизационный сбор не уплачивался) в случаях, когда утилизационный сбор не уплачивается. Указанные записи заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица там
В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется) ряд документов:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Закона об отходах производства и потребления следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство РФ - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство РФ определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.
При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом РФ определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции РФ и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер.
Изложенные ранее правовые позиции применительно к заявленному фискальному сбору, исходя из системного толкования, говорят об обязательности уплаты утилизационного сбора при ввозе приобретенного за пределами РФ транспортного средства на территорию РФ при получении декларантом ПТД и ПСМ.
При таких обстоятельствах суд полагает установленным, что при ввозе административным истцом на территорию РФ приобретённого в иностранном государстве транспортного средства Фроловым И.В. не была соблюдена предусмотренная законом процедура ввоза и декларирования.
Так, положения пункта 10 Раздела 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» предусматривают исчерпывающий перечень случаев, обязывающих декларанта при таможенном декларирования составлять ПТД в двух экземплярах. К ним, в том числе, относится декларирование транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых на таможенную территорию Союза. Согласно абз. 2 п. 10 Раздела 2 Решения №287 в иных случаях таможенного декларирования товаров и транспортных средств, непоименованных абз.1 п. 10 вышеуказанного Решения, количество подаваемых должностному лицу таможенного органа декларантом ПТД определяется исключительно желанием лица, осуществляющего таможенное декларирование.
Между тем, при подаче 11.12.2017г. Фроловым И.В. ПТД №10104030/111217/П 000371 должностному лицу таможенного поста был предоставлен только один экземпляр заполненной ПТД, тогда как категория декларируемого им транспортного средства не относилась к поименованным в абз. 1 п.10 Решения № 287 ситуациям.
В целях информирования декларанта о законодательных требованиях, исполнение которых обязательно для выдачи ПСМ, должностное лицо Левобережного таможенного госта вручило 12.12.2017г. Фролову И.В. «Уведомление о предоставлении документов, необходимых для получения ПСМ», содержащее ссылки на нормативно - правовые акты, предусматривающие требование, соблюдение которых обязательны при выдаче ПСМ. Фролов И.В. ознакомился с содержанием документа 12.12.2017г., о чем свидетельствует его подпись на втором экземпляре вышеуказанного документа, однако от реализации предусмотренных в нём обязательных требований уклонился, обратившись в суд в защиту нарушенного права.
Факт того, что истец подал ПТД в единственном экземпляре и впоследствии в рамках досудебного урегулирования спора с заявлением о выдаче ему второго экземпляра к ответчику не обращался, он в судебном заседании не оспаривал, пояснив, что не был осведомлен о возможности подачи ПТД в двух экземплярах с целью получения одной из них на руки.
Между тем, для получения копии ПТД № 10104030/111217/П000371, согласно которой было осуществлено декларирование транспортного средства и оригинал которой находится в укомплектованном таможенном деле на Левобережном таможенном посту, Фролов И.В. должен был обратиться с заявлением к ответчику, что им было сделано в ходе рассмотрения дела и на настоящий момент ПТД выдана истцу на основании его заявления, что он не оспаривал в суде.
Выдача же ПСМ на транспортное средство - снегоход марки «SKI-DOO», 2010 года выпуска, VIN: 2BPSMZBD0BV000212 была возможна только при соблюдении Фроловым И.В. требований, предусмотренных положениями п.7 и п.11 Постановления №81.
При таких обстоятельствах суд не может признать доводы стороны административного истца о необязательности уплаты утилизационного сбора и незаконности требований Воронежской таможни об уплате сбора, обоснованными. Принимая во внимание ранее изложенные положения действующего законодательства должностные лица Воронежской таможни не только имели право, но и были обязаны в рамках предоставленных им правомочий, требовать предоставления полного пакета документов и уплаты утилизационного сбора в порядке и в установленных размерах, от лиц, осуществивших ввоз транспортных средств в РФ, т.е. должностное лицо таможенного органа не имело законных оснований для выдачи декларанту, осуществляющему ввоз транспортного средства на территорию РФ, паспорта на самоходную машину (ПСМ) без проставленной в нём отметки об уплате утилизационного сбора (либо отметки об основании неуплаты утилизационного сбора при осуществлении фактической выдачи ПСМ - что к рассматриваемому судом административному делу отношения не имеет).
В соответствии с пунктом 4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015г. № 100 «О паспорте самоходной машины и других видов «техники» все поля паспорта должны быть заполнены (в оригинале паспорта нумерация полей отсутствует). В соответствии с пунктом 8 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015г. № 100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники» не допускается внесение в ПСМ дополнительных сведений, не указанных законодательством.
Между тем, в ходе рассмотрения дела было установлено, что на момент выпуска задекларированного административным истцом транспортного средства на Левобережный таможенный пост не были предоставлены документы, предусмотренные п.11 Постановления № 81, и подтверждающие правильность исчисления суммы утилизационного сбора, что свидетельствует о неосуществлении должностным лицом таможенного органа взимания утилизационного сбора в отношении заявленного транспортного средства, а несоблюдение административным истцом требований, предусмотренных положениями п.7 и п.11 Постановления № 81, в данном случае привело к невозможности внести должностным лицом таможенного поста обязательные отметки, предусмотренные положениями Решения № 100 и Приказа № 44/147/140, в выдаваемый ПСМ, в связи с чем, выдача ПСМ на 11.12.2017г. в отношении транспортного средства не могла быть осуществлена.
В целях информирования декларанта о законодательных требованиях, исполнение которых обязательно для выдачи ПСМ, должностное лицо Левобережного таможенного госта вручило 12.12.2017г. Фролову И.В. «Уведомление о предоставлении документов, необходимых для получения ПСМ», содержащее ссылки на нормативно - правовые акты, предусматривающие требование, соблюдение которых обязательны при выдаче ПСМ. Фролов И.В. ознакомился с содержанием документа 12.12.2017г., о чем свидетельствует его подпись на втором экземпляре вышеуказанного документа, однако, от реализации предусмотренных в нём обязательных требований уклонился, обратившись в суд в защиту нарушенного права.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Анализ положений статей 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только если они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При таких обстоятельствах приводимые истцом доводы и доказательства в обоснование исковых требований судом признаются несостоятельными, поскольку они сводятся к субъективному толкованию норм материального права и опровергаются установленным по делу обстоятельствами.
В силу ст. 226 КАС РФ по таки административным делам истец обязан представить доказательства, что оспариваемым действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995г. №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в РФ установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что неуплата утилизационного сбора, по его мнению, не является основанием для отказа в выдаче ПСМ, который может быть выдан, а отсутствие в данном документе соответствующей отметки может впоследствии явиться препятствием в регистрации ТС в органах ГИБДД.
Вместе с тем, истец также утверждает, что основанием данного иска явилось нарушение оспариваемым бездействием прав истца по пользованию и распоряжению снегоходом.
Оспаривая данное обстоятельство, представитель административного ответчика суду поясняла, что ограничений в праве пользования ТС со стороны таможенного органа не имеется, поскольку снегоход в настоящее время фактически находится у истца, тогда как невыдачей ему ПСМ права истца никоим образом не нарушаются в силу того, что и при наличии данного документа у истца, но при отсутствии в нем соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора, регистрация снегохода в органах ГИБДД была бы невозможна.
Таким образом, учитывая приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения требований, заявленных Фроловым И.В.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Фролова Игоря Викторовича к Левобережному таможенному посту Воронежской таможни, Воронежской таможне о признании неправомерным бездействия таможенного органа, выразившегося в отказе в выдаче пассажирской таможенной декларации и паспорта самоходной машины, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пономарева Е.В.
Решение принято в окончательной форме 28.05.2018г.
Дело №2а-1800/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2018 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
с участием административного истца Фролова И.В.,
представителя административного истца по ордеру №8617 от 03.05.2018г. Исаева В.Г.,
представителя административного ответчика по доверенности от 21.10.2016г. №07-59/19 Чалых Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Фролова Игоря Викторовича к Левобережному таможенному посту Воронежской таможни, Воронежской таможне о признании неправомерным бездействия таможенного органа, выразившегося в отказе в выдаче пассажирской таможенной декларации и паспорта самоходной машины,
установил:
в Ленинский районный суд г.Воронежа поступило административное исковое заявление Фролова И.В. к Левобережному таможенному посту Воронежской таможни о признании неправомерным бездействия таможенного органа, выразившегося в отказе в выдаче ПТД и ПСМ, в котором указывается, что 04.12.2017г. истец доставил снегоход на пост таможни, оплатил таможенные платежи и 11.12.2017г. подал ПТД, 12.12.2017г. снегоход был выпущен в свободное обращение, истец забрал его из склада временного хранения. Вместе с тем, заявителю сотрудниками поста без законных оснований предлагалось уплатить утилизационный сбор за ввёзенное на территорию РФ с территории иностранного государства транспортное средстве - снегоход SKI-DOO MX Z SPORT, 2011 г.в., приобретенный истцом 29.11.2017г. в Литовской республике. Размер утилизационного сбора, заявленного к уплате, составил 195000 руб., тогда как запрет на выдачу ПТС и ПСМ из Федерального закона изъят. Поскольку сбор административным истцом не оплачивается, должностные лица Левобережного таможенного поста Воронежской области, несмотря на подписание истцом обязательства по оплате утилизационного сбора, не выдают ПТД и ПСМ, в связи с чем, транспортное средство не выпущено для внутреннего пользования на территорию РФ, и административный истец лишен возможности пользоваться и распоряжаться приобретённым имуществом.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена Воронежская таможня, поскольку согласно п.п. 1, 2 п.7 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1700 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне», таможня в целях реализации полномочий, установленных настоящим положением, имеет право представлять таможенные посты в государственных органах, быть истцом, ответчиком, третьим лицом в суде. В соответствии с п.12 Общего положения таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием,… счета, открываемые в соответствии с законодательство РФ. В соответствии с ч. 5 ст.10 Федерального закона от 27.11.2010г. № 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Левобережный таможенный пост не обладает статусом юридического лица, является структурным подразделением Воронежской таможни. В соответствии с приказом ГТК РФ от 14.08.2001г. № 800 «О совершенствовании системы управления таможенными органами, расположенными на территории ЦФО» от 01.09.2001г. был создан Левобережный таможенный пост с непосредственным его подчинением Воронежской таможне. Левобережный таможенный пост осуществляет свою деятельность на основании положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 04.09.2014г. № 1701 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте».
В судебном заседании истец Фролов И.В. и его представитель адвокат по ордеру №8617 от 03.05.2018г. Исаев В.Г. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Левобережного таможенного поста Воронежской таможни, Воронежской таможни по доверенности от 21.10.2016г. №07-59/19 Чалых Ю.В. административный иск не признала, поясняла по письменным возражениям.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и установив отсутствие пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.11.2010г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Целью взимания утилизационного сбора является обеспечение экологической безопасности при утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства. Когда транспортное средство, в отношении которого уплачен утилизационный сбор, утратит свои потребительские свойства, собственник такого транспортного средства должен будет передать его специализированной службе, осуществляющей деятельность по обращению с отходами. Принять такое транспортное средство организация/или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, должны безвозмездно. При том затраты такой организации компенсируются за счет средств Федерального бюджета в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Из дела усматривается, что 11.12.2017г. Фроловым И.В. на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни была подана пассажирская таможенная декларация с регистрационным номером 10104030/111217/П000371 с целью выпуска в свободное обращение на территории РФ приобретённого 29.11.2017г. на территории иностранного государства (Литва) принадлежащего ему транспортного средства – снегохода марки «SKI-DOO», 2010 года выпуска, VIN: 2BPSMZBD0BV000212, заявленной декларантом таможенной стоимостью 1313 долларов США (сумма определённая инспектором 5120 долларов США) (л.д.41-42) и просьбой о снятии автомобиля с регистрационного учета государства предыдущей регистрации.
12.12.2017г. должностным лицом таможенного поста был осуществлен выпуск задекларированного по ПТД № 10104030/111217/П000371 транспортного средства - снегохода марки «SKI-DOO», 2010 года выпуска, VIN: 2BPSMZBD0BV000212. Документ, подтверждающий факт оплаты таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированного транспортного средства - таможенный приходный ордер с регистрационным номером 10104030/121217/ТС-4168615, был вручен гражданину Фролову И.В. 12.12.2017г., о чем свидетельствует наличие подписи декларанта графе «11. Подпись плательщика» (л.д. 43).
Из уведомления от 12.12.2017г. усматривается, что административному истцу было предложено в пятнадцатидневный срок устранить выявленные нарушения для получения паспорта самоходной машины (ПСМ) (л.д.50).
В соответствии с положением п.1,6,7 ст. 24.1, Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством РФ;
с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством РФ, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Данный перечень является исчерпывающим, иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством РФ не предусмотрено.
Паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Согласно положениям действующего законодательства, утилизационный сбор не является в силу положений ст.46, 47, 123 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ни налогом, ни таможенной пошлиной, уплата которых является условием выпуска товара. Утилизационный сбор - особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности.
Согласно статье 24.1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" уплата утилизационного сбора является обязательной, утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.
В целях реализации положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления" Постановлением Правительства РФ было вынесено постановление от 06.02.2016г. №81 (ред. от 11.05.2016г.) "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора") (далее Правила).
Из утверждённых Правил усматривается, что они устанавливают порядок взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним (далее - прицеп), которые ввозятся в РФ или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее - плательщики) в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба (осуществляют ввоз транспортных средств в РФ).
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.02.2016г. № 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ".
Согласно п. 59 Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (ред. от 10.03.2017) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее Положение) выдача таможенными органами паспортов, а также внесение таможенными органами в паспорта сведений об уплате утилизационного сбора в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
В соответствии с положением п. 52 Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (ред. от 10.03.2017) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее Положение) в разделе "Особые отметки" в выдаваемые паспорта вносятся сведения об уплате утилизационного сбора и иные сведения, содержащие основания для оформления и выдачи паспорта.
В соответствии с п.7 Правил на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта или в паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства РФ совместно с Министерством промышленности и торговли РФ и Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной налоговой службой (п.8).
Таможенными органами, при внесении сведений об уплате утилизационного сбора, делается запись (проставляется штамп, отметка): "Утилизационный сбор уплачен. ТПО № ___" (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора) или "Утилизационный сбор не уплачивается" (указывается соответствующий абзац пункта и статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которым утилизационный сбор не уплачивался) в случаях, когда утилизационный сбор не уплачивается. Указанные записи заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица там
В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется) ряд документов:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Закона об отходах производства и потребления следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство РФ - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство РФ определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.
При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом РФ определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции РФ и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер.
Изложенные ранее правовые позиции применительно к заявленному фискальному сбору, исходя из системного толкования, говорят об обязательности уплаты утилизационного сбора при ввозе приобретенного за пределами РФ транспортного средства на территорию РФ при получении декларантом ПТД и ПСМ.
При таких обстоятельствах суд полагает установленным, что при ввозе административным истцом на территорию РФ приобретённого в иностранном государстве транспортного средства Фроловым И.В. не была соблюдена предусмотренная законом процедура ввоза и декларирования.
Так, положения пункта 10 Раздела 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» предусматривают исчерпывающий перечень случаев, обязывающих декларанта при таможенном декларирования составлять ПТД в двух экземплярах. К ним, в том числе, относится декларирование транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых на таможенную территорию Союза. Согласно абз. 2 п. 10 Раздела 2 Решения №287 в иных случаях таможенного декларирования товаров и транспортных средств, непоименованных абз.1 п. 10 вышеуказанного Решения, количество подаваемых должностному лицу таможенного органа декларантом ПТД определяется исключительно желанием лица, осуществляющего таможенное декларирование.
Между тем, при подаче 11.12.2017г. Фроловым И.В. ПТД №10104030/111217/П 000371 должностному лицу таможенного поста был предоставлен только один экземпляр заполненной ПТД, тогда как категория декларируемого им транспортного средства не относилась к поименованным в абз. 1 п.10 Решения № 287 ситуациям.
В целях информирования декларанта о законодательных требованиях, исполнение которых обязательно для выдачи ПСМ, должностное лицо Левобережного таможенного госта вручило 12.12.2017г. Фролову И.В. «Уведомление о предоставлении документов, необходимых для получения ПСМ», содержащее ссылки на нормативно - правовые акты, предусматривающие требование, соблюдение которых обязательны при выдаче ПСМ. Фролов И.В. ознакомился с содержанием документа 12.12.2017г., о чем свидетельствует его подпись на втором экземпляре вышеуказанного документа, однако от реализации предусмотренных в нём обязательных требований уклонился, обратившись в суд в защиту нарушенного права.
Факт того, что истец подал ПТД в единственном экземпляре и впоследствии в рамках досудебного урегулирования спора с заявлением о выдаче ему второго экземпляра к ответчику не обращался, он в судебном заседании не оспаривал, пояснив, что не был осведомлен о возможности подачи ПТД в двух экземплярах с целью получения одной из них на руки.
Между тем, для получения копии ПТД № 10104030/111217/П000371, согласно которой было осуществлено декларирование транспортного средства и оригинал которой находится в укомплектованном таможенном деле на Левобережном таможенном посту, Фролов И.В. должен был обратиться с заявлением к ответчику, что им было сделано в ходе рассмотрения дела и на настоящий момент ПТД выдана истцу на основании его заявления, что он не оспаривал в суде.
Выдача же ПСМ на транспортное средство - снегоход марки «SKI-DOO», 2010 года выпуска, VIN: 2BPSMZBD0BV000212 была возможна только при соблюдении Фроловым И.В. требований, предусмотренных положениями п.7 и п.11 Постановления №81.
При таких обстоятельствах суд не может признать доводы стороны административного истца о необязательности уплаты утилизационного сбора и незаконности требований Воронежской таможни об уплате сбора, обоснованными. Принимая во внимание ранее изложенные положения действующего законодательства должностные лица Воронежской таможни не только имели право, но и были обязаны в рамках предоставленных им правомочий, требовать предоставления полного пакета документов и уплаты утилизационного сбора в порядке и в установленных размерах, от лиц, осуществивших ввоз транспортных средств в РФ, т.е. должностное лицо таможенного органа не имело законных оснований для выдачи декларанту, осуществляющему ввоз транспортного средства на территорию РФ, паспорта на самоходную машину (ПСМ) без проставленной в нём отметки об уплате утилизационного сбора (либо отметки об основании неуплаты утилизационного сбора при осуществлении фактической выдачи ПСМ - что к рассматриваемому судом административному делу отношения не имеет).
В соответствии с пунктом 4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015г. № 100 «О паспорте самоходной машины и других видов «техники» все поля паспорта должны быть заполнены (в оригинале паспорта нумерация полей отсутствует). В соответствии с пунктом 8 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015г. № 100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники» не допускается внесение в ПСМ дополнительных сведений, не указанных законодательством.
Между тем, в ходе рассмотрения дела было установлено, что на момент выпуска задекларированного административным истцом транспортного средства на Левобережный таможенный пост не были предоставлены документы, предусмотренные п.11 Постановления № 81, и подтверждающие правильность исчисления суммы утилизационного сбора, что свидетельствует о неосуществлении должностным лицом таможенного органа взимания утилизационного сбора в отношении заявленного транспортного средства, а несоблюдение административным истцом требований, предусмотренных положениями п.7 и п.11 Постановления № 81, в данном случае привело к невозможности внести должностным лицом таможенного поста обязательные отметки, предусмотренные положениями Решения № 100 и Приказа № 44/147/140, в выдаваемый ПСМ, в связи с чем, выдача ПСМ на 11.12.2017г. в отношении транспортного средства не могла быть осуществлена.
В целях информирования декларанта о законодательных требованиях, исполнение которых обязательно для выдачи ПСМ, должностное лицо Левобережного таможенного госта вручило 12.12.2017г. Фролову И.В. «Уведомление о предоставлении документов, необходимых для получения ПСМ», содержащее ссылки на нормативно - правовые акты, предусматривающие требование, соблюдение которых обязательны при выдаче ПСМ. Фролов И.В. ознакомился с содержанием документа 12.12.2017г., о чем свидетельствует его подпись на втором экземпляре вышеуказанного документа, однако, от реализации предусмотренных в нём обязательных требований уклонился, обратившись в суд в защиту нарушенного права.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Анализ положений статей 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только если они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При таких обстоятельствах приводимые истцом доводы и доказательства в обоснование исковых требований судом признаются несостоятельными, поскольку они сводятся к субъективному толкованию норм материального права и опровергаются установленным по делу обстоятельствами.
В силу ст. 226 КАС РФ по таки административным делам истец обязан представить доказательства, что оспариваемым действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995г. №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в РФ установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что неуплата утилизационного сбора, по его мнению, не является основанием для отказа в выдаче ПСМ, который может быть выдан, а отсутствие в данном документе соответствующей отметки может впоследствии явиться препятствием в регистрации ТС в органах ГИБДД.
Вместе с тем, истец также утверждает, что основанием данного иска явилось нарушение оспариваемым бездействием прав истца по пользованию и распоряжению снегоходом.
Оспаривая данное обстоятельство, представитель административного ответчика суду поясняла, что ограничений в праве пользования ТС со стороны таможенного органа не имеется, поскольку снегоход в настоящее время фактически находится у истца, тогда как невыдачей ему ПСМ права истца никоим образом не нарушаются в силу того, что и при наличии данного документа у истца, но при отсутствии в нем соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора, регистрация снегохода в органах ГИБДД была бы невозможна.
Таким образом, учитывая приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения требований, заявленных Фроловым И.В.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Фролова Игоря Викторовича к Левобережному таможенному посту Воронежской таможни, Воронежской таможне о признании неправомерным бездействия таможенного органа, выразившегося в отказе в выдаче пассажирской таможенной декларации и паспорта самоходной машины, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пономарева Е.В.
Решение принято в окончательной форме 28.05.2018г.