Дело №2-2747/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2016 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Г.Ю. Ждановой
при секретаре А.С. Мостовщиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Кариди ВО к ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» о взыскании денежной компенсации при увольнении, предусмотренной дополнительным соглашением к трудовому договору, процентов,
УСТАНОВИЛ:
Кариди ВО обратился к ответчику с настоящими исковыми требованиями. В обоснование иска указал, что с 2010 года работал в ОГАУЗ «Городская клиническая больница № 3» в различных должностях.
/________/ согласно трудовому договору принят на должность начальника отдела информационных технологий и медицинской техники. Дополнительным соглашением к трудовому договору от /________/ установлено, что в случае увольнения работника по собственному желанию или по соглашению сторон, работнику дополнительно к расчету при увольнении выплачивается компенсация в размере 3 средних заработных плат.
Приказом /________/ от /________/ он был уволен с занимаемой должности по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ (собственное желание). Однако работодатель не выплатил положенную ему компенсацию при увольнении.
Просит взыскать с ответчика компенсацию при увольнении в размере 146 718, 39 рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, согласно ст. 395 ГК РФ в размере 3 437, 71 рублей за период с /________/ по /________/.
В судебном заседании истец Кариди ВО исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным выше.
Представители ответчика Потемкина ЕГ и Неверов ВВ, действующие согласно доверенностям от /________/ и /________/ соответственно, исковые требования не признали.
Представили письменный отзыв, согласно которому данная компенсация не предусмотрена Трудовым законодательством и локальными нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников. Дополнительное соглашение подписано главным врачом Деевым АН с превышением его полномочий, в нарушение установленного в учреждении порядка согласования документов, без учета финансового положения учреждения, имеющего кредиторскую задолженность более 65 млн. рублей. Выплата компенсации истцу в соответствии с дополнительным соглашением от /________/ к трудовому договору от /________/ не соответствует принципам равенства прав и возможностей работников и приведет к дискриминации в сфере труда прав иных работников ОГАУЗ «ГКБ №3», поскольку истец будет поставлен в явно преимущественное положение перед другими работниками. Полагали, что также не подлежит удовлетворению требование истца о выплате денежных средств в размере 3 437,71 руб. в соответствии со ст.395 ГК РФ, поскольку данная норма предусматривает ответственность за неисполнение денежного обязательства, вытекающего из гражданско-правовых отношений, в виде процентов на сумму долга. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, установлена ст.236 ТК РФ.
Суд, заслушав истца, представителей ответчика, исследовав доказательства по делу в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно уставу, утвержденному распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от /________/, выписки из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на /________/, Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №3» (далее - ОГАУЗ «ГКБ №3») является некоммерческой организацией, переданной из муниципальной собственности в государственную собственность Томской области, переименованной из Муниципального автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №3», созданного путем изменения типа муниципального бюджетного лечебно-профилактического медицинского учреждения «Городская клиническая больница №3», которое переименовано из муниципального клинического лечебно-профилактического медицинского учреждения «Городская больница №3».
Судом установлено, следует из трудового договора от /________/, приказа о приеме работника на работу от /________/, приказа (распоряжения) о переводе работника от /________/, дополнительного соглашения от /________/ к трудовому договору от /________/, дополнительного соглашения от /________/ к трудовому договору от /________/, приказа (распоряжения) о переводе работника от /________/, приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником от /________/, трудового договора от /________/, приказа (распоряжения) о приеме работника на работу от /________/, приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником от /________/, что Кариди ВО /________/ был принят в приемное отделение МКЛПМУ «Городская больница №3» г.Томска на должность /________/, с /________/ был переведен на должность /________/, с /________/ – уволен на основании заявления работника.
/________/ Кариди ВО вновь был принят в ОГАУЗ «ГКБ №3» в Отдел информационных технологий и медицинской техники на должность начальника отдела с окладом 5843 руб., откуда /________/ был уволен по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец апеллирует к тому, что компенсация при увольнении, предусмотренная дополнительным соглашением от /________/, ему (Кариди) работодателем не была выплачена.
Так, из представленного стороной истца дополнительного соглашения от /________/ к трудовому договору следует, что трудовой договор от /________/ дополнен пунктом: «В случае увольнения Работника по соглашению сторон (статья 78 ТК РФ), равно как и расторжение трудового договора по инициативе работника по основаниям, предусмотренным статьей 80 ТК РФ Работнику дополнительно к расчету при увольнении выплачивается компенсация в размере 3 (трех) средних заработков». Дополнительное соглашение подписано главным врачом ОГАУЗ «ГКБ №3» Деевым АН и Кариди ВО
В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статья 57 ТК РФ предусматривает, что обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты)
В силу ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Томской области от 31.03.2008 №66а «О новых системах оплаты труда работников областных государственных учреждений» (в ред. от 29.07.2014) установлено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Согласно ст.164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами
В соответствии со ст.165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в случаях вынужденного прекращения работы не по вине работника, в некоторых случаях прекращения трудового договора, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Статьей 178 ТК РФ предусмотрены гарантии при увольнении сотрудников в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ).
Таким образом, в силу приведенных выше положений действующего законодательства, выплата работнику компенсаций, в том числе связанных с расторжением заключенного с ним трудового договора, должна быть предусмотрена законом или действующей системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Коллективным договором ОГАУЗ «ГКБ №3» с изменениями на 2014-2016 годы, заключенным между администрацией ОГАУЗ «ГКБ №3» в лице главного врача и трудовым коллективом в лице председателя профкома ППО ОГАУЗ «ГКБ №3», в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Постановлением администрации Томской области от 31.03.2008 №66а утверждены должностные оклады, компенсационные и стимулирующие выплаты сотрудникам ОГАУЗ «ГКБ №3».
Трудовым договором от /________/, заключенным в соответствии с коллективным договором ОГАУЗ «ГКБ №3», с Кариди ОВ, последнему установлены должностной оклад, надбавка за стаж работы, дополнительные выплаты согласно положению по оплате труда.
Из анализа положений коллективного договора ОГАУЗ «ГКБ №3» следует, что такая выплата как «компенсация в размере 3 (трех) средних заработков в случае увольнения работника по соглашению сторон (статья 78 ТК РФ), равно как и расторжение трудового договора по инициативе работника по основаниям, предусмотренным статьей 80 ТК РФ», не предусмотрена действующей в государственной медицинской организации системой оплаты труда. Права на произвольное изменение системы оплаты труда и установление дополнительных, по сравнению с действующими нормативными, выплат отдельным работникам без внесения изменений в коллективный договор и необходимых согласований, у главного врача не предусмотрено.
Кроме того, из сообщения директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области от 05.07.2016 следует, что направление средств ОМС на выплату компенсации при увольнении работника по собственной инициативе будет являться нецелым использованием средств ОМС, связанным с осуществлением выплат, не предусмотренных действующим законодательством.
Поскольку требуемая истцом выплата не относится к гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении работника по собственной инициативе, а также не является выходным пособием, не предусмотрена ни законом, ни системой оплаты труда ответчика, суд приходит к выводу о том, что установление подобной выплаты по существу носит произвольный, незаконный характер.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для выплаты истцу денежной компенсации при увольнении в размере 146 718, 39 рублей руб. не имеется.
Также отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования истца о взыскании согласно ст. 395 ГК РФ процентов за пользование чужими денежными средствами.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №3» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░