Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
30 августа 2021 года судья Озерского городского суда <адрес> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП ФИО4 на постановление должностного лица ТО Госадмтехнадзора МО от 01.12.2020г. №Э по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением должностного лица ТО № ТУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35000 рублей.
Как следует из постановления, ИП ФИО4 признана виновной в том, что 15.09.2020г. в 10-52 часов по адресу: <адрес>, мкр. им. Маршала Катукова, <адрес> (помещение НП «Магазин №»), совершила несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно: ИП ФИО4 осуществляет деятельность (розничная торговля) в отсутствие (не заключении) договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. На территории <адрес> свою деятельность осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Каширский региональный оператор». Таким образом, не выполнены требования ч. 4 ст. 24.7 ФЗ Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
ИП ФИО4 обжалует постановление, просит его отменить, восстановить срок на обжалование, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что постановления она не получала, ее действия неверно квалифицированы, поэтому оснований для привлечения ее к ответственности не было.
В судебное заседание ИП ФИО4, надлежаще извещенная, не явилась, ходатайств об отложении не заявлено, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в ее отсутствие на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ с участием явившегося защитника.
Защитник по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснил, что помещение по указанному в постановлении адресу находится в долевой собственности нескольких предпринимателей, которые учредили некоммерческое партнерство «Магазин №», его уставом – п. 14.1 обязанность по заключению договоров на вывоз отходов возложена на партнерство. Партнерством, в свою очередь, регулярно заключались договоры с ООО «Чистый мир» на вывоз вторсырья, других отходов у ФИО4 нет. О вынесении постановления ФИО4 узнала, когда был составлен новый протокол за неуплату штрафа, получала только предписание, и по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ к ответственности уже привлечена. Защитник утверждал, что получив предписание, предприниматели пытались каждый заключить договор с региональным оператором, но тот отказался, и такой договор был заключен ДД.ММ.ГГГГ с юридическим лицом – некоммерческим партнерством, которое и было создано для этих целей. По мнению защитника, являясь членами некоммерческого партнерства, предприниматели самостоятельно заключать такие договоры не должны, эта обязанность возложена Уставом на партнерство. Все другие договоры, касающиеся обслуживания здания, вывоза вторсырья и т.п., тоже заключены партнерством от лица всех предпринимателей.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав пояснения защитника, допросив в качестве свидетеля ст. гос. адм-технического инспектора МО ФИО2, который считал, что обязанность по заключению договора возложена на предпринимателя, а не на Партнерство, прихожу к следующему.
Сведений о получении или вручении ФИО4 в установленный срок копии постановления должностного лица в деле не имеется, поэтому ходатайство о восстановлении срока на обжалование подлежит удовлетворению.
Часть 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обязанности хозяйствующих субъектов по обеспечению чистоты регламентированы ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ.
К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 названного ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 24.7 названного ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4, 6 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона N 89-ФЗ). По смыслу ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (Письмо Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 25-47/17005).
Согласно п. 5 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
"Потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 Правил).
В силу п. 8(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
…в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора. (п.8(3)).
В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 39).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, помещения в части здания магазина № по адресу: <адрес> МО, микрорайон им. Маршала Катукова, <адрес>, принадлежат на праве долевой собственности различным лицам, в том числе ФИО4, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
ФИО4 зарегистрирована в реестре в качестве индивидуального предпринимателя, одним из видов ее деятельности является розничная торговля продуктами и иными товарами, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ, и никем не оспаривалось.
На основании Учредительного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на общем собрании индивидуальных предпринимателей создано «Некоммерческое партнерство «Магазин №» (НП «Магазин №), ФИО4 является членом Партнерства. Предметом деятельности Партнерства определено взаимодействие и координация предпринимательской деятельности членов Партнерства, представление и защита их общих имущественных прав и интересов, утвержден Устав. НП зарегистрировано в качестве юридического лица, состоит на учете в налоговом органе.
Согласно п. 3 Устава Партнерство является некоммерческой организацией, формой объединения членов Партнерства для координации их деятельности, а также защиты общих интересов членов, в том числе совместного управления, владения, пользования и в установленном законом порядке распоряжения общим имуществом Партнерства.
Согласно п. 13 Устава для реализации вопросов предмета деятельности Партнерства последнему определяются следующие основные цели деятельности:
- организация совместного управления и обеспечения эксплуатации недвижимого имущества в Партнерстве, владения, пользования и установленных законодательством пределах распоряжения общим долевым имуществом в Партнерстве;
- представление общих имущественных и иных охраняемых законом прав и интересов членов Партнерства в отношениях с другими организациями, хозяйствующими субъектами.
Партнерство имеет право заключать договоры на управление, обслуживание и эксплуатацию общего имущества, в том числе помещений, находящихся в его собственности, с любым физическим лицом или организацией любой формы собственности в соответствии с законодательством РФ (п. 14.1 Устава); выступать в интересах членов Партнерства заказчиком услуг и представлять их интересы при расчетах за таковые услуги.
Во исполнение предоставленных Партнерству полномочий им ежегодно заключались договоры на прием и вывоз вторсырья с ООО «Чистый Мир» (в 2018, 2019, 2020, 2021 г..).
Аналогичный договор № от 01.01.2021г. на вывоз вторсырья заключен между ООО Энергоконсалт Коломна» и НП «Магазин №».
С ДД.ММ.ГГГГ сбор и утилизацию ТКО и крупногабаритных отходов (КГО) в городском округе Озеры осуществляет ООО «Каширский региональный оператор» (региональный оператор) на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, должностным лицом при вынесении оспариваемого постановления был сделан ошибочный вывод о виновности индивидуального предпринимателя в правонарушении, поскольку в данных правоотношениях договор с региональным оператором должно было заключать Партнерство, как уполномоченное членами Партнерства (собственниками помещений, находящихся в одном здании) лицо, созданное для этих целей (что соответствует нормативным требованиям – вышеназванным пунктам Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Такой договор на оказание услуг по обращению с ТКО между Партнерством и региональным оператором и был заключен ДД.ММ.ГГГГ № КРО-2019-7014234.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, а жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного административно-технического инспектора <адрес>, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> от 01.12.2020г. №Э в отношении ИП ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения, удовлетворив жалобу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озерский городской суд в 10 дней со дня получения.
Судья ФИО3