Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 03 сентября 2012 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гандембул И.В.,
с участием помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Гавашели Я.З.,
представителя ответчика отдела МВД России по Нефтекумскому району по доверенности Кузякина В.С.,
при секретаре Кривченковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в защиту прав неопределенного круга лиц к отделу МВД России по Нефтекумскому району о признании незаконным бездействия отдела МВД России по Нефтекумскому району Ставропольского края, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья подозреваемых и обвиняемых содержащихся под стражей, обязании в срок до 01 октября 2012 года установить в камерах кнопки вызова дежурного, оборудовать медицинский кабинет и получить лицензию на оказание медицинской помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края обратился в Нефтекумский районный суд Ставропольского края с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к отделу МВД России по Нефтекумскому району о признании незаконным бездействия отдела МВД России по Нефтекумскому району Ставропольского края, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья подозреваемых и обвиняемых содержащих под стражей, обязании в срок до 01 октября 2012 года установить в камерах кнопки вызова дежурного, оборудовать медицинский кабинет и получить лицензию на оказание медицинской помощи.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района в мае 2012 года проведена проверка, в ходе которой в деятельности отдела МВД России по Нефтекумскому району Ставропольского края выявлены нарушения Федерального закона от 15.07. 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии со ст. 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В развитие данной нормы Закона № 103-ФЗ, в целях повышения эффективности деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950, утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В соответствии со ст.ст. 16, 17 Закона № 103-ФЗ, разделом 14 Правил и Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ от 31.12.1999 № 475 подозреваемые и обвиняемые имеют право получать медико-санитарное обеспечение.
Однако медицинский кабинет на момент проведения проверки не оборудован, лицензия на оказание медицинской помощи отсутствует.
С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в изолятор временного содержания, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры (п. 124 Правил, п. 9 Инструкции).
При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник органов внутренних дел, получивший в установленном порядке медицинскую подготовку.
В нарушение данного требования при отсутствии медицинского работника, осмотр указанных лиц осуществляется сотрудниками ИВС не прошедшими медицинскую подготовку.
В нарушение п. 45 Правил, камеры ИВС не оборудованы кнопками для вызова дежурного, чем не представляется возможным оповестить дежурного в ИВС при возникновении экстренных ситуации в камерах.
В связи с этим, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ начальнику отдела МВД России по Нефтекумскому району Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Согласно ст. 9 Закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу ст. 17 Закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей.
В соответствии со ст. 19 Закона № 103-ФЗ при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого.
Статьей 24 Закона № 103-ФЗ предусмотрено лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Отсутствие в камерах кнопки для вызовов дежурного, и медицинской лицензии на оказание медицинской помощи, а также не оборудование медицинского
кабинета может повлиять на жизнь и здоровье подозреваемых и обвиняемых содержащихся под стражей.
Указанные нарушения Закона свидетельствует о бездействии должностных лиц отдела МВД России по Нефтекумскому району, а также нарушают Конституционные права граждан Российской Федерации содержащихся в ИВС отдела МВД России по Нефтекумскому району. Учитывая, что контингент лис содержащихся в ИВС определить невозможно, то в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Гавашели Я.З. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просил суд признать незаконным бездействие отдела МВД России по Нефтекумскому району Ставропольского края, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья подозреваемых и обвиняемых содержащихся под стражей. Обязать отдел МВД России по Нефтекумскому району Ставропольского края до 01.09.2012 установить в камерах кнопки для вызова дежурного, оборудовать медицинский кабинет и получить лицензию на оказание медицинской помощи.
Представитель ответчика отдела МВД России по Нефтекумскому району по доверенности К., исковые требовании прокурора Нефтекумского района признал частично, пояснил суду, что согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой, высокотехнологичной и санатарно-курортной деятельности. Требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. Изолятор временного содержания является структурным подразделением Отдела МВД России по Нефтекумскому району и не является органом, входящим в систему организаций и учреждений медицинского здравоохранения. Медицинская деятельность не входит в состав основных видов деятельности, которые осуществляют ОМВД. В Отделе МВД России по Нефтекумскому району имеется соглашение по оказанию медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, а также о порядке их содержания и обслуживания в лечебном учреждении от 16 января 2012 года согласно которого медицинская помощь содержащимся в ИВС Отдела МВД России по Нефтекумскому району оказывается МБУЗ «Нефтекумская ЦРБ». Фельдшер ИВС осуществляет ежедневный обход совместно с дежурными смены, при поступлении жалоб на здоровье незамедлительно вызывается бригада скорой помощи, либо осуществляется вывоз лиц содержащихся в ИВС врачам-специалистам для установления диагноза и назначения лечения. В настоящее время проводятся работы по оборудованию камер ИВС отдела МВД России по Нефтекумскому району кнопками для вызова дежурного.
Выслушав помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Гавашели Я.З., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как установлено в судебном заседании прокурорской проверкой, проведенной в мае 2012 года, установлено, что в деятельности отдела МВД России по Нефтекумскому району Ставропольского края выявлены нарушения Федерального закона от 15.07. 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В адрес Отдела МВД России по Нефтекумскому району прокурором Нефтекумского района Ставропольского края было направлено представление об устранении нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Охрана подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания предусматривает комплекс организационных и практических мер, осуществляемых, в том числе для обеспечения режимных и иных требований, а также мероприятий предусмотренных федеральными законами. Функционирование изолятора временного содержания отдела МВД России по Нефтекумскому району осуществляется на основании ФЗ № 103 от 15.07.1995 года (в ред. от 03.12.2011 года).
В соответствии со ст. 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Порядок медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1115/475.
Согласно Инструкции медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпунктов городского, районного и линейного органов внутренних дел.
Лица, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой специализированной медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В материалах дела имеется соглашение по оказанию медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, а также о порядке их содержания и обслуживания в лечебном учреждении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Отдел МВД РФ по Нефтекумскому району и МБУЗ «Нефтекумская центральная районная больница» заключили соглашение предметом которого является организация и осуществление медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, порядок их содержания, обслуживания в МБУЗ «Нефтекумская ЦРБ» и его структурных подразделений.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
ИВС отдела МВД РФ по Нефтекумскому району медицинской деятельностью не занимается.
Как следует из пояснений представителя ответчика, фельдшер медицинской части изолятора временного содержания осуществляет ежедневный обход совместно с дежурными смены, при поступлении жалоб на здоровье незамедлительно вызывается бригада скорой помощи, либо осуществляется вывоз лиц содержащихся в ИВС врачам-специалистам для установления диагноза и назначения лечения, состоит в штате отдела МВД России по Нефтекумскому району, что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № №. Фельдшер медицинской части ИВС оказывает помощь лицам, содержащимся в ИВС при наличии ссадин и ушибов, а также дает рекомендации об оказании квалифицированной медицинской помощи.
В судебном заседании установлено, что фельдшер Отдела МВД РФ по Нефтекумскому району оказывает помощь лицам, содержащимся в ИВС при наличии ссадин и ушибов, выдача лекарств при легких заболеваниях, а также дает рекомендации об оказании квалифицированной медицинской помощи, имеет сертификат специалиста, специальность - лечебное дело.
Кроме того, в соответствии с ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Таким образом, оказание медицинской помощи не относится к деятельности изоляторов временного содержания.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора Нефтекумского района СК в этой части удовлетворению не подлежат.
Также прокурором Нефтекумского района заявлены требования об обязании в
срок до 01 октября 2012 года, установить в камерах кнопки вызова дежурного.
Суд считает, что заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению.
Обязанность органов внутренних дел по надлежащему оборудованию и эксплуатации изоляторов временного содержания, с соблюдением установленных законами, иными нормативными актами правил и норм в отношении изоляторов вытекает из положений ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6 закона "О полиции" и п. 14 ч. 1 ст. 12 того же Закона, которая возлагает на органы полиции обязанности по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
Согласно «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 (в ред. от 30.12.2011 года) камеры ИВС, среди прочего, оборудуются кнопкой для вызова дежурного.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в камерах ИВС кнопки вызова дежурного не установлены.
Таким образом, судом установлено, что действенных мер направленных на устранение выявленных нарушений не принято до настоящего времени.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в защиту прав неопределенного круга лиц к отделу МВД России по Нефтекумскому району подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░