ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 августа 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Петровой Е.М.
с участием прокурора Болдоевой Э.В., представителей административного истца Эрдынеева А.Э., Федорова Ю.Н., представителей Народного Хурала Республики Бурятия Дампиловой М.В., Скосырского С.И., представителя Главы Республики Бурятия Булгатова В.Р., представителя Избирательной комиссии Республики Бурятия Акчурина А.Р., представителя Избирательной комиссии г. Улан-Удэ Лукьянчука А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-111 по административному иску Бадмаева Мункожапа Баторовича об оспаривании в части Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 № 417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия»,
У С Т А Н О В И Л:
Бадмаев М.Б. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с административным иском о признании недействующим в части пункта 4 статьи 25.1 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 № 417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» (далее – Закон РБ № 417-III).
Требования мотивированы тем, что Бадмаев М.Б. выдвинут кандидатом на должность мэра г. Улан-Удэ в порядке самовыдвижения. Минимальное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на указанную должность, составляет 1466, максимальное – 1612.
Для регистрации в качестве кандидата Бадмаев М.Б. представил 1612 подписей.
Для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей Избирательной комиссией г. Улан-Удэ (далее – избирательная комиссия) отобрано 293 подписи из представленных Бадмаевым М.Б.
30 июля 2019 года избирательная комиссия приняла решение осуществить проверку всех подписей избирателей, представленных Бадмаевым М.Б., в связи с тем, что выявлено более 5 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей.
6 августа 2019 года после проверки всех подписей избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации Бадмаева М.Б. в качестве кандидата, ссылаясь на отсутствие достаточного количества подписей в его поддержку.
Принимая решение о проверке всех подписей избирателей, представленных Бадмаевым М.Б., избирательная комиссия руководствовалась положениями пункта 4 статьи 25.1 Закона РБ № 417-III о том, что в случае, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проверке подлежат все представленные подписи.
По мнению Бадмаева, указанная норма противоречит пункту 3 статьи 38 и пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), поскольку нарушает принцип равенства кандидатов и допускает совокупное применение полной и частичной проверки подписей избирателей, не предусмотренное федеральным законом.
В судебном заседании представители административного истца поддержали административный иск, представители Народного Хурала РБ, Главы РБ и заинтересованных лиц Избирательной комиссии РБ и Избирательной комиссии г. Улан-Удэ возражали против удовлетворения административного иска, пояснили, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права административного истца.
Прокурор в заключении указала, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Рассмотрев дело, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об оспаривании нормативного правового акта, перечислены в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
На 8 сентября 2019 года назначены выборы мэра г. Улан-Удэ.
Бадмаев М.Б. подал в избирательную комиссию документы для регистрации в качестве кандидата на должность мэра г. Улан-Удэ.
Порядок проведения указанных выборов регулирует Закон РБ № 417-III, поэтому административный истец относится к субъектам правоотношений, регулируемых данным Законом, и вправе оспорить его нормы.
Нормативные правовые акты Республики Бурятия принимаются в соответствии со статьями 65, 74, 86, 90 Конституции Республики Бурятия, Законом РБ № 47-I «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, решений судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов».
Процедура принятия Закона РБ № 417-III соблюдена.
Закон РБ № 417-III принят Народным Хуралом РБ 16 сентября 2003 года, подписан Президентом РБ 17 сентября 2003года, опубликован в газете «Бурятия» 18 сентября 2003 года.
Статья 25.1 введена в Закон РБ № 417-III Законом Республики Бурятия от 07.07.2006 № 1746-III «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия», принятым Народным Хуралом РБ 27 июня 2006 года, подписанным Президентом РБ 7 июля 2006 года и опубликованным в газете «Бурятия» 11 июля 2006 года.
Проверив оспариваемую норму на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к выводу, что она не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Из пункта 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Такая процедура при проведении выборов главы муниципального образования в Республике Бурятия установлена статьей 25.1 Закона РБ № 417-III.
Согласно пункту 3 данной статьи проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного Законом РБ № 417-III необходимого для регистрации кандидата количества подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших подписи, за исключением случаев, указанных в пункте 4 данной статьи. Подписи для проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки.
Пункт 4 статьи 25.1 Закона РБ № 417-III устанавливает, что если количество подписей не превышает 1000, а также в случае, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проверке подлежат все представленные подписи.
Решением Избирательной комиссии г. Улан-Удэ от 18 апреля 2019 года № 01-07/40 установлено, что минимальное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность мэра, составляет 1466, максимальное – 1612.
Решением Избирательной комиссии <...> от ... установлено, что проверке подлежит 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей.
Бадмаев М.Б. просит признать недействующим пункт 4 статьи 25.1 Закона РБ № 417-III в части слов «а также в случае, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей».
Указанная норма в части, оспариваемой административным истцом, не противоречит федеральному законодательству, поскольку пункт 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ допускает проверку всех представленных подписей, не запрещает проведение дополнительной проверки в случае, если при выборочной проверке выявлены недостоверные и (или) недействительные подписи избирателей, и не ограничивает определенным процентом количество подписей, которые могут быть проверены в подобной ситуации.
Довод административного истца о том, что федеральная норма предписывает альтернативность, а не совокупность применения положений о полной или частичной проверке подписей, является несостоятельным, поскольку пункт 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ такого указания не содержит и не предусматривает, что при дополнительной проверке не допускается проверка всех представленных подписей.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Довод административного истца о нарушении равенства прав кандидатов подлежит отклонению, поскольку оспариваемая норма не предоставляет избирательной комиссии право по своему усмотрению решать, какое количество подписей следует проверять у каждого из кандидатов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемая норма соответствует федеральному законодательству, поэтому суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 180 и 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Бадмаева Мункожапа Баторовича об оспаривании в части Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 № 417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Судья С.В. Булгытова