Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-603/2017 ~ М-233/2017 от 30.01.2017

...

№ 2-603/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 февраля 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.

при секретаре Дубовой И.А.,

с участием:

помощника прокурора Советского района г. Томска Семенченко А.С.,

истца Карташова М.С.,

представителя ответчика ООО «Шишковар» – Лазаревой О.А., действующей на основании доверенности от 01 февраля 2017 года сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Карташова М.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Шишковар» о признании заключенным бессрочного трудового договора, признании недействительным в силу ничтожности договора безвозмездного оказания услуг разнорабочего, установлении даты приема на работу, восстановлении на работе, наложению обязанности внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Карташов М.С. обратился в суд с иском к ООО «Шишковар» о признании трудового договора заключенным, признании договора возмездного оказания услуг недействительным в силу ничтожности, об определении даты приема на работу, восстановлении на работе, об обязании внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ год был трудоустроен в ООО «Шишковар» в качестве разнорабочего. Работодатель не внес запись о его трудоустройстве в трудовую книжку, не ознакомил с приказом о приеме на работу, в связи с чем, ему неизвестно, был ли издан приказ о приеме на работу; не заключил с ним трудовой договор.

ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен договор возмездного оказания услуг, по которому он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен был оказывать услуги разнорабочего. Договором был определен режим работы: пятидневная рабочая неделя, продолжительностью 40 часов.

Считает, что с ним фактически заключен бессрочный трудовой договор, поскольку договор возмездного оказания услуг работодатель не вправе заключать при исполнении трудовых обязанностей и он недействителен в силу закона (ст. 16 ТК РФ). Поэтому срок, указанный в безвозмездном договоре исполнения «услуг»: «до ДД.ММ.ГГГГ.»,- не свидетельствует об окончании фактически возникших трудовых отношений.

С ведома и разрешения работодателя он ДД.ММ.ГГГГ приступил к выполнению обязанностей разнорабочего и ДД.ММ.ГГГГ прекратил работу в связи с полученной травмой на производстве. До настоящего дня находится на «больничном листе» в связи с временной нетрудоспособностью.

Моральный вред причинен ответчиком в результате незаконного увольнения с работы, что повлекло страдания и переживания. Работодатель совершил действия, противоречащие Трудовому кодексу РФ, повлекшие ущемление его прав, как работника. Компенсацию оценивает в размере 200 000 рублей.

В судебном заседании Карташов на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске. Кроме того, пояснил, что вакансию разнорабочего в ООО «Шишковар» нашел по объявлению в сети Интернет. Он позвонил, оставил заявку. ДД.ММ.ГГГГ или ДД.ММ.ГГГГ ему перезвонили, сообщили, что трудоустройство будет официальным. Был определен график работы с понедельника по пятницу, с 08-00 утра до 17-00 вечера. ДД.ММ.ГГГГ его попросили подъехать на остановку Лагерный сад к восьми часам, сообщили, что там его будет ожидать машина для доставки на рабочее место. При встрече человек представился ему как ОВ, его фамилия ему не известна, какую должность в организации он занимает – не знает. По приезду ему показали цех, который находится в <адрес>, рассказали, что в его ежедневные обязанности будет входить разгрузка, погрузка, смешивание чаев, разных трав. Также ОВ ему сказал, что заработная плата будет 18 000 рублей, плюс 3000-5000 рублей премия. В этот же день он приступил к работе, ему выдали перчатки, респиратор и продукцию для работы (чай, лопата, савок). У него попросили ИНН, трудовую книжку, паспорт, пенсионное удостоверение СНИЛС. Он все принес, они сделали копии, вернули все документы, кроме трудовой книжки, ее данная организация оставила у себя. Договор принес ОВ в цех, где был указан оклад 15 000 рублей, сообщил, что дополнительно будет оплачиваться проезд, поскольку работа находится в отдаленном месте. На рабочее место и обратно практически каждый день его привозил ОВ на своем автомобиле. Считает договор оказания услуг ничтожным, поскольку его обманули, «подсунув» договор, а он юридически не грамотен. Кроме того, ему обещали его продлить, но не сделали этого. Он отработал до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что получил травму на работе и был нетрудоспособен. Письменного заявления о приеме на работу он не подавал, с правилами внутреннего трудового распорядка его никто не знакомил, кто является директором организации ему не известно.

Представитель ответчика ООО «Шишковар» – Лазарева О.А. исковые требования не признала, пояснив, что между сторонами были гражданско-правовые отношения. Её доверитель не намерен был заключать трудовой договор с истцом, поскольку необходимость дополнительного привлечения для выполнения указанных функций разнорабочего была вызвана сезонностью определенного вида работ. Когда происходит сбор чая, различных трав, тогда требуется дополнительная сила и заключается гражданско-правовой договор на оказание подобного рода услуг. В дальнейшем содержать штат таких сотрудников организация не имеет возможности, соответственно, в штатном расписании должности разнорабочего нет. Кто такой ОВ ей не известно, допускает, что такой работник имелся, но он никогда не обладал правом заключения каких – либо договоров от имени организации. Трудовая книжка, паспорт истцом, возможно, предоставлялись, но только лишь для снятия с них копий и удостоверения личности Карташова М.С. Акт выполненных работ по настоящее время не составлен по причине болезни истца и сложившейся впоследствии конфликтной ситуации.

Суд, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении требований должно быть отказано, изучив письменные доказательства, оснований для удовлетворения иска не находит по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.05.2009 N 597-О-О, суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст. ст. 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работы работнику), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении суда Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17.03.2004 N 2, к характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию, выполнение функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения.

Таким образом, действующее трудовое законодательство устанавливает два возможных варианта возникновения трудовых отношений между работодателем и работником: на основании заключенного в установленном порядке между сторонами трудового договора либо на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.Исходя из системного толкования приведенных норм следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации и абз. 2 ч. 1 ст. 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

При этом в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания факта возникновения (наличия) трудовых отношений возлагается на истца.

Карташов М.С. в своем исковом заявлении утверждает, что он на основании заключенного с ООО «Шишковар» гражданско-правового договора выполнял трудовую функцию разнорабочего.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ООО «Шишковар» был заключен договор возмездного оказания услуг сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По условиям последнего Карташов М.С. принял на себя обязательства по заданию заказчика оказывать услуги разнорабочего. Также стороны договора согласовали ежемесячную стоимость оказываемых услуг в размере 15 000 рублей с оплатой ежемесячно.

ООО «Шишковар» поставлено на учет в налоговом органе. Директором указанного юридического лица является Семенов С.С., о чем внесены соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Штатное расписание ООО «Шишковар» не предусматривало должности разнорабочий.

Судом установлено и признавалось сторонами, что истец с заявлением о приеме на работу в ООО «Шишковар» не обращался, кадровых решений в отношении Карташова М.С. не принималось, трудовой договор с ним не заключался, приказ о приеме истца на работу не издавался, заработная плата истцу не начислялась и не выплачивалась.

Какие-либо письменные доказательства, подтверждающие выполнение истцом указанной трудовой функции в обозначенной истцом должности разнорабочий, подчинение его правилам внутреннего распорядка организации, ознакомление с ними, получение заработной платы суду стороной истца представлены не были. Ответчик наличие трудовых отношений между сторонами отрицал.

В качестве единственного письменного доказательства истцом указано на перечисление ему на банковскую карту денежных средств в период работы с карты с наименованием отправителя «ККВ» и номера « ».

Из выписки ЕГРЮЛ следует, что ВКК является учредителем организации с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, платежи со счета на счет осуществлялись между физическими лицами и могут свидетельствовать лишь о возможной перечисленной Карташову М.С. оплаты по договору, но не о начисленной и выплаченной заработной платы.

Таким образом, из совокупности имеющихся в деле письменных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии между истцом и ООО «Шишковар» признаков трудовых отношений по ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть наличия соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Из смысла ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации следует, что договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ (оказание услуг), подлежащих оплате (оплачиваемая деятельность), по возмездному договору, могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и другое), которые заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов - сторон будущего договора.

В целях достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением законодатель предусмотрел в ч. 4 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Данная норма направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.

В силу ч. 2 ст. 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации в случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

В связи с чем, возможность трансформации гражданско-правового договора в трудовой, предусмотренная законодателем в вышеприведенных нормах материального права, допустима при сохранении сторон договорных отношений.

Как было указано выше кадровых решений в отношении истца ответчиком не принималось, в том числе в порядке, предусмотренном ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства исключают возможность удовлетворения исковых требований истца в части признания заключенным ДД.ММ.ГГГГ бессрочного трудового договора, признании недействительным в силу ничтожности договора безвозмездного оказания услуг разнорабочего от ДД.ММ.ГГГГ, установлении даты приема на работу в качестве разнорабочего – ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе в качестве разнорабочего, наложению обязанности внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу и производного от них требования о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Шишковар» о признании заключенным ДД.ММ.ГГГГ бессрочного трудового договора, признании недействительным в силу ничтожности договора безвозмездного оказания услуг разнорабочего от ДД.ММ.ГГГГ, установлении даты приема на работу в качестве разнорабочего – ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе в качестве разнорабочего, наложению обязанности внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу, компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением - Карташову М.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд города Томска.

...

...

Судья:                             Л.А. Шукшина

...

...

2-603/2017 ~ М-233/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Советского района г. Томска
Карташов Максим Сергеевич
Ответчики
Шишковар ООО
Другие
Лазарева Ольга Анатольевна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Шукшина Л.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
30.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2017Передача материалов судье
30.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2017Подготовка дела (собеседование)
06.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2017Судебное заседание
15.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2017Дело оформлено
08.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее