Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1124/2010 ~ М-1559/2010 от 22.09.2010

Мотивированное решение изготовлено 25.10 2010 года

Дело № 2-1124/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Сажневой Н.Л.,

При секретаре Яковлевой Г.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марининой Татьяны Александровны к ФИО1 ФИО2 об отмене приказа о возмещении ущерба

Установил:

Маринина Т.А. обратилась в суд с иском к ФИО1 и ФИО2 об отмене приказа о возмещении ущерба. В обоснование иска и в судебном заседании указала, что работает в ФИО1 с 01 ноября 2001года в должности <данные>. С 15 марта 2010 по 15 июня 2010 не работала в связи с сокращением штата. С 16 июня 2010 года опять вступила в должность <данные> по вновь введенному штату.

В ФИО1 в период с 01 по 30 июля 2010 года прошла ревизия финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной ФИО2.

Результаты проверки оформлены актом. При этом в акте указано, что, в нарушение пункта 4 приложения 2 к приказу МО РФ № 555 от 10.11.2008г. за период с января 2009 года по август 2009 года ей выплачивалась надбавка за сложность и напряженность и специальный режим работы в 2009 году сверх установленных норм- 125 %, вместо положенных 100%. Доплата была произведена без учета ранее выплаченных за этот период сумм, в результате чего неположенная выплата за сложность и напряженность составила за период январь- август 2009 года в сумме 50 860 рублей и при сокращении штата был завышен средний заработок на сумму 27142,05 рубля. Общая сумма начета-78 002 рубля 05 копеек.

20 августа 2010 года был издан приказ № 57 начальника ФИО1 об удержании с неё данной суммы.

Считает выводы ревизии в части неположенной выплаты за сложность и напряженность, а также приказ начальника ФИО1 о взыскании с неё суммы в размере 78002,5 руб., незаконными, не соответствующими приказу МО №555 от 10 ноября 2008 и подлежащими отмене, т.к. выплата ей производилась на основании п.66-69 приказа МО РФ года № 555,положения о премировании, в пределах выделенных лимитов. Ущерба организации и государству данные выплаты не нанесли.

Руководствуясь п.66-69 Приказа МО РФ от 10 ноября 2008 года № 555 Положением о премировании гражданского персонала ФИО1, на основании приказа начальника ФИО1, за период с января по август 2009 года ей выплачивалась надбавка за сложность и напряженность и особый режим работы за счет экономии фонда заработной платы и в пределах выделенных лимитов бюджетных средств. В акте указанный факт, не отражен. До сентября 2009 года выплата данного рода могла выплачиваться только по п.66-69.

В сентябре 2009 года ей была установлена выплата стимулирующего характера в соответствии с п.4 Раздела 1 приложение № 2 к приказу МО РФ № 555 в редакции Приказа Министра обороны РФ № 333 от 05.05.2009 года).

Комиссия ФИО3 установила выплату в размере до 75% должностного оклада с 1 января 2009 года и довела протокол согласования начальнику телевидения.

В сентябре 2009 года начальник ФИО1, руководствуясь Приказом МО № 555(в редакции Приказа №333 от 05.05.2009) и указанием начальника ФИО3 (протокол согласования) установил ей надбавку 75% должностного оклада с 1 января 2009 года. Данная выплата устанавливалась из фонда заработной платы.

Надбавка за сложность и напряженность из фонда экономии заработной платы с сентября 2009 года не выплачивалась.

Имея одинаковое название, по сути выплаты носят разноплановый характер - до 1 сентября 2009 г. сложность и напряженность выплачивались из фонда экономии заработной платы по п.66-69 приказа № 555, а с сентября сложность и напряженность стала фондовой (введена в фонд заработной платы с 1 января 2009 г. в размере 100% должностного оклада <данные> - Приказ № 555 в редакции Пр. № 333, приложение №2, пункт 4).

По состоянию на 01.01.2010 года годовой плановый фонд составил 4668710,57руб., фактический 4665934,21 руб. Экономия фонда на 01.01.2010г. составила 2 776 рублей. Кредиторской задолженности по заработной плате на 01.01.2010 года не было, все выплаты были произведены в пределах установленных и выделенных лимитов бюджетных средств, в связи с чем, ущерб государству и организации не нанесен.

Перерасхода установленного лимита бюджетных средств на выплату заработной платы в 2009 году не было. В связи с указанным, просила признать выводы ревизии и приказ начальника ФИО1 № 57 от 20.08.2010г. незаконными и отменить.

В судебном заседании Маринина дополнительно пояснила, что одновременно ей 125 % за сложность и напряженность не устанавливали и не выплачивали. С января 2009г. по август 2009г. ей выплачивалась надбавка за сложность и напряженность из фонда экономии заработной платы в размере 50 %, как и другим сотрудникам. В сентябре 2009г., в связи с изменениями, внесенными приказом МО № 333 от 05.05.2009г. в приказ МО № 555, ей установили надбавку за сложность и напряженность в размере 75 % должностного оклада с 01 января 2009г. Данная надбавка заложена и выплачивается из фонда заработной платы. С сентября 2009г. выплаты из фонда экономии заработной платы ей не производили.

Представитель ответчика ФИО1 в лице начальника ФИО1 Мороза Ю.Н,. исковые требования истицы признал, пояснил, что надбавка в размере 50% к должностному окладу из фонда экономии заработной платы Марининой была установлена за дополнительные обязанности, которые исполняет <данные>: обслуживание других организаций, которые состоят в ФИО1 на финансовом довольствии, выполнение обязанностей <данные>. Он, как начальник ФИО1 был вправе из фонда экономии произвести доплату истице. Из фонда оплаты труда ей установлена надбавка 75 % к должностному окладу за добросовестное и качественное выполнение непосредственно своих трудовых обязанностей, как <данные>. Название надбавки одинаковое –за сложность и напряженность, но она выплачивается за разные показатели и из разных фондов. С сентября 2009г. Маринина надбавку из фонда экономии не получала.

Представитель ответчика ФИО2 Велчинский А.В. исковые требования истицы не признал, пояснил, что проведенной ревизией финансово-экономической деятельности ФИО1 выявлена неположенная выплата Марининой надбавки за сложность и напряженность в размере 125%, тогда как п.3 раздела 1 Положения (приложение №2 к приказу №555 МО РФ ) компенсационные выплаты <данные> за сложность и напряженность и специальный режим работы установлены до 100%.

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Положения, приложение №2 к приказу МО РФ 2008 года № 555, «главным бухгалтерам размеры ком­пенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются должностными лицами, указанными в пункте 1 настоящего Положения». При этом указан­ной категории работников устанавливаются: надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - до 100% должностного оклада при условии выполнения установленных показателей.

Компенсационные и стимулирующие выплаты производятся в преде­лах лимитных бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюд­жетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы.

Приказами начальника ФИО1 Марининой данная надбавка с января по август 2009 года устанавлива­лась в размере 50%, без указания, что данную выплату производить за счет экономии фонда оплаты труда.

Приказом МО РФ 2009 года № 333 (распространяется на правоотноше­ния, возникшие с 01 декабря 2008 года) в пункт 4 раздела 1 Положения (при­ложение №2 к приказу МО РФ 2008 года № 555) внесены изменения, соглас­но которым «главным бухгалтерам надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы устанавливается до 100% по согласованию с со­ответствующими распорядителями средств федерального бюджета». В соот­ветствии с протоколом, утвержденным начальником управления - заместите­лем командующего Северным флотом (по ФЭР) данная надбавка с 01 января 2009 года Марининой была установлена в размере 75%. Однако при выплате заработной платы за сентябрь 2009 года Т.А. Марининой произведен перерасчет и выплата данной надбавки за период с января по ав­густ 2009 года в размере 75%, без учета, ранее выплаченных сумм в размере 50% за одни и те же показатели работы. В результате выплата была произ­ведена в размере 125%, что не предусмотрено руководящими документами.

В Положении о премировании должны быть указаны критерии, за которые выплачивается надбавка, но они в ФИО1 не разработаны, не согласованы с профкомом. При этом не отрицал, что перерасхода выделенных лимитов бюджетных средств не установлено и начальник ФИО1 имел право на установление истице выплат на основании п.66-68 Приказа МО №555 из фонда экономии заработной платы.

Третье лицо - ФИО3 в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело без его участия. При этом представило мнение по иску, в котором указало, что в соответствии с пунктом 4 раздела I приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 (в ред. приказа Министра обороны РФ 2009 года № 333 и приказа Министра обороны РФ 2010 года № 888) заместителям руководителей бюджетных учреждений и воинских частей, главным бухгалтерам, руководителям структурных подразделений, специалистам и рабочим размеры и условия выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются руководителями бюджетных учреждений и воинских частей в соответствии с положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами).

При этом по согласованию с соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и при условии выполнения показателей, установленных положением об оплате труда (коллективным договором, иным локальным нормативным актом), устанавливается надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы до 100 процентов должностного оклада:

заместителям руководителей бюджетных учреждений и воинских частей; главным бухгалтерам бюджетных учреждений (филиалов бюджетных учреждений) и воинских частей (в том числе начальникам служб (отделов, отделений, частей) (финансовых) - главным бухгалтерам, начальникам отделов (отделений, частей) (финансовых), начальникам отделов (проверки и акцепта счетов за воинские перевозки) территориальных управлений военных сообщений).

Учитывая то, что размер указанной надбавки ограничен 100 % размером, выплачивать ее в большем размере, в том числе за счет экономии фонда оплаты труда, не представляется возможным.

Кроме того, этим же пунктом вышеуказанного приказа определено, что компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы.

Помимо этого, в соответствии с пунктами 82-84 раздела III приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации 2008 года № 555 гражданскому персоналу за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии за месяц и квартал.

Порядок и условия премирования, показатели премирования и условия, при которых работники могут быть лишены или которым снижены размеры премий, устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями воинских частей по согласованию с профсоюзными органами или иными представительными органами работников.

Конкретный размер премии определяется в соответствии с личным вкладом работника в выполнение задач, стоящих перед воинской частью (подразделением), в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничивается и выплачивается на основании приказа руководителя воинской части.

Кроме того, пунктами 66-69 раздела III приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 определено, что гражданскому персоналу воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы.

Данная выплата гражданскому персоналу производится по результатам работы за месяц, квартал, год.

Руководитель воинской части по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников определяет критерии вышеуказанной выплаты применительно к задачам, выполняемым воинской частью, ее структурными подразделениями, по конкретным профессиям и должностям.

Размер выплаты, установленной конкретному работнику, определяется по результатам его деятельности и не должен превышать должностного оклада (тарифной ставки) по занимаемой должности (профессии) в месяц.

Данная выплата производится за счет средств экономии фонда оплаты труда.

Так как данные выплаты носят разноплановый характер, то показатели и критерии их установления, а так же конкретные категории гражданского персонала, которому они производятся, должны быть определены в коллективном договоре (положении о премировании) по каждому виду в отдельности.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.

Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших договор о работе в войсковых частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Условия оплаты труда гражданского персонала ВС предусмотрены приказом Министерства обороны РФ № 555 от 10.11.2008 г., изданного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583.

Согласно приказа Министерства обороны РФ № 555 от 10.11.2008 г. заработная плата гражданского персонала воинских частей состоит из оклада и компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).

Согласно п 12 Приложения № 2 к этому же приказу «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо - оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Данная правовая норма согласуется со статьёй 135 ТК РФ, которой установлено, что системы заработной платы, размеры тарифных окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемым из бюджета соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Как установлено в судебном заседании истица работает в ФИО1 в должности <данные> с 2001 года.

В ФИО1 в период с 01 по 30 июля 2010 года прошла ревизия финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной ФИО2).

По результатам ревизии был составлен акт в котором отражены выявленные нарушения и предлагалось начальнику ФИО1 в срок до 31 августа 2010г. установленным законом порядком обеспечить полное возмещение ущерба, причиненного финансовыми нарушениями. На основании указанного акта, в связи с отказом в добровольном порядке возместить ущерб, врио начальника ФИО1 издал приказ № 57 от 20 августа 2010г. об удержании ущерба, причиненного финансовыми нарушениями в сумме 78002,05 руб. с <данные> Марининой Т.А.

Суд полагает указанный приказ незаконным в связи с несоответствием его нормам трудового права.

Согласно ст.238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Из представленного акта ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФИО1 не следует, что действиями Марининой организации или государству нанесён ущерб, т.е доказательств того, что со стороны истицы имели место виновные действия, ответчиком не представлено.

Кроме того, согласно 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.

В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Указанные обстоятельства в судебном заседании не установлены и представитель ответчика - ФИО2 на них не ссылался.

Помимо этого, суд полагает необоснованным вывод ревизионной комиссии отраженный в акте о том, что истице были произведены выплаты стимулирующего характера в размере 125 %., т.к. выплаты были произведены в разное время, за разные показатели и из разных фондов.

Согласно п.п. 66-69 раздела III приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555, гражданскому персоналу воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы.

Данная выплата гражданскому персоналу производится по результатам работы за месяц, квартал, год.

Согласно п.11 Положения о премировании, принятого на общем собрании трудового коллектива ФИО1 и утвержденного начальником ФИО1 01.04.2009г., основанием для выплаты премий и стимулирующих надбавок является приказ начальника ФИО1 с указанием конкретных размеров этих выплат каждому работнику.

При этом п.2 раздела П Положения, начальник ФИО1 самостоятельно имеет право повысить премию в пределах выделенных фондов.

Доводы представителя о том, что в ФИО1 не разработаны критерии данных выплат, не лишает права начальника ФИО1 производить их в каждом конкретном случае.

Таким образом, исковые требования Марининой подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в доход государства госпошлину, от уплаты которой истец освобождён.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Марининой Т.А. удовлетворить.

Признать решение ФИО2 по акту ревизии финансово- экономической и хозяйственной деятельности ФИО1 и приказ начальника ФИО1 от 20.08.2010г. №57 в части возмещения Марининой Т.А. денежных средств в размере 78002,05 руб. незаконными и отменить.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход государства в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Н.Л. Сажнева

СПРАВКА: по состоянию на 29.10.2010г. решение не вступило в законную силу.

2-1124/2010 ~ М-1559/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маринина Татьяна Александровна
Ответчики
Телевизионный центр СФ
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Сажнева Н.Л.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
22.09.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2010Передача материалов судье
27.09.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2010Судебное заседание
20.10.2010Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее