Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-423/2014 ~ М-384/2014 от 02.10.2014

Дело № 2-423/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2014 года г. Очёр

Очёрский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кляусовой И.В.,

при секретаре Носовой В.Н.,

с участием:

заявителя прокурора Щипицыной Ю.С.,

законного представителя несовершеннолетней Балдиной Н.С.,

представителя ответчика Администрации Очерского муниципального района Пьянкова А.В.,

представителя третьего лица Управления образования Администрации Очерского муниципального района Шардаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Очерского районного суда, гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района Пермского края в интересах несовершеннолетней ФИО3 о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,

установил:

Прокурор Очерского района Пермского края, в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Очерского муниципального района Пермского края о возложении обязанности предоставить ей место в дошкольном образовательном учреждении по месту ее жительства. В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного дошкольного образования. Органы местного самоуправления наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Право малолетней ФИО3 на получение дошкольного образования администрацией района не обеспечено, место в дошкольном образовательном учреждении ей не предоставлено.

В судебном заседании прокурор Щипицына Ю.С. указанные в исковом заявлении требования поддержала.

Законный представитель несовершеннолетней ФИО3Балдина Н.С., требования прокурора поддержала. При этом пояснила, что постоянно проживает в <адрес>, неоднократно обращалась в Управление образования Очерского района с просьбой предоставить дочери место в детском саду, однако ей было отказано. В ДД.ММ.ГГГГ ребенку исполнилось 3 года, дома нельзя оставить ребёнка одного без присмотра, родителям необходимо работать. Заявление на предоставление места в детском саду было написано ДД.ММ.ГГГГ, после этого она неоднократно ходила в Управление образования подтвердить свою нуждаемость и получить информацию об очередности. Полагает, что её ребенок имеет право на получение дошкольного образования, поэтому просит обязать предоставить для её дочери место в детском саду.

Представитель ответчика Пьянков А.В. и представитель третьего лица Шардакова Е.В. иск не признали. Представители объяснили, что свободных мест в детских садах не имеется. Законных оснований для того, что бы сдвинуть имеющуюся очередь и предоставить ФИО3 место в детском саду, нет. Количество детей в группах дошкольного учреждения определено установленными нормами, переполнение групп и нарушение санитарных правил недопустимо. Кроме того, Пьянков А.В. пояснил, что администрация Очерского муниципального района является ненадлежащим ответчиком настоящему делу, так как не занимается непосредственным комплектованием муниципальных дошкольных образовательных учреждений, данные функции, так же как и предоставление мест в детских садах находятся в компетенции Управления образования.

Суд, выслушав прокурора, Балдину Н.С., представителя ответчика - администрации Очерского муниципального района Пьянкова А.В., представителя Управления образования Шардакову Е.В., исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление прокурором может быть подано только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан и защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно вязанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ч.1 ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.

Согласно пунктов 1-4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Как следует из п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, в том числе, относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

На основании изложенного, Администрация Очерского муниципального района Пермского края является надлежащим ответчиком по делу.

Регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установил, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67 данного Федерального закона).

Согласно пунктам 4, 6 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования (далее - образовательная программа дошкольного образования) определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Судом установлено, что Балдина Н. С. и ФИО2 являются родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.8/.

Балдины обращались ДД.ММ.ГГГГ в Управление образования Администрации Очерского муниципального района с заявлением о постановке дочери по дате рождения в регистр граждан, нуждающихся в устройстве в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

На основании информации Управления образования, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, н/л ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в очереди в МБДОУ Павловский детский сад «Золотой ключик», номер очередности 5 (общий), по возрасту 2. В настоящее время свободных мест в дошкольном образовательном учреждении нет.

На момент рассмотрения дела в районном суде возраст ФИО3 составил 3 года, медицинских противопоказаний для посещения детского сада ребенок не имеет.

Суд приходит к выводу о том, что не предоставление несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в МДОУ, при том, что именно такая форма её дошкольного образования выбрана её родителями, она не имеет противопоказаний для посещения такого учреждения, достигла необходимого возраста, - является бездействием администрации Очёрского муниципального района, которая должна была обеспечить указанному ребенку доступность дошкольного образования в форме посещения ребенком муниципального дошкольного учреждения, однако, обязанности своей на день вынесения решения не выполнила.

Ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в условиях дефицита мест в дошкольных образовательных организациях допускает по решению органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, устройство несовершеннолетнего в ту образовательную организацию, реализующую образовательные программы дошкольного образования и расположенную в границах соответствующего муниципального образования, где фактически имеются свободные места для детей данного возраста.

Поскольку имеет место бездействие администрации Очерского муниципального района в отношении выполнения ею указанной обязанности в отношении ФИО3, суд обязывает администрацию в лице Управления образования администрации Очерского муниципального района предоставить несовершеннолетней ФИО3 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту её жительства.

Доводы администрации Очерского муниципального района об отсутствии правовых оснований для возложения на них обязанности по предоставлению ФИО3 места в МДОУ судом отклоняются.

В соответствии с ч.1 ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, разумным сроком для предоставления ФИО3 места в детском дошкольном учреждении является срок продолжительностью в один месяц.

На основании вышеизложенного, требования прокурора Очерского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд

решил:

Требования прокурора Очерского района Пермского края в интересах ФИО3 удовлетворить.

Обязать администрацию Очерского муниципального района Пермского края в лице Управления образования администрации Очерского муниципального района, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, предоставить несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту её жительства в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Кляусова

2-423/2014 ~ М-384/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Очерского района
Ответчики
Администрация Очерского муниципального района
Другие
Информация скрыта
Балдина Наталья Сергеевна
Управление образования администрации Очерского муниципального района
Суд
Очерский районный суд Пермского края
Судья
Кляусова Ирина Викторовна
Дело на странице суда
ocher--perm.sudrf.ru
02.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2014Передача материалов судье
02.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2014Судебное заседание
25.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2014Дело оформлено
26.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее