Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<дата> года <адрес>
<адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО7
при секретаре ФИО3,
с участием адвоката ФИО4, предъявившего удостоверение №, ордер № от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о признании решения незаконным в части, обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, изменив заявленные требования, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о признании решения комиссии № от <дата> незаконным в части не включения в специальный стаж периодов работы: с <дата> по <дата> (в том числе курсы повышения квалификации с <дата> по <дата>), с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры по массажу в отделении восстановительного лечения в ГБУЗ <адрес> первая районная больница»; периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; обязании включить в специальный стаж указанные периоды работы, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить пенсию со дня обращения, то есть с <дата>
В обоснование заявленных требований ФИО2 указала, что <дата> она обратилась в ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении пенсии по льготным основаниям в соответствии с п.. 20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации». Решением ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> № от <дата> ей было отказано в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа – <данные изъяты> лет, так как ее специальный стаж составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней: Период работы с <дата> по <дата> в должностях медицинской сестры по массажу в отделении восстановительного лечения в ГБУЗ <адрес> первая районная больница» не засчитан в специальный стаж, так как за указанный период отсутствуют лицевые счета, в связи с чем невозможно определить выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), что предусмотрено правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от <дата> №. Период работы с <дата> по <дата> в должностях медицинской сестры по массажу в отделении восстановительного лечения в ГБУЗ <адрес> первая районная больница» не засчитан в специальный стаж, так как отсутствует код льготы и сведения о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), что предусмотрено правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от <дата> №. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> не засчитаны в специальный стаж, так как данные нормы не предусмотрены правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст.ст. 27, 28 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от <дата> №.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании ордера адвоката и доверенности (л.д. 16, 19), на измененных исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> – ФИО5, действующая на основании доверенности, требования не признала по основаниям, указанным в оспариваемом решении.
Представитель третьего лица ГБУЗ <адрес> первая районная больница» в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором поддержал заявленные ФИО2 исковые требования (л.д.39-40).
На основании ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно п.. 20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее <данные изъяты> лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее <данные изъяты> лет в городах, независимо от возраста.
В соответствии с п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
С <дата> вступил в законную силу Федеральный закон от <дата> № ФЗ «О страховых пенсиях в РФ». В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее <данные изъяты> лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее <данные изъяты> лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее <данные изъяты> лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 3 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
В судебном заседании установлено, что ФИО2 <дата> обратилась в ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением медицинской деятельности, что подтверждается материалами пенсионного дела на имя ФИО2, которое обозревалось в судебном заседании.
Решением комиссии ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> № от <дата> ей было отказано в установлении пении в связи с отсутствием необходимого специального стажа – <данные изъяты> лет (л.д.12-13).
Отказ в назначении пенсии комиссия мотивировала тем, что специальный стаж ФИО2 составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней, поскольку спорные периоды работы, а также нахождение истца на курсах повышения квалификации не были включены в специальный стаж по вышеизложенным основаниям.
Суд приходит к выводу о незаконности принятого в обжалуемой части решения по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ № от <дата>, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Согласно ст.173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых норм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением заработной платы.
Доводы ответчика, что спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, противоречат действующему законодательству, поскольку за истцом в этот период сохранялось место работы и средняя заработная плата, из которой работодатель обязан был производить отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Периоды нахождения ФИО2 на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный трудовой стаж, поскольку на основании ст. 167, 168 ТК РФ служебные командировки и повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностью работников, в период которых сохраняется заработная плата, и следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, что должно являться основанием для включения указанных периодов в специальный трудовой стаж. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышения квалификации – обязательное условие выполнения работы.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> № – в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионы Фонд РФ. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсионного обеспечения.
Исходя из вышеизложенного, суд считает не правомерным не включение истцу в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> во время работы в ГБУЗ <адрес> первая районная больница».
Периоды работы истца с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры по массажу в отделении восстановительного лечения в ГБУЗ <адрес> первая районная больница» должны быть включены в специальный стаж, так как в вышеуказанные периоды трудовая деятельность истца протекала в одном учреждении и на одном рабочем месте (л.д. 7-11), п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» связывает право граждан на получение трудовой пенсии по данному подпункту с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Также следует отметить, что решение об отказе во включении в специальный стаж спорных периодов работы по причине отсутствия в выписке из лицевого страхового счета застрахованного лица кода льготы и сведений о выполнении нормы рабочего времени установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) является не правомерным, поскольку в соответствии с п. 2, ст. 13, п. 1, ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - стаж, приобретенный после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета. Однако, данная норма не содержит обязательное условие указания кода льготы. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от <дата> № "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", которым также не предусмотрено в качестве обязательного условия указывать в индивидуальных сведениях застрахованного лица код льготы.
Кроме того, выполнение истцом нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) в спорный период подтверждается Актом №, составленным главным специалистом-экспертом отдела ОППЗЛ ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> (л.д. 41-43), согласно которому в тарификационных списках за период с <дата> по <дата> ФИО2 значится в должности медицинская сестра по массажу в объеме <данные изъяты> ставки в отделении восстановительного лечения; с <дата> ФИО2 значится в должности медицинская сестра по массажу в объеме <данные изъяты> ставки в отделении восстановительного лечения (поликлиника).
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о признании решения комиссии № от <дата> незаконным в части не включения в специальный стаж периодов работы: с <дата> по <дата> (в том числе курсы повышения квалификации с <дата> по <дата>), с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры по массажу в отделении восстановительного лечения в ГБУЗ <адрес> первая районная больница»; периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> включить в специальный стаж ФИО2 периоды работы с <дата> по <дата> (в том числе курсы повышения квалификации с <дата> по <дата>), с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры по массажу в отделении восстановительного лечения в ГБУЗ <адрес> первая районная больница»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; произвести назначение и начисление ФИО2 страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч.1 п.20 ФЗ № «О страховых пенсиях в РФ» от <дата>, начиная с <дата>, то есть с момента первоначального обращения истца в пенсионный орган за назначением страховой пенсии.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о признании решения незаконным в части, обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить пенсию - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ № по городу <адрес> и <адрес> № от <дата> об отказе ФИО2 в установлении пенсии.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ № по городу <адрес> и <адрес> включить в специальный стаж ФИО2 периоды работы:
- с <дата> по <дата>, в том числе курсы повышения квалификации с <дата> по <дата>, в должности медицинской сестры по массажу в отделении восстановительного лечения в ГБУЗ <адрес> первая районная больница»;
- с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры по массажу в отделении восстановительного лечения в ГБУЗ <адрес> первая районная больница»;
- курсы повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, назначив страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № - ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» - с <дата>.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца.
Судья ФИО8