Решение по делу № 2-3518/2015 ~ м-3332/2015 от 03.11.2015

                      Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1


25 декабря 2015 года

<адрес> городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО4 муниципального района и Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО4 муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа ФИО4 муниципального района <адрес> в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 780 кв.м., по адресу: <адрес>, примыкающего к дому 127, с кадастровым номером и обязании предоставить указанный земельный участок в аренду.

В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что во исполнение предписания государственного инспектора по использованию и охране земель от 2012 года, вызванного использованием ею без правоустанавливающих документов земельного участка по адресу: <адрес>, примыкающего к дому 127, она обратилась в ФИО4 муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка. В уведомлении от <дата> ФИО4 муниципального района ей было сообщено, что рассмотрение вопроса о предоставлении ей в аренду земельного участка будет после публикации. После публикации ФИО4 муниципального района была предварительно согласована схема расположения земельного участка, ею был заключен с ООО «ФИО13» договор на проведение кадастровых работ, в судебном порядке была исправлена кадастровая ошибка в отношении координат границ земельного участка, и Постановлением ФИО4 муниципального района от <дата> была утверждена схема расположения земельного участка, изготовлен межевой план и сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости. Все необходимые действия были ею совершены в установленном законом порядке, после постановки на кадастровый учет участка ею было подано заявление в ФИО4 муниципального района с приложением кадастровой выписки о земельном участке, и письмом от <дата> она была уведомлена, что документы переданы в Министерство имущественных отношений <адрес>, и о принятом решении она будет уведомлена дополнительно. Но ее так и не уведомили о принятом решении, и в июле 2015 года она вновь обратилась в ФИО4 муниципального района с вопросом о принятом решении. 07 августа ей выдали сообщение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду от <дата> . Она с отказом не согласна, поскольку он мотивирован нарушением процедуры опубликования, но такого основания к отказу в предоставлении в аренду земельного участка земельным законодательством не предусмотрено.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений <адрес>, истцом подано уточненное исковое заявление, в котором она, помимо указанных исковых требований, заявляет также исковые требования о признании протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> незаконным.

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, и дело, с учетом участия в судебном заседании ее представителя ФИО7, действующей на основании доверенности, рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель истца иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков ФИО4 муниципального района и Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явились, о слушании дела уведомлены, об отложении дела слушанием не просили, причины неявки суду не сообщили, и дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель ответчика ФИО4 муниципального района ФИО8, действующая на основании доверенности от <дата>, имеющая диплом о высшем юридическом образовании, представила отзыв на исковое заявление (л.д.36-37), в котором указывает, что с заявленными требованиями не согласна, считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку на основании протокола межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> было принято решение об отказе в согласовании проекта постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду в связи с нарушением процедуры опубликования извещения, установленной ст. 39.18 ЗК РФ. Согласно данному протоколу ФИО4 муниципального района <адрес> было указано, что спорный земельный участок должен быть предоставлен по процедуре, указанной в ст.39.18 ЗК РФ. Считает, что суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов по предоставлению земельных участков. В случае возложения обязанности суд своим решением исключает возможность принятия компетентным органом соответствующего решения, предусмотренного ЗК РФ, принятие такого решения входит в компетенцию ФИО4 муниципального района, а не суда.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО3 подлежащими удовлетворению в силу следующего:

Судом установлено, что ФИО3 обратилась в ФИО4 муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 780 кв.м., по адресу: <адрес>, примыкающего к дому 127, с кадастровым номером из земель населенных пунктов для огородничества. Согласно копии кадастрового паспорта от <дата> (л.д. 42-43) границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В газете «ФИО14» от <дата> было опубликовано информационное сообщении ФИО4 муниципального района о принятии решения о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду, по истечении месяца со дня опубликования заявлений от граждан и юридических лиц в ФИО5 по испрашиваемому земельному участку не поступило. Постановлением МУ «ФИО4 муниципального района <адрес>» от <дата> (на л.д. 19) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал , площадью 780 кв.м., по адресу: <адрес>, примыкающего к дому 127, из земель населенных пунктов для огородничества.

Как следует из сообщения на имя административного истца ФИО9 от <дата> за подписью начальника управления земельно-имущественных отношений ФИО4 муниципального района ФИО10 (л.д.23) в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> ВР-1073 проект представлении в аренду вышеуказанного земельного участка и пакет документов были направлены в Министерство имущественных отношений. <дата> за в адрес истца ФИО3 за подпись. Заместителя руководителя ФИО4 муниципального района поступило сообщение, согласно которому (л.д.24), на основании протокола межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> (п.282) принято решение об отказе в согласовании проекта договора аренды в связи с нарушением процедуры опубликования извещения, а именно, не указано место и сроки подачи заявлений. Рекомендовано повторно обратиться с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по процедуре, указанной в ст. 39.18 ЗК РФ.

Суд считает данное сообщение отказом в предоставлении ФИО3 земельного участка в аренду по той процедуре, которая была предусмотрена ЗК РФ до внесении в него изменений на основании Федерального закона от <дата> № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», а также поскольку данное сообщение содержит указание о необходимости ФИО9 вновь пройти всю процедуру предоставления земельного участка в аренду, предусмотренную ст.39.18 Земельного кодекса РФ. Кроме того, данное сообщение является итоговым документом по результатам рассмотрения заявления ФИО3 о предоставлении ей земельного участка в аренду. Таким образом, данное сообщение по своей сути является сообщением о принятии административным ответчиком решения об отказе в предоставлении ФИО3 земельного участка в аренду, отказом в положительном результате реализации пройденной ей процедуры предоставления земельного участка в аренду.

Решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> ФИО4 муниципального района <адрес> отказано в согласовании проекта договора аренды испрашиваемого административным истцом земельного участка в связи с нарушением процедуры публикации извещения (не указано место и сроки подачи заявлений), указанный земельный участок является прирезкой к находящемуся в собственности заявителя и указано на необходимость предоставления земельного участка в соответствии с процедурой, предусмотренной ст.39.18 ЗК РФ.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. <адрес> от <дата> N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>", органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Согласно ч.2 ст.3 указанного закона, органы местного самоуправления ФИО2 при реализации указанных полномочий представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом. При этом, исходя из положений ч.ч.1,2 ст.<адрес> от <дата> N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>", уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий; при осуществлении органами местного самоуправления указанных государственных полномочий давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.

Таким образом, оспариваемые решения вынесены надлежащим должностным лицом и органом в рамках полномочий, которыми они наделены в соответствии с законом.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении ФИО3 земельного участка в аренду и решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес>, содержащееся в протоколе от <дата> пункт 282 являются незаконными и подлежащими отмене в силу следующего:

Оспариваемыми решениями указано на необходимость административному истцу вновь обратиться с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по процедуре, указанной в ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Земельный кодекс РФ в редакции, действующей с <дата>, был Федеральным законом от <дата> N 171-ФЗ, вступившим в силу с <дата> дополнен главой 39, регламентирующей порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, ст. 39.18, регламентирующей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Согласно указанной норме, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Однако, в соответствии со ст.34 указанного федерального закона, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее <дата>.

Схема расположения земельного участка, испрашиваемого административным истцом в аренду, была утверждена постановлением ФИО4 муниципального района от <дата>, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена постановлением от <дата> (л.д.40), следовательно, правоотношения по данному поводу возникли до вступления в силу указанных изменений Земельного кодекса Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.34 федерального закона от <дата> N 171-ФЗ предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой, органы государственной власти и органы местного самоуправления ФИО2 обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы ФИО2:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "ФИО15", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

    Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

    Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

    Имеющаяся в деле публикация полностью соответствует требованиям, предъявлявшимся ЗК РФ к публикации на момент опубликования, содержит все необходимые сведения - о предоставляемом земельном участке, о днях, месте и времени обращения с возражениями, а сроки подачи таких заявлений определены ЗК РФ и дополнительной публикации не требуют, не содержит указания о предоставлении участка конкретному лицу, и ЗК РФ не в ныне действующей редакции, ни в редакции, действовавшей на момент публикации, не предусматривал обязанности осуществлять публикацию сведений о предоставлении земельного участка повторно. Таким образом, выводы обоих ответчиков о несоответствии публикации требованиям ЗК РФ не основаны на законе.

    Суд также не соглашается с доводами отзыва на исковое заявление в части указания на то, что при удовлетворении заявленных ФИО3 исковых требований суд тем самым подменяет орган, в чью компетенцию входит принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду, поскольку решение, которое входит в компетенцию ФИО4 муниципального района ФИО5 уже принято и оспаривается в рамках исковых требований ФИО3, в связи с чем при удовлетворении исковых требований и признании такого решения недействительным решение суда должно содержать указание на то, каким должно быть решение, которое необходимо принять в рамках полномочий ответчика. Поскольку в данном случае имеет место материально-правовой спор, в связи с чем дело рассмотрено в порядке искового производства.. Доказательств наличия оснований, кроме указанных в оспариваемых решениях, к отказу в предоставлении в аренду ФИО3 земельного участка суду не представлено.

При таких обстоятельствах, поскольку истцом ФИО3 совершены все предусмотренные ст.34 Земельного кодекса РФ действия по приобретению земельного участка в аренду, указание на необходимость повторного обращения с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, но по другой процедуре, предусмотренной ныне действующей ст.39.18 ЗК РФ является незаконным, по своей сути содержит отказ в предоставлении земельного участка по процедуре, предусмотренной ст.34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до <дата> на момент возникновения спорных правоотношений, противоречит ст.34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до <дата> и ст.34 Федерального закона от <дата> N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

    Поскольку оспариваемым отказом в предоставлении в аренду земельного участка нарушены права истца ФИО3 на аренду земельного участка, отказ противоречит по своим основаниям положениям ст.34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до <дата> и ст.34 Федерального закона от <дата> N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО3 исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к ФИО4 муниципального района и Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду- удовлетворить.

Признать решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес>, содержащееся в протоколе Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> (п.282) об отказе в согласовании проекта договора аренды ФИО4 муниципального района <адрес> земельного участка, площадью 780 кв.м., по адресу: <адрес>, примыкающего к дому 127, из земель населенных пунктов для огородничества с кадастровым номером и о необходимости предоставления ФИО4 муниципального района <адрес> указанного земельного участка по процедуре, указанной в ст.39.18 Земельного кодекса РФ незаконным.

Признать отказ в предоставлении ФИО3 в аренду земельного участка, площадью 780 кв.м., по адресу: <адрес>, примыкающего к дому 127, из земель населенных пунктов для огородничества с кадастровым номером , содержащийся в сообщении заместителя руководителя ФИО4 муниципального района ФИО11 от <дата> на имя ФИО3 незаконным.

ФИО2 муниципального района в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда предоставить ФИО3 в аренду земельный участок площадью 780 кв.м., по адресу: <адрес>, примыкающего к дому 127, из земель населенных пунктов для огородничества с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в ФИО16 областной суд через ФИО17 городской суд в апелляционном порядке в месячный срок.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.

Судья:          подпись             Е.В.Севастьянова

Копия верна

Судья

Секретарь

Решение не вступило в законную силу.

Судья

Секретарь

Подлинник решения находится в деле на л.д.__________

2-3518/2015 ~ м-3332/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коротаева Наталья Николаевна
Ответчики
Администрация ВМР
Суд
Воскресенский городской суд Московской области
Судья
Севастьянова Елена Вячеславовна
Дело на странице суда
voskresensk--mo.sudrf.ru
03.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2015Передача материалов судье
06.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2015Подготовка дела (собеседование)
19.11.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.11.2015Предварительное судебное заседание
25.11.2015Подготовка дела (собеседование)
25.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2015Судебное заседание
25.12.2015Судебное заседание
30.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2016Дело оформлено
06.06.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее