Мотивированное решение
изготовлено 28.01.2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
.... 00.00.0000
Невьянский городской суд ....
в составе председательствующего судьи Уфимцевой И.Н.,
при секретаре 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску 1 к администрации Невьянского городского округа о сохранении жилого помещения в переустроенном виде,
установил:
1 обратился в суд с иском к администрации Невьянского городского округа городского округа о сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: ...., в переустроенном состоянии, с установкой индивидуального отопительного газового оборудования.
В судебном заседании истец 1 исковые требования поддержал, при этом пояснил, что он является собственником доли в праве общей долевой собственности в спорной квартире. В 2008 году он в вышеназванном жилом помещении установил автономное газовое отопление, с отключением от центральной системы отопления. Автономное отопление было установлено на основании технических условий, рабочего проекта и архитектурного проекта. В настоящий момент желает узаконить переустройство в квартире, в связи, с чем обратился в суд. В администрации Невьянского городского округа разрешить данный вопрос не представилось возможным.
Представитель ответчика – администрации Невьянского городского округа 1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по обстоятельствам дела пояснила следующее. Согласно пункту 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Согласно ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Согласно ч. 1, 5, 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Согласование с органом местного самоуправления происходит до проведения соответствующих действий. Перепланировка или переустройство, произведенные без согласования, считаются самовольными и к ним применяются положения ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также меры административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (без решения органа власти о переустройстве жилого помещения), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося органам власти в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое № 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с используемых индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Из приведенных правовых норм, следует, что демонтаж радиаторов системы центрального отопления без соответствующего разрешения, не может свидетельствовать о расторжении договора энергоснабжения, и не освобождает ответчиков от обязанности производить оплату услуг, независимо от причин демонтажа. В данном случае согласование на изменение корректуры теплоснабжения должна была производить теплоснабжающая организация ЗАО «Регионгаз-инвест». Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии (бытового двухконтурного газового котла) предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления. Подчеркнем, что при установке в жилом помещении отопительного оборудования его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия. Согласно пункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 № 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Следовательно, система внутридомового отопления является общим имуществом всех собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома. Демонтаж системы отопления ведет к уменьшению размера такой общей собственности. Согласно ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Технический проект реконструкции системы отопления должен, кроме прочего, обеспечивать сохранение теплового баланса дома. В администрацию за выдачей разрешения на переустройство перепланировку истец не обращался, а также, ему не был дан отказ в выдаче акта приемочной комиссии. Также указывают на то, что неправомерных действий администрации не установлено, правовые акты администрации не обжалуются и в просительной части требований к администрации Невьянского городского округа не установлено. Признание права на самовольное переустройство и сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии относится к способам защиты права, поэтому для применения данного способа необходимо доказать наличие нарушенного права. В то же время нельзя считать право заявителя, произведшего самовольное переустройство в обход установленного порядка, и без разрешительных документов СЭС, МЧС, нарушенными тем, что он в силу закона не может сохранить данное помещение в переустроенном состоянии. Обращение лица, произведшего самовольное переустройство, для его легализации непосредственно в суд, минуя соответствующие органы, означало бы установление упрощенной процедуры оформления прав на самовольное переустройство, игнорирование предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации положений о порядке перепланировки переустройства, создание истцу более льготных условий по сравнению с лицами, осуществляющими переустройство, перепланировку в установленном законом порядке. Таким образом, считают, что администрация Невьянского городского округа не является надлежащим ответчиком по данному делу. Оснований для сохранения жилого помещения истца в переустроенном состоянии не имеется. В удовлетворении заявленных требований 1 о сохранении помещения в переустроенном виде, просят отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, 1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со статьями 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации, следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Реализация права на судебную защиту предполагает правильное и своевременное рассмотрение дела, на что указывается и в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей задачи и цели гражданского судопроизводства.
Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом. При этом предполагается такое построение судопроизводства, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функций спорящих перед судом сторон: осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (статья 118, часть 1, Конституции Российской Федерации), суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных функций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 00.00.0000 № 1642-О-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий; при этом суд, являющийся субъектом гражданского судопроизводства, активность которого в собирании доказательств ограничена, обязан создавать сторонам такие условия, которые обеспечили бы возможность реализации ими процессуальных прав и обязанностей, а при необходимости, в установленных законом случаях, использовать свои полномочия по применению соответствующих мер.
Согласно части 1, 2, 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, судом установлено и не оспаривается сторонами, что в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении, расположенном по адресу: ...., установлено газовое оборудование. Данные обстоятельства подтверждаются договором мены квартиры от 15.07.1997, рабочим проектом, архитектурным проектом, договором на поставку газа от 00.00.0000 и актом о приемки выполненных работ от 30.03.2010.
В соответствии с положениями ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника данного жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Однако в соответствии с ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
Согласно заключению эксперта за № 781с/14 от 00.00.0000 переустройство, произведённое в ...., расположенной в ...., в том числе монтаж и эксплуатация газоиспользующего оборудования соответствует строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим требованиям, правилам пожарной безопасности и указаниям инструкции завода-изготовителя оборудования. Переустройство, произведённое в ...., расположенной в ...., в том числе монтаж и эксплуатация газоиспользующего оборудования не влечёт за собой нарушение в работе инженерных систем дома: теплоснабжения, водоснабжения, вентиляции, газоснабжения и не снижает надёжность строительных конструкций здания. Система вентиляции в .... и в ...., указанного дома, пригодна для эксплуатации с целью поквартирного отопления с применением газоиспользующего оборудования – газового отопительного котла. Действующий газопровод позволяет использование такого газового оборудования, без изменения схемы внутридомовых сетей газоснабжения с присоединением к существующему стояку. Общая схема теплоснабжения дома позволяет установку и использование индивидуального источника тепловой энергии при условии поддержания температурного режима помещения за счет автономного источника тепла. Газовое оборудование, установленное в квартире истца, является безопасным для жизни и здоровья граждан, проживающих в этом многоквартирном доме, а также для иных лиц. Несмотря на отсутствие в техническом паспорте жилого помещения сведений об изменении инженерных сетей и иного оборудования жилого помещения, что противоречит нормам ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, отключение ...., расположенной в .... от центральной системы отопления в целом соответствует нормам действующего законодательства. Отключение спорной квартиры от центральной системы отопления не нарушает права и законные интересы граждан, и не создает угрозу их жизни и здоровью, при условии поддержания требуемого температурного режима.
С учетом представленных сторонами по делу доказательств, суд полагает, что переустройство квартиры истца произведено в соответствии с действующими правилами и нормами и не нарушает законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью, в связи, с чем суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что данное переустройство нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме в связи с уменьшением размера общего имущества, суд считает не обоснованными и не состоятельными, по следующим основаниям.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 *** в соответствии со ст. ст. 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Официальное толкование данной нормы дано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 00.00.0000 № ГКПИ09-725, предметом которого являлась ее проверка на соответствие п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 00.00.0000 N КАС09-547, которым вышеуказанное решение было оставлено без изменения.
Из содержания этих судебных актов следует, что по смыслу п. 6, пп. "д" п. 2 и п. 5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку истцом такое разрешение получено не было, в суде и возник рассматриваемый спор. Отключение находящихся в квартире радиаторов от централизованной системы отопления с сохранением стояков внутридомовой системы отопления не является уменьшением размера общего имущества в многоквартирном доме, следовательно, права собственников помещений многоквартирного дома в результате перевода системы теплоснабжения квартиры истца из централизованного в поквартирный не нарушены.
Доводы ответчика о том, что администрация Невьянского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу, также являются не обоснованными и не состоятельными, поскольку, на основании пункта 7 части 1 статей 14, 26 - 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие решения о согласовании самовольно выполненного переустройства и перепланировки и сохранении жилого помещение в существующем состоянии входит в компетенцию указанного органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...., ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░░░░░░░░░: