Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-261/2016 ~ М-214/2016 от 22.03.2016

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2016 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,

при секретаре Нестеренко Е.А.,

с участием истицы Климентьевой Е.В.,

представителя ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области Кузнецовой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Климентьевой ФИО10 к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным отказа жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Климентьева Е.В. обратилась в суд с иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным отказа жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав, что она зарегистрирована и проживает по адресу: ж.д.ст. БАМ <адрес>. Площадь данной муниципальной квартиры составляет 42,1 кв.м. В квартире зарегистрированы и постоянно проживают: она, её дочери Екатерина, 1991 г.р., Анна, 1994 г.р., и Дарья, 2007 г.р.. Другого жилья ни она, ни члены её семьи не имеют. Считает, что она и члены её семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тем, что на каждого члена семьи приходится менее установленной законом учетной нормы жилого помещения.

29.01.2016 года она обратилась с рапортом к председателю жилищно - бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Амурской области о признании её и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием собственного жилья, с целью принятия участия в Федеральной программе «Государственные жилищные сертификаты».

Решением жилищно - бытовой комиссии (протокол № 1 от 09.02.2016 года) ей отказано в удовлетворении рапорта. Свой отказ комиссия мотивировала тем, что в настоящее время лишена полномочий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании действующего Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с 01.03.2005 г.

С решением жилищно - бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Амурской области она не согласна в полном объеме.

Жилищный кодекс РФ предусматривает установление очередности с 01.03.2005г. для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в то время как предоставление жилищных сертификатов предполагает предоставление денежных средств за счет федерального бюджета для приобретения жилья в собственность специальной категории граждан.

Из содержания п.1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

На праве собственности жилых помещений не имею, жилищный сертификат, другие выплаты для получения жилья ранее не получала.

Согласно ч.б п.п. «а» п.5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства от 21.03.2006 г. № 153, правом на получение сертификата обладают сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по Достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Она проходит службу в ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Амурской области в должности младшего инспектора отдела охраны с 1996 года. Непрерывный стаж службы в уголовно-исполнительной системе составляет 19 лет 06 месяцев 24 дня.

В соответствие с вышеприведенными нормами она может участвовать в подпрограмме с целью получения государственного жилищного сертификата при условии увольнения со службы по достижению предельного возраста, по состоянию здоровья или в вязи с организационно - штатными мероприятиями. В соответствие с п. 4 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственного жилищного сертификата, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007 г. № 286, при подаче рапорта о предоставлении ГЖС необходимо предоставить выписку из решения жилищной комиссии о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако жилищно - бытовая комиссия исправительной колонии отказывает ей в постановке на учет. Таким образом, она не имеет возможности представить полный пакет документов для формирования учетного дела и получения в дальнейшем ГЖС, считает незаконным и необоснованным решение жилищно -бытовой комиссии ФКУ ИК - 5 УФСИН Росси по Амурской области.

В связи с чем, просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области об отказе в постановке ее и членов ее семьи на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области устранить допущенные нарушения законодательства, путем рассмотрения ее рапорта на жилищно-бытовой комиссии и признания ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истица Климентьева Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области Кузнецова С.А. суду показала, что требования Климентьевой Е.В. безосновательны и не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с положениями Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. (ст.30), учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также по месту жительства. Наравне с работающими, принимались на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. На основании этой статьи работники и пенсионеры уголовно - исполнительной системы имели возможность вставать на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий как по месту жительства, так и по последнему месту работы (службы).

В соответствие с п.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ, вступившего в действие с 01 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства. В связи с тем, что законодательством РФ не предусматривается принятие на учет граждан по месту службы в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с принятием Жилищного кодекса РФ постановка граждан, сотрудников учреждения и пенсионеров УИС в учреждениях и органах УИС была прекращена.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (с изменениями и дополнениями) сотрудникам и пенсионерам УИС в случае соответствия требованиям предоставляется право обращаться в органы местного самоуправления с целью признания их нуждающимися в получении жилых помещении или улучшении жилищных условий и постановке на учет.

В Амурской области действует закон «О жилищной политике в Амурской области от 01.09.2005 г. № 38-03, который определяет основные цели, задачи, направления жилищной политики области, формы реализации права населения области на жилище и обеспечивает защиту прав граждан на жилище. Закон определяет компетенцию органов местного самоуправления в вопросах жилищной политики, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и другие вопросы.

Климентьева Е.В. 29 января 2016 обратилась с рапортом к председателю жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о принятии ее и членов ее семьи на учет для получения жилой площади. На заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ рапорт Климентьевой Е.В. был рассмотрен, решением комиссии отказано в постановке на учет в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.

Таким образом, считает, что Климентьевой Е.В. было правомерно отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Амурской области. В связи с чем, просит суд отказать Климентьевой Е.В. в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 3 ст.40 Конституции Российской Федерации, определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Климентьева Е.В. обратилась с рапортом в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области от 09 февраля 2016 года Климентьевой Е.В. отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года осуществляется органом местного самоуправления.

Также установлено, что Климентьева Е.В. проживает в <адрес> по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого помещения составляет 42,1 кв.м.. Совместно с Климентьевой Е.В. в данном жилом помещении проживают: Климентьева ФИО18, Климентьева ФИО19, Пиц ФИО20.

Иного жилья у истца Климентьевой Е.В. не имеется.

Согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

В судебном заседании установлено, что Климентьева Е.В. проходит службу непрерывно в УФСИН России по Амурской области с 1996 года. Непрерывный стаж работы и службы в уголовно-исполнительной системе на 15 марта 2016 года составляет в календарном исчислении: 19 лет 06 месяцев 24 дня, а в льготном исчислении: 29 лет 00 месяцев 22 дня.

Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной Противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещении или в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. В настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета. В настоящих Правилах под военнослужащими также понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы.

Согласно п.2 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем, то в соответствии с п. п. 3 и 12 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих-граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Таким образом, следует признать, что нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г., противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат (Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09 «О признании частично незаконными Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку»).

Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) районов с ведением списков очередников, карточек учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учета.

Следовательно, эти органы располагают всей необходимой информацией (имеют возможность ее получить) для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства.

Действующая редакция п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" также содержит положение, согласно которому порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством РФ.

Во исполнение возложенных функций Правительство РФ приняло Постановление от 17.12.2010 года № 1080 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в которую включена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.

В соответствии с п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В уголовно-исполнительной системе РФ порядок организации работы по включению в подпрограмму и выдаче сертификатов регламентирован Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года № 267.

На основании пункта 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников Подпрограммы (пункт 7 Инструкции).

На основании приведенных выше норм законодательства, определяющего порядок работы организаций и учреждений, подчиненных ФСИН России, с заявлениями и документами, представляемыми сотрудниками названного ведомства и гражданами, уволенными со службы ФСИН России, изъявившими желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, следует признать, что территориальные органы ФСИН России наделены полномочиями по учету и обеспечению сотрудников жилыми помещениями, а, следовательно, при решении вопроса о принятии на учет в их компетенцию входит и решение вопроса нуждаемости в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для отказа Климентьевой Е.В. в разрешении вопроса о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий по мотивам отсутствия полномочий у жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области не имелось.

Следовательно, требования истца о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК №5 УФСИН России по Амурской области № 1 от 09 февраля 2016 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении на ФКУ ИК №5 УФСИН России по Амурской области обязанность устранить допущенные нарушения законодательства подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца Климентьевой Е.В. об обязании ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области признать ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий суд приходит к следующему.

Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, вопрос о нуждаемости истца и членов ее семьи по существу не разрешался, необходимые критерии для возможности реализации жилищных прав не устанавливались. При указанных обстоятельствах, возложение на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области обязанности признать истца и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, при том, что указанный вопрос находится в исключительной компетенции жилищного органа, недопустимо. Следовательно, сделав вывод о незаконности оспариваемого решения, суд вправе возложить на орган, принявший такое решение, обязанность повторно рассмотреть рапорт.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Климентьевой ФИО10 к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить.

Признать решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области № 1 от 09 февраля 2016 года об отказе Климентьевой ФИО10 и членам ее семьи в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.

Возложить на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области обязанность повторно рассмотреть рапорт Климентьевой ФИО10 о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, то есть 25 апреля 2016 года.

Председательствующий Петрашко С.Ю.

2-261/2016 ~ М-214/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Климентьева Елена Викторовна
Ответчики
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Судья
Петрашко Светлана Юрьевна
Дело на странице суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
22.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2016Передача материалов судье
25.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2016Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее