Дело Э №
Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И<адрес>
<адрес> 20 февраля 2018 года
Касторенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 и ФИО1, поданному от их имени представителями по доверенностям ФИО7 и ФИО5, к Администрации поселка <адрес> о признании права собственности на квартиру с пристройкой в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
ФИО7 и ФИО5 от имени ФИО4 и ФИО1 обратились в суд с иском к Администрации поселка <адрес> о признании права собственности на квартиру с пристройкой в порядке наследования.
В обоснование исковых требований представитель истца ФИО7 указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2. С его смертью открылось наследство, в состав которого вошла, в том числе жилая квартира с пристройкой общей площадью 142,1 кв. м, жилой площадью 43,9 кв. метров, расположенная по адресу: <адрес>, которую он возвел сам за счет собственных средств на земельном участке общей площадью 0,15 га.
После смерти ФИО2 наследницей по закону являлась его жена ФИО3. Она получила свидетельства о праве на наследство по закону на гаражи, автомобиль марки MIТSUВISНI LANCER и денежные вклады. Свидетельство о праве на наследство по закону на спорное жилое помещение ей выдано не было в виду отсутствия государственной регистрации права. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла. После её смерти сыновья ФИО4 и ФИО1 вступили во владение наследственным имуществом, приняли меры по его сохранению.
Получить свидетельства о праве на наследство по закону на жилую квартиру в течение шестимесячного срока со дня открытия наследства им не представилось возможным из-за отсутствия правоустанавливающих документов на имя ФИО2 и ФИО3 Согласно выписке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Олымский, <адрес>, не имеется.
В настоящее время ФИО4 и А.В. желают признать за собой право общей долевой собственности в порядке наследования по закону на жилую квартиру после смерти отца и матери, чтобы иметь возможность распоряжаться им по своему усмотрению.
Просит суд признать за ФИО4, ФИО1, право общей долевой собственности в порядке наследования по закону по 1/2 доле за каждым на жилую <адрес> пристройкой общей площадью 142,1 кв. м, в том числе жилой площадью 43,9 кв. м ( литера А, аl), расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец ФИО4 не явился, о дне, месте и времени слушания дела был своевременно извещен надлежащим образом. Согласно заявлению просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца по доверенности ФИО7 в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дне, месте и времени слушания дела был своевременно извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела была своевременно извещена надлежащим образом. Согласно заявлению просит рассмотреть дело без её участия, исковые требования ФИО4 и А.В. поддерживает и просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации поселка <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела своевременно извещен надлежащим образом. Согласно представленному письму Администрация полагает, что исковые требования ФИО4 и А.В. о признании права общей долевой собственности в порядке наследования по закону по 1/2 доле за каждым на жилую <адрес> пристройкой общей площадью 142,1 кв. м, в том числе жилой площадью 43,9 кв. м (литера А, аl), расположенную по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению, просит рассмотреть дело без участия их представителя.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО4 и А.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из положений п.1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Как следует из п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Из статьи 219 ГК РФ следует, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Часть 1 статьи 1111 ГК РФ предусматривает, что наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1141, 1142 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.
В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ч. 1 и 2 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Часть 4 данной статьи гласит, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
По делу установлено, что ФИО2 и ФИО3 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы Администрации поселка <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по <адрес> (четная сторона) в размере 0,30 га был передан ФИО2 и его сыну ФИО4 для совместного строительства жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ архитектор района ФИО8 в присутствии застройщиков ФИО2 и ФИО4 по акту произвела отвод в натуре данного земельного участка с разбивкой габаритов, проектируемых к строительству строений, и выдала разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Судом также установлено, что на расположенном в поселке Олымский по <адрес> <адрес> земельном участке площадью 3000 кв. метров, правообладателем которого значится ФИО3, построен жилой <адрес>.
Как усматривается из материалов дела, и никем не оспаривается, в жилом <адрес> поселка <адрес>, располагаются две квартиры, из которых квартире, принадлежащей ФИО2, присвоен №, а квартире, принадлежащей ФИО4, №.
Решением Касторенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО5 признано право собственности на <адрес> пристройкой общей площадью 149,0 квадратных метров, в том числе жилой площадью 45,7 квадратных метров (литера А, а), расположенную по адресу: <адрес>.
Как следует из свидетельства о смерти, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
После его смерти осталось наследственное имущество, в том числе жилая квартира с пристройкой общей площадью 142,1 кв. м, жилой площадью 43,9 кв. метров, расположенная по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что наследниками первой очереди по закону оставшегося после смерти ФИО2 наследственного имущества являются пережившая его супруга ФИО3, и сыновья ФИО4 и А.В.
ФИО4 и А.В. в наследство после смерти отца не вступали, в то же время
пережившая его супруга ФИО3 в соответствии с письмом нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ № получила свидетельства о праве на наследство по закону на гаражи, автомобиль марки MIТSUВISНI LANCER и денежные вклады.
Получить же свидетельство о праве на наследство по закону на причитающуюся ей долю <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, не представилось возможным из-за отсутствия правоустанавливающих документов, разрешающих строительство и ввод в эксплуатацию данной квартиры.
Суд считает, что ФИО3, являясь собственником 1/2 доли <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, приняв часть наследства, приняла все причитающееся ей наследство, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе приобрела право собственности на 1/2 доли квартиры, оставшейся после смерти мужа
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла.
По делу установлено и никем не оспаривалось, что ФИО4 и А.В., истцы по делу, являются единственными наследниками по закону оставшегося после смерти ФИО3 имущества, в том числе и <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Другие наследники, претендующие на долю в наследстве ФИО3, судом не установлены, требования других лиц относительно указанного наследства не заявлены.
Кроме того, в судебном заседании нашел подтверждение и тот факт, что истцами не пропущен установленный законом срок для принятия наследства, так как они после смерти ФИО3 приняли меры по сохранению наследственного имущества.
Суд полагает, что совершенные ФИО10 С.В. и А.В. действия свидетельствуют о том, что срок для принятия наследства после смерти ФИО3 ими не пропущен, поскольку они вступили во владение и управление наследственным имуществом.
В судебном заседании также нашел подтверждение и тот факт, что истцы ФИО4 и А.В. в установленном законом порядке не могут зарегистрировать свое право собственности на спорную квартиру из-за отсутствия правоустанавливающих документов, разрешающих строительство и ввод в эксплуатацию <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, имя ФИО2 и ФИО3
Отсутствие в Едином Государственном реестре недвижимости зарегистрированного права на спорную квартиру с пристройкой подтверждается и выпиской филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению суда, вышеназванные обстоятельства препятствуют ФИО4 и А.В. зарегистрировать право общей долевой собственности на спорную жилую квартиру с пристройкой, в связи с чем они лишены своих прав как собственники владеть и распоряжаться своим имуществом.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 и А.В., приняв часть наследства, приняли все причитающееся им наследство, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе приобрели право собственности на спорную квартиру.
Наличие по указанному адресу квартиры с пристройкой общей площадью 142,1 кв. метров, в том числе жилой площадью 43,9 кв. метров, подтверждается имеющимся в деле техническим паспортом, составленным Касторенским отделением Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ценах 2017 года.
Поскольку у истцов возникли трудности при оформлении права общей долевой собственности на спорную жилую квартиру с пристройкой, то с учетом мнения Администрации поселка <адрес>, не возражавшей против удовлетворения исковых требований, суд считает возможным удовлетворить требования ФИО4 и А.В., поданные от их имени представителями по доверенности ФИО7 и ФИО5, и признать за ними право общей долевой собственности на расположенную по указанному адресу жилую квартиру с пристройкой.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать за ФИО4, ФИО1, право общей долевой собственности в порядке наследования по закону по 1/2 доле за каждым на жилую <адрес> пристройкой общей площадью 142,1 кв. м, в том числе жилой площадью 43,9 кв. м (литера А, аl), расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Касторенский районный суд в течение месяца.
Судья Прохорова Л.А.