63RS0030-01-2019-003610-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тольятти 15 ноября 2019 года
Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Шабанов С.Г., при секретаре Нагиевой К.Р., с участием: помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Саперского А.П., представителя административного истца ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области Ерофеева И.В., действующего на основании доверенности № 64/ТО/43/11-68 от 11.01.2019, без участия административного ответчика Архипова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело № 2а-2190/2019 года по административному исковому заявлению ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области к Архипову В.А. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к осужденному Архипову В.А. об установлении административного надзора на срок 3 года, со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22-00 часов до 06-00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 4-х раз в месяц в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации; запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить выезд за установленные судом пределы территории.
Заявленные требования мотивированы тем, что 06.08.2019 административный ответчик был осужден приговором мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Воронежа по ст. 158 ч. 1 ст. 30 ч. 3 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Указанное преступление было совершено в период административного надзора, установленного решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 14.05.2018 в связи с тем, что ранее, 19.05.2016 административный ответчик был осужден приговором Жердевского районного суда Тамбовской области к 2 годам 6 месяцам лишения свободы за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, при особо опасном рецидиве преступлений и освобождался из мест лишения свободы при непогашенной судимости.
Административный ответчик прибыл в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области 11.10.2019. Начало срока наказания – 11.06.2019, окончание – 10.12.2019.
Архипов В.А. характеризуется следующим образом: правила внутреннего распорядка выполняет не в полном объеме, участие в общественной жизни отряда и колонии не принимает, на воспитательную работу реагирует слабо, установленную форму одежды соблюдает не всегда. Опрятен, правила личной гигиены соблюдает. По характеру спокоен, с администрацией корректен, с осужденными вежлив. Не обучается. Имеет два взыскания. Поддерживает связь с родственниками.
После освобождения будет проживать по адресу: .....
Представитель административного истца в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил административный иск удовлетворить в полном объёме.
Пояснил, что все административные ограничения поддерживает, поскольку административный ответчик эмоционально не стабилен, склонен к суициду, совершил преступление после 22.00 часов.
На вопросы суда пояснил, что психиатрического освидетельствования в отношении Архипова В.А. не проводилось. Ответчик не трудоустроен и не обучается, специальности не имеет. У ответчика нет паспорта. После освобождения будет проживать в социальном приюте. Постоянного места жительства ответчик не имеет.
Административный ответчик представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия.
Прокурор полагал, что с учетом данных, характеризующих личность ответчика, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Суд, заслушав представителя административного истца, прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Исковые требования основаны на том, что административный ответчик освобождается из мест лишения свободы и при этом имеет непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания. Указанное основание предусмотрено п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Поскольку административный ответчик относится к категории лиц, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", истец просил установить административный надзор на срок, предусмотренный для погашения судимости за совершение преступления небольшой тяжести - 3 года.
Указанные административным истцом основания для установления административного надзора имеются, однако суд, руководствуясь ч. 8 ст. 272 КАС РФ полагает, что административному ответчику следует установить административный надзор на более длительный срок.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную, либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, определенный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела, в настоящее время административный ответчик отбывает наказание, назначенное судом за преступление небольшой тяжести (ст. 158 ч. 1, ст. 30 ч. 3 УК РФ), совершенное в период административного надзора. Начало срока наказания – 11.06.2019, окончание – 10.12.2019.
Административный надзор был установлен решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 14.05.2018 на срок 8 лет в связи с тем, что ранее, 19.05.2016 административный ответчик был осужден приговором Жердевского районного суда Тамбовской области за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ при особо опасном рецидиве преступлений к 2 годам 6 месяцам лишения свободы и к моменту освобождения имел непогашенную судимость.
Согласно решению Рассказовского районного суда Тамбовской области от 14.05.2018, наказание, назначенное приговором Жердевского районного суда Тамбовской области от 19.05.2016 Архипов В.А. отбыл 08.07.2018.
Поскольку Архипов В.А. 06.08.2019 был вновь осужден приговором мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Воронежа и направлен к месту отбывания наказания, административный надзор был прекращен по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
К моменту освобождения из ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Архипов В.А. будет иметь непогашенную и не снятую судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, срок погашения которой в соответствии с п. «в» ч. 2 ст. 86 УК РФ составляет 8 лет после отбытия наказания и истечет в 2026 году, тогда как по заявленным истцом основаниям, срок административного надзора (3 года) истечет в 2022 году.
Следовательно, удовлетворение исковых требований в заявленном объеме и по указанным административным истцом основаниям повлечет ничем не обоснованное сокращение срока административного надзора, предусмотренного федеральным законом в качестве профилактической меры в целях защиты государственных и общественных интересов. Причем фактическим основанием для сокращения срока административного надзора будет совершение административным ответчиком преступления с меньшей степенью общественной опасности при наличии непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления.
Следовательно, указанный в иске срок административного надзора не соответствуют принципам и задачам института административного надзора и не подлежат учету при вынесении решения.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При таких обстоятельствах административному ответчику следует установить административный надзор на срок 8 лет до погашения судимости за совершение тяжкого преступления, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При установлении административных ограничений, суд исходит из того, что Архипов В.А. за время отбывания наказания зарекомендовал себя отрицательно. Не трудоустроен и не обучается. Установленный порядок отбывания наказания периодически нарушает. На мероприятия воспитательного характера реагирует слабо. Имеет 2 действующих взыскания. Поощрений не имеет. Преступление совершил в ночное время, после 22.00 часов.
При указанных обстоятельствах, в отношении Архипова В.А. следует установить следующие административные ограничения: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22-00 часов до 06-00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой.
Суд считает достаточным возложение на административного ответчика обязанности являться в ОВД по месту жительства для регистрации 2 раза в месяц.
Поскольку из представленных документов не следует, что административный ответчик совершил преступление в состоянии опьянения, либо склонен к употреблению алкоголя, установление запрета на посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив суд считает излишним.
Ответчик постоянного места жительства и регистрации не имеет, разведен. После освобождения следует в социальный приют по адресу: ..... Ранее неоднократно совершал преступления в различных субъектах Российской Федерации: 27.12.2015 – на территории Тамбовской области, 10.06.2019 – на территории г. Воронежа и поэтому, в целях обеспечения контроля за его поведением, следует установить запрет на выезд за пределы территории г. Тольятти Самарской области.
Суд не находит оснований для установления запрета на посещение ответчиком мест проведения всех без исключения массовых и иных мероприятий, а равно участие в таких мероприятиях, поскольку под указанными мероприятиями понимаются в том числе спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурнозрелищные и иные подобные мероприятия. Запрет на участие ответчика в подобных мероприятиях является излишним, поскольку явно не будет способствовать его социализации после освобождения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 272-273 КАС РФ, Федеральным законом РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Архипова В.А. удовлетворить частично.
Установить в отношении Архипова В.А. административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания со следующими ограничениями:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22-00 часов до 06-00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой;
- обязать являться в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации не реже 2-х раз в месяц;
- запретить выезд за пределы г. Тольятти Самарской области.
Исчислять срок административного надзора со дня постановки Архипова В.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В остальной части заявленных требований – отказать.
Разъяснить Архипову В.А., что не прибытие без уважительных причин к избранному им месту жительства в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влекут уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Решение в окончательной форме принято 15.11.2019.
Судья С.Г. Шабанов