Дело № 2-3071/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 августа 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Кандрина Д.И.,
с участием секретаря судебного заседания Светкиной А.Н.,
старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшиной О.Г., представителя ответчика – Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности № 97-д от 23 сентября 2013 года,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» - Милешина В.И., действующего по доверенности № 01/08 от 04 февраля 2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия и возложении обязанности включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок и оборудовать кладбище в с. Макаровка в соответствии с требованиями действующего законодательства,
установил:
прокурор Октябрьского района г.Саранска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, в исковом заявлении указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г.Саранска, в деятельности Администрации г.о. Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в с. Макаровка. Статьей 9 Устава г.о. Саранск к вопросам местного значения муниципального образования отнесены, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Статьей 53 Устава установлено, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Проведенной прокуратурой района проверкой, установлено, что на территории кладбища в с.Макаровка в нарушение требований пункта 2.3.2. Стандарта качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения», утвержденного постановлением Главы Администрации г.о. Саранск от 26.02.2010 № 356, отсутствуют: входная группа на кладбище, информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбища; на кладбищах имеются заросли из старых деревьев; кладбище не разбито по секторам с присвоением отдельного номера или наименования; территория кладбища на функциональные зоны не подразделена.
Постановлениями Администрации г.о. Саранск от 12.02.2014 № 402 и от 21.02.2014 № 473 КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки площадью 41300 кв.м с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и площадью 53570 кв.м с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, г.о. Саранск, с. Макаровка. Основанием послужили полномочия, предоставленные органу местного самоуправления статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако при передаче данных земель в постоянное (бессрочное) пользование указанные земельные участки в Реестр муниципальной собственности не включены.
В нарушение пункта 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84, территория кладбища в с. Макаровка не обвалована, не разделена на функциональные зоны, не имеет зеленой защиты по периметру кладбища.
Отсутствие надлежащих мер по организации похоронного дела в деятельности Администрации г.о. Саранск на кладбище в с. Макаровка влечет невозможность не только сохранности данного объекта недвижимости, но и нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконными бездействия Администрации г.о. Саранск по не включению в Реестр муниципальной собственности г.о. Саранск земельных участков площадью 41300 кв.м с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и площадью 53570 кв.м с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, г.о. Саранск, с. Макаровка, и в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с. Макаровка; обязать Администрацию г.о. Саранск включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельные участки с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, г.о. Саранск, с. Макаровка, и в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Макаровка, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить стенд для размещения информации.
В своем заявлении прокурор Октябрьского района г. Саранска от28.07.2014 исковые требования уточнил: просил суд признать незаконным бездействие Администрации г.о. Саранск, выразившееся в не включении в Реестр муниципальной собственности г.о. Саранск земельного участка площадью 41300 кв.м с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и земельного участка площадью 53570 кв.м с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, г.о. Саранск, с. Макаровка, и в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с. Макаровка; обязать Администрацию г.о. Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр муниципальной собственности г.о. Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и земельный участок с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, г.о. Саранск, с. Макаровка, и обязать Администрацию г.о. Саранск в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Макаровка, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить стенд для размещения информации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Лапшина О.Г. исковые требования, с учетом уточнений к иску поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г.о. Саранск Станскова Е.В. просила исковые требования оставить без удовлетворения. Возражения на иск поддержала, согласно которым земельные участки площадью 41300 кв.м с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и площадью 53570 кв.м с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 не является муниципальным имуществом, в связи с чем не подлежат включению в Реестр муниципальной собственности г.о. Саранск. Данный иск должен рассматриваться в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений. КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов (пункт 3 Устава вышеназванного учреждения). В соответствии с п.п. 6 п. 11 Устава КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» учреждение за счет средств бюджета г.о. Саранск осуществляет организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе, благоустройство мест захоронения (кладбищ); охрану кладбищ; строительство входных групп и ограждение кладбищ. Администрация г.о. Саранск со своей стороны производит финансовое обеспечение деятельности КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». Администрация г.о. Саранск является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций(статья 31 Устава г.о. Саранск). Таким образом, со стороны Администрации нормы законодательства, а также положения, закрепленные Уставом городского округа, исполняются надлежащим образом, в связи с чем, требование о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Саранск не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель третьего лица - КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» - Милешин В.И. просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон №8-ФЗ) деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктами 23 и 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Статьей 50 этого Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения. Статьей 51 этого же Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Пунктом 5 статьи 51 Закона определено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно пункту 2 которого объектами учета в реестрах являются, в том числе находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
На основании данного приказа решением Совета депутатов городского округа Саранск от 15.06.2012 №90 утверждено Положение о реестре муниципального имущества городского округа Саранск.
Таким образом, в соответствии с данными нормативно-правовыми актами объектом учета в Реестре являются лишь такое недвижимое имущество, которое находится в собственности г.о. Саранск.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам отнесены, в том числе земельные участки и все, что прочно связано с землей. Таким образом, по смыслу данной статьи, кладбища являются объектами недвижимого имущества.
Пунктами 23, 29 части 1 статьи 9 Устава г.о. Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, к вопросам местного значения муниципального образования отнесены, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Подпунктом 13 части 4 статьи 53 Устава установлено, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Постановлениями Администрации г.о. Саранск от 17.02.2014 № 402 и от 21.02.2014 № 473 Казенному учреждению г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки: площадью 41300 кв.м с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и площадью 53570 кв.м с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища в с. Макаровка г.о. Саранск.
Вместе с тем, из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В пункте 3 статьи 3.1 данного Закона указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Таким образом, земельный участок площадью 41300 кв.м с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и земельный участок площадью 53570 кв.м с кадастровым номером 13:23:1202002:1605, на которых размещено кладбище, находящееся в с. Макаровка г.о. Саранск Республика Мордовия, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, в отношении данных земельных участков отсутствуют правовые основания для регистрации в отношении них права муниципальной собственности, а следовательно, они не подлежат включению в реестр муниципальной собственности г.о. Саранск.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что при регистрации права постоянного бессрочного пользования на вышеуказанные земельные участки за КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», право на передачу никем не оспорено.
В свою очередь, статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ и статья 53 Устава г.о. Саранск содержат перечень имущества, которое можетнаходиться в муниципальной собственности, на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом, указание в данных статьях, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, не является основанием возникновения права собственности на данные объекты.
В связи с этим необходимо отказать в удовлетворении иска в части признания незаконными бездействия Администрации г.о. Саранск по не включению в Реестр муниципальной собственности г.о. Саранск земельного участка площадью 41300 кв.м с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и земельного участка площадью 53570 кв.м с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища по в г.о. Саранск, с.Макаровка, и в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг, а также в обязании Администрации г.о. Саранск включить в Реестр муниципальной собственности г.о. Саранск земельные участки с кадастровыми номерами 13:23:1213001:297 и 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища в с. Макаровка г.о. Саранск.
Согласно подпункту 10 пункта 10 Устава КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», утвержденного постановлением Главы Администрации г.о. Саранск от 02.04.2009 № 708, определено, что целью и предметом деятельности Учреждения являются организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Постановлением Главы Администрации г.о. Саранск от 26.02.2010 № 356 утвержден Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения». Пунктом 2.3.2 Стандарта определены требования к территории кладбищ г.о. Саранск: территория городских кладбищ должна быть огорожена по периметру, разбита на сектора; около главного входа на территорию кладбищ должен быть вывешен схематический план кладбищ с обозначением административных зданий, секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой;
Из акта проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Саранска, от 19.06.2014, и приложенной к нему фототаблицы следует, что на территории кладбища в с. Макаровка отсутствуют: входная группа на кладбище, информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбища. На самих кладбищах имеются заросли из старых деревьев. Кладбище не разбито по секторам с присвоением отдельного номера или наименования, территория кладбища на функциональные зоны не подразделена.
В соответствии с пунктом 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, обваловку территории.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных гигиенических норм территория кладбища в с. Макаровка не обвалована, отсутствует ограждение.
Представителем третьего лица суду представлены доказательства того, что в настоящее время на территории кладбища установлен информационный стенд (акт выполненных работ, фототаблица), которые представителем истца в порядке статьи 56 ГПК Российской Федерации не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд считает, что вопреки доводам представителя ответчика, отсутствие надлежащих мер по содержанию места захоронения на кладбище в с. Макаровка влечет невозможность не только сохранности данного объекта недвижимости, но и нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения, поэтому, в соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации прокурор имел право на обращение в суд с данным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, при этом данное исковое заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц — прежде всего населения г.о. Саранск.
Таким образом, исковое заявление в части возложения на Администрацию г.о. Саранск обязанности в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Макаровка, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, подлежат удовлетворению.
Суд не принимает довод представителя ответчика о необходимости рассмотрения данного искового заявления по правилам главы 25 ГПК Российской Федерации, поскольку заявления, которые предъявлены в суд в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, должны характеризоваться отсутствием материально-правового спора о праве. Вместе с тем, в требованиях прокурора, связанных с не включением в Реестр муниципальной собственности г.о. Саранск земельного участка площадью 41300 кв.м с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и земельного участка площадью 53570 кв.м с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища в с. Макаровка г.о. Саранск, усматривается наличие спора о праве ввиду неопределенности по вопросу принадлежности данного земельного участка.
Довод представителя ответчика о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, судом отклоняется, поскольку из пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и положений Устава г.о. Саранск, следует, что именно ответчик представляет муниципальное образование г.о. Саранск при разрешении вопросов местного значения, в связи с чем возложение на ответчика обязанности по принятию надлежащих мер по организации похоронного дела на кладбище в с. Макаровка, находящемся на территории г.о. Саранск соответствует закону.
Создание Администрацией г.о. Саранск КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» само по себе, не освобождает муниципальное образование исполнять обязанности по осуществлению надлежащих мер по содержанию территории кладбища в границах муниципального образования, и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившееся в не включении в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 41300 кв.м с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и земельного участка площадью 53570 кв.м с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Макаровка, и в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с. Макаровка, и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1213001:297 и земельный участок с кадастровым номером 13:23:1202002:1605 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Макаровка, и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Макаровка, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить стенд для размещения информации, удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Макаровка городского округа Саранск, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба и представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.И. Кандрин