Дело №2-3543/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново «24» ноября 2016 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре Беловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мова ФИО11 к администрации п. Кедровый Красноярского края, Совету депутатов п. Кедровый Красноярского края о взыскании задолженности по заработной плате,
У С Т А Н О В И Л:
Мова О.Г. обратилась с иском к администрации п. Кедровый Красноярского края, Совету депутатов п. Кедровый Красноярского края, в котором просит (с учетом уточнений) отменить решение Совета депутатов № 15-57/Р от 26.05.2015 года «Об исключении основных критериев (объемных показателей) для оплаты труда руководителя МБУ ДО «Детская музыкальная школа» (ДМШ) п. Кедровый принятого главой поселка Задорожной Е.В.; отменить решение Совета депутатов № 67-196/Р от 02.12.2013 года «О внесении изменений в Решение Совета депутатов поселка Кедровый Красноярского края от 24.06.2011 года № 23-78Р «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края», принятого главой поселка П.В. Щиханцовым, на основании которого были снижены коэффициенты групп оплаты труда руководителя; взыскать с администрации поселка Кедровый Красноярского края задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> руб. за период с января 2014 года по апрель 2016 года и <данные изъяты> руб. за 2013 год.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании распоряжения №-к от 23.07.2013 года истец была назначена на должность директора МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» (ДМШ) п. Кедровый с окладом согласно штатного расписания. Согласно постановления №-п от 12.07.2013 года «Об установлении количества средних окладов (должностных окладов) ставок заработной платы работников основного персонала, используемых при определении размера должностного оклада директора МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» п. Кедровый Красноярского края», директору было установлено 2,2 средних оклада. Таким образом, ее заработная плата начислялась из расчета: 4 <данные изъяты> руб. – минимальный размер ставки заработной платы, утверждённой тарификационным списком учителей на 01.01.2013 года, что составляло <данные изъяты> оклада = <данные изъяты> руб. – минимальный размер должностного оклада директора, следовательно, с учетом северной надбавки и районного коэффициента, размер заработной платы директора составляет <данные изъяты> руб. На основании распоряжения и.о. главы администрации п. Кедровый Федорук А.М. учреждение МБОУ ДОД ДМШ было переведено на новую систему оплаты труда (НСОТ) с 01.07.2013 года, на основании Закона Красноярского края № 9-3864 от 29.10.2009 года «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений», то есть была введена новая система оплаты труда, где были предусмотрены стимулирующие выплаты. В учреждении, где работала заявитель, данные выплаты были введены с 01.09.2013 года. Таким образом, к гарантированной части заработной платы в размере <данные изъяты> руб., ежемесячно на основании распоряжения главы администрации на каждый квартал текущего года выплачивались стимулирующие выплаты, которые предоставляются администрацией п. Кедровый из расчета качества работы руководителя, предусмотренного Законом Красноярского края № 9-3864 от 29.10.2009 года «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений» и Приложения № 1 к постановлению администрации поселка Кедровый от 17.05.2012 года № 228-п Положение «О новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры поселка Кедровый Красноярского края».
На основании уведомления, полученного истцом 11.12.2013 года о том, что в соответствии со ст. 74 ТК РФ, в связи с оптимизацией расходов местного бюджета поселка Кедровый Красноярского края изменяются размеры оплаты ее труда. Согласно данным изменениям ее должностной оклад составит 1,8 средних окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников основного персонала, используемых при определении размера должностного оклада руководителя. Указанные в настоящем Уведомлении изменения вступят в силу по истечении двух месяцев с момента ознакомления ее с текстом. Затем, спустя неделю, вручили распоряжение № 198-р от 04.12.2013 года «Об установлении количества средних окладов (должностных окладов) ставок заработной платы работников основного персонала, используемых при определении размера должностного оклада директора МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» п. Кедровый Красноярского края» директору МБОУ ДОД ДМШ п. Кедровый Мова О.Г. установлен оклад в размере 1,8 средних окладов. Таким образом, полученное истцом уведомление от 11.12.2013 года об изменении ей должностного оклада по истечении двух месяцев, полностью противоречит распоряжению № 198 от 04.12.2013 года об уменьшении ей оклада с 2,2 до 1,8 окладов. Фактически начисление заработной платы с должностным окладом 1,8 ей производилась с 01.03.2014 года. Полагает, что данное уменьшение заработной платы, администрацией поселка Кедровый было принято незаконно и противоречит действующему трудовому законодательству.
Кроме того, ежегодно, в декабре каждого года руководителями учреждений подаются сведения по объемным показателям для определения группы по оплате труда руководителя, которые основываются на Законе Красноярского края №9-3864 от 29.10.2009 года «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений» и утвержденного решения Совета депутатов поселка Кедровый Красноярского края от 24.06.2011 года №23-78Р «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края».
Так, истцом, в декабре 2013 года были поданы объемные показатели с суммой 297 баллов, что соответствует III группе по оплате труда руководителей (от 201 до 350 баллов). Несмотря на это администрация п. Кедровый не руководствуясь предоставленными баллами, коэффициент по которым должен составлять 2,4, вместо III группы присвоила IV группу и снизила коэффициент до 1,8, что существенно повлияло на размер заработной платы истца. Когда истец стала выяснять в администрации причину указания ей коэффициента 1,8, то получила сканированную копию решения Совета депутатов, подписанного главой поселка Шиханцовым П.В., где было несколько таблиц с коэффициентами, ДК и ДЮСШ «Искра», а также ДМШ. Таблицы были представлены согласно решения Совета депутатов поселка Кедровый Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №Р о внесении изменений, все изменения по учреждениям МБУ ДК и МБУ ДЮСШ «Искра» соответствовали Закону Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений» и решения Совета депутатов поселка Кедровый Красноярского края от 24.06.2011 года №Р «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края», а изменения в отношении МБОУ ДОД ДМШ не соответствовали данным законам, коэффициенты были изменены и существенно занижены. Согласно решения Совета депутатов №Р от 02.12.2013 года коэффициенты 1 группы с 2,7-3 были снижены до 2,6-2,7; коэффициенты 2 группы с 2,5-2,7 до 2,1-2,5; коэффициенты 3 группы с 2,3-2,5 до 1,9-2,0; коэффициенты 4 группы с 2,2 были снижены до 1,5-1,8. Таким образом, принятый Советом депутатов данный нормативный акт полностью противоречит решению Совета депутатов от 24.06.2011 года № 23-78Р, утвержденного главой поселка Васильевой Г.И. на основании Закона Красноярского края №9-3864 от 29.10.2009 года «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений».
За весь период работы заявителем ежеквартально подавались сведения для определения процента стимулирующих выплат, которые составляли 150-180 %, однако без объяснения причин всегда начислялось не более 50 %.
Распоряжением главы администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор был прекращен по основаниям п. 2 ст. 278 ТК РФ. При этом никаких изменений в трудовой договор по системе оплаты не вносились, а заработная плата фактически постоянно снижалась.
Соответственно данные коэффициенты, как противоречащие указанным нормам не могут быть применимы, и по мнению истца Мова О.Г. сумма недоплаченной ей заработной платы за 2013 г. составляет <данные изъяты>., за 2014 год составляет сумму в размере <данные изъяты>., за 2015 год – <данные изъяты> руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по апрель 2016 года – <данные изъяты> руб. Итого за весь период истец полагает, что ей недоплачена заработная плата в размере <данные изъяты> руб, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд.
В судебное заседание истец Мова О.Г. не явилась, ее представитель Ковалева Ю.Н. по доверенности от 08.08.2016 г. № 1-2040, заявленные требования поддержала, по указанным основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении в полном объеме, настаивая, что срок исковой давности не был пропущен, о том, что заявителю не доплачивали заработную плату она узнала только после увольнения, когда стала разбираться с начислением ей ранее за период работы заработной платы, соответственно узнала о нарушениях по начислению и выплате заработной платы в отношении себя, только с момента увольнения, установив основания к начислению ей заработной платы. До этого момента получая ежемесячную заработную плату не обязана была и не должна была выяснять указанные обстоятельства.
Представитель ответчика администрации п. Кедровый Красноярского края, Совета депутатов п. Кедровый Красноярского края, заинтересованного лица МБУ ДО «Детская музыкальная школа» – Быковских О.Н. (доверенность № от 26.04.2016 года, № 158 от 05.08.2016 года, № от 26.07.2016 г., соответственно), заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать, суду пояснив, что заработная плата Мова О.Г. начислена в соответствии с действующим законодательством и полностью выплачена, задолженности работодатель не имеет. Заявил также ходатайство о пропуске истцом трехмесячного срока исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенный трудовых прав. Требования в части оспаривания нормативно-правовых актов в данном гражданском судопроизводстве рассмотрению не подлежат, т.к. рассматриваются в ином порядке. В соответствии со ст. 19, 20 Кодекса Административного судопроизводства, требования об отмене Решений совета депутатов (об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований (в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 18-ФЗ) подсудны Красноярскому краевому суду, путем подачи административного искового заявления по месту жительства, месту нахождения административного ответчика, с оплатой государственной пошлины в установленных порядке и размере. В соответствии со ст. 219. Кодекса Административного судопроизводства, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В своем исковом заявлении сама Истица указывает, что с указанными Постановлениями и Распоряжениями была ознакомлена фактически в момент издания данных нормативных актов, а следовательно она знала о критериях, по которым ей производилась оплата труда как руководителя муниципального бюджетного учреждения.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст.ст. 16, 56 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, в котором указываются трудовая функция работника, размер оплаты труда и другие существенные условия. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, включается величина минимального размера оплаты труда в РФ.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего в этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).
Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
На основании ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных настоящей статьей, они могут быть восстановлены.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
Судом из представленных материалов дела, пояснений сторон установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением №-к от 23.07.2013 года истец была назначена на должность директора МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» <адрес> с окладом согласно штатного расписания.
Согласно постановления №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении количества средних окладов (должностных окладов) ставок заработной платы работников основного персонала, используемых при определении размера должностного оклада директора МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» п. Кедровый Красноярского края», директору было установлено 2,2 средних оклада.
На основании распоряжения и.о. главы администрации п. Кедровый Федорук А.М. учреждение МБОУ ДОД ДМШ было переведено на новую систему оплаты труда (НСОТ) с 01.07.2013 года, на основании Закона Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений», были предусмотрены стимулирующие выплаты. В учреждении МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» п. Кедровый стимулирующие выплаты были введены с ДД.ММ.ГГГГ, которые предоставляются администрацией п. Кедровый из расчета качества работы руководителя, предусмотренного Законом Красноярского края № 9-3864 от 29.10.2009 года «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений» и Приложения № к постановлению администрации поселка Кедровый от ДД.ММ.ГГГГ №-п Положение «О новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры поселка Кедровый Красноярского края».
Решением Совета депутатов № 67-196/Р от 02.12.2013 года «О внесении изменений в Решение Совета депутатов поселка Кедровый Красноярского края от 24.06.2011 года №Р «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края», принятого главой поселка П.В. Щиханцовым, были снижены коэффициенты групп оплаты труда руководителя.
На основании уведомления, полученного истцом 11.12.2013 года, в соответствии со ст. 74 ТК РФ, в связи с оптимизацией расходов местного бюджета поселка Кедровый Красноярского края изменены размеры оплаты труда истца, указано, что должностной оклад составит 1,8 средних окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников основного персонала, используемых при определении размера должностного оклада руководителя. Согласно распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении количества средних окладов (должностных окладов) ставок заработной платы работников основного персонала, используемых при определении размера должностного оклада директора МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» п. Кедровый Красноярского края» директору МБОУ ДОД ДМШ п. Кедровый Мова О.Г. установлен оклад в размере 1,8 средних окладов.
На основании решения Совета депутатов №/Р от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении основных критериев (объемных показателей) для оплаты труда руководителя МБУ ДО «Детская музыкальная школа» (ДМШ) п. Кедровый принятого главой поселка Задорожной Е.В., была утверждена новая таблица критериев оценки работы учреждения для отнесения к группе по оплате труда, пункты с наибольшими баллами были исключены.
Распоряжением главы администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор был прекращен по основаниям п. 2 ст. 278 ТК РФ.
За период действия трудового контракта с истцом Советом депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законом Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений», Постановлением Правительства Красноярского края от 19.11.2009 года № 586-п «Об утверждении порядка проведения эксперимента по введению новых систем оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений Красноярского края», руководствуясь Уставом поселка Кедровый Красноярского края, приняты решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального округа, которые действовали для начисления заработной платы в отношении в том числе и истца, а именно: 24.06.2011 года было принято Решение № 23-78Р «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края», которое было 27.06.2011 года опубликовано в газете №9 (87) «Вести Кедрового». 02.11.2011 года Решением № 28-85Р были внесены изменения в Решение № 23-78Р «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края», опубликованное 03.11.2011 года в газете№ 15 (93) «Вести Кедрового». 06.11.2012 года Решением № 40-123Р были внесены изменения в Решение № 23-78Р «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края», которое было опубликовано 28.11.2012 года в газете№ 18 (114) «Вести Кедрового». 28.02.2013 года Решением № 49-136 РР были внесены изменения в Решение № 23-78Р «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края», опубликованным 28.02.2013 года в газете№ 3 (119) «Вести Кедрового». 25.09.2013 года Решением № 64-181Р были внесены изменения в Решение № 23-78Р «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края», опубликованным 26.09.2013 года в газете№ 12 (130) «Вести Кедрового». 02.12.2013 года Решением № 67-196Р были внесены изменения в Решение № 23-78Р «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края», опубликованным 03.12.2013 года в газете№ 17 (133) «Вести Кедрового». 26.05.2015 года Решением № 15-57Р были внесены изменения в Решение № 23-78Р «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений поселка Кедровый Красноярского края», опубликованным 28.05.2015 года в газете№ 9 (171) «Вести Кедрового».
Вышеназванные Решения Совета депутатов являются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, стороной истца не оспаривается, что заработная плата истцу была начислена и выплачена в соответствии с указанными нормативными актами.
Вопросы оспаривания Решения Совета депутатов № 15-57 Р от 26.05.2015 года, а так же Решения Совета депутатов № 67-196 Р от 02.12.2013 года полностью или в части, в соответствии со ст. 19, 20 Кодекса Административного судопроизводства РФ, как представительных органов муниципальных образований подсудны Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суд автономной области и суду автономного округа (п 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ).
О принятии данных решений Совета депутатов поселка Кедровый Красноярского края, опубликованных в установленном порядке, ставших общедоступными с момента их публикации, заявителю было известно, либо должны были быть известны. Однако данные нормативно-правовые акты в установленном порядке, на момент обращения заявителя с требованиями о взыскании задолженности заработной платы, оспорены не были, являются действующими. В настоящий момент оспаривание данных актов возможно в порядке административного судопроизводства, предусматривающий определенный порядок подачи и рассмотрения подобных исковых заявлений, а не в рамках гражданско-правового порядка, т.е. в рамках настоящего судопроизводства.
Также разрешая заявленные исковые требования истица Мова О.Г. о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января 2014 года по апрель 2016 года суд учитывает и положения ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а также, что первоначально исковое заявление истцом о взыскании недоначисленной заработной платы было подано в суд 10.06.2016 года, тогда как начисление заработной платы, которое было произведено по мнению истца незаконно, было произведено на основании нормативных актов 2013 и 2015 г., а также заявление представителя ответчика о пропуске срока исковой давности, суд полагает, что не подлежит взысканию недоначисленная заработная плата истца, поскольку для этого отсутствуют правовые основания, заработная плата начислена и выплачена в соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами.
Стороной истца, доказательств пропуска срока по уважительным причинам, суду не представлено. Ссылка стороны истца на то, что срок исковой давности пропущен по уважительной причине – отсутствие у истца как руководителя учреждения сведений о порядке оплаты труда, при наличии соответствующих публикаций в средствах массовой информации, юридическую неграмотность, суд находит несостоятельной.
Таким образом исковые требования Мова О.Г. являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мова ФИО12 к Администрации п. Кедровый Красноярского края, Совет Депутатов п. Кедровый Красноярского края о взыскании задолженности по заработной плате – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: Лукашёнок Е.А.