Дело №2-1362/2019
64RS0045-01-2019-001054-81
Решение
Именем Российской Федерации
29.03.2019 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Стоносовой О.В.,
при секретаре Воронцове Л.А.,
с участием представителя истца Беляевой Н.В.,
представителя ответчика Пилипенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьевой Н.В. к Министерству социального развития Саратовской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
Ананьева Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Саратовской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, обязании присвоить звание «Ветеран труда», обосновывая свои требования тем, что Ананьева Н.В. является медицинским работником учреждения здравоохранения. Приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд награждена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Ананьева Н.В. обратилась в Министерство социального развития Саратовской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако приказом Министерства социального развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда» учреждаются федеральными органами исполнительной власти на основании разработанных и изданных ими нормативных правовых актов. Нагрудный знак Ананьевой Н.В. не может быть принят во внимание по тем причинам, что не учрежден Министерством здравоохранения как нагрудный знак.
С решением ответчика Ананьева Н.В. не согласна, указывает, что ее стаж работы составляет более 30 лет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что права нарушены, Ананьева Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит признать незаконными отказ Министерства социального развития <адрес> в присвоении звания «Ветеран труда», изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ и приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Министерство социального развития Саратовской области присвоить ей звание «Ветеран труда».
Истец Ананьева Н.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель истца Беляева Н.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Пилипенко И.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на доводы своих письменных возражения, согласно которым с учетом законодательства, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, обязательным условием для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение Почетной грамотой, в связи с чем представленный Ананьевой Н.В. нагрудный знак не соответствует требованиям законодательства и не дает права на присвоение звания «Ветеран труда».
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п.2 ч.1 ст.7 данного закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Нормой части 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из части 1.1 статьи 7 вышеназванного федерального закона, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
Условия присвоения звания «Ветеран труда», аналогичные вышеизложенным, содержатся и в положениях ст. 2 Закона Саратовской области №-ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области».
Положениями ст. 2 указанного выше закона установлено, что лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие:
1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
2) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Так, во исполнение Федерального закона «О ветеранах» постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «Об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия».
Согласно пункту 2 данного Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия (пункт 3).
Знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с Положением (пункт 4).
В соответствии с пунктом 28 Положения награждение знаком отличия производится в соответствии с приказом федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, названное Положение предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который определяется им самостоятельно и является видом награждения за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, руководство которым осуществляет Президент Российской Федерации. Соответственно, в силу п.6.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Министерство здравоохранения РФ вправе учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
Судом установлено, что Ананьева Н.В. является медицинским работником учреждения здравоохранения.
Приказом министра здравоохранения РФ №-п от ДД.ММ.ГГГГ Ананьева Н.В. за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд награждена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» (л.д.7-8).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство социального развития Саратовской области на заявление Ананьевой Н.В. указало, что на основании приказа Министерства социального развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (л.д.9).
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», Ананьевой Н.В. отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку представленное удостоверение к нагрудному знаку «Отличник здравоохранения» от имени Министерства здравоохранения Российской Федерации не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, действующего с ДД.ММ.ГГГГ (не учреждено как ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда»).
Разрешая спор, суд исходит из того, что Федеральным законом «О ветеранах» в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ для присвоения гражданину звания «Ветеран труда» предусмотрено наличие одновременно трех условий: наличие страхового стажа определенной продолжительности либо стажа, необходимого для назначения пенсии по выслуге лет, в календарном исчислении; стажа (продолжительности работы, службы) в определенной отрасли; наличие, в частности, ведомственного знака отличия за заслуги в труде (службе).
На момент обращения истца в Министерство социального развития Саратовской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» имела место совокупность указанных условий, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у Ананьевой Н.В. права на присвоение звания «Ветеран труда».
Таким образом, отказ Министерства социального развития Саратовской области в присвоении истцу звания «Ветеран труда» суд находит незаконным.
Довод стороны ответчика об отсутствии правовых оснований для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку истец была награждена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» Министерства здравоохранения РФ, который не был учрежден в качестве ведомственного знака отличия в труде, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда», суд не принимает во внимание в силу следующего.
Статьей 1 Федерального закона «О ветеранах» в действующей редакции предусмотрено, что к категории ветеранов относятся ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Таким образом, исходя из смысла нормы данной статьи, звание «Ветеран труда» присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда.
Понятие «продолжительный добросовестный труд» конкретизируется в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона, которым установлено, что ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
При этом, суд полагает, что определяющим условием для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» является продолжительный добросовестный труд.
Кроме того, суд учитывает также, что Министерство здравоохранения РФ было уполномочено учреждать ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», только после внесения ДД.ММ.ГГГГ в пункт 6.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации соответствующих изменений.
Ранее действовавшая редакция п.6.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации предоставляло право Министерству учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности.
К таким знакам отличия в соответствии с Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) относился и нагрудный знак «Отличник здравоохранения» (п.1.1).
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации» не отменен, в него внесены изменения приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02. 2017 года №н, согласно п. 9 которого повторное награждение Знаком не производится.
Таким образом, награждение нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» следует учитывать в контексте данных правовых актов как награждение ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение почетного звания «Ветеран труда».
Наличие у истца стажа необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.
На момент награждения Ананьевой Н.В. правовой статус нагрудного знака «Отличник здравоохранения» был определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», которым нагрудный знак «Отличник здравоохранения», в числе других наград (Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации, медаль «За заслуги перед отечественным здравоохранением») был отнесен к ведомственным наградам Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о нагрудном знаке «Отличник здравоохранения» (приложение № к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н) в редакции, действовавшей на момент награждения Ананьевой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ, нагрудный знак «Отличник здравоохранения» являлся ведомственной наградой, которой награждаются работники организаций здравоохранения независимо от форм собственности за многолетний плодотворный труд, профессиональное мастерство и высокие личные достижения в области здравоохранения, науки и подготовки медицинских кадров, имеющие стабильные показатели в работе, эффективно внедряющие современные медицинские технологии для повышения уровня эффективности и качества медицинской помощи населению, имеющие стаж работы в отрасли здравоохранения 15 и более лет, в том числе в данной организации не менее 3 лет.
Награждение Знаком производится в соответствии с приказом Министра здравоохранения Российской Федерации (пункт 4 Положения о нагрудном знаке «Отличник здравоохранения»).
При утрате Знака его дубликат не выдается (пункт 10 Положения о нагрудном знаке «Отличник здравоохранения»).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» Министерством здравоохранения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», и о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», вступивший в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 названного приказа в качестве ведомственного знака отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда», установлена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации. Этим же приказомв Положении о нагрудном знаке «Отличник здравоохранения», утвержденном приказом: а) в пункте 1 слова «работники организаций здравоохранения независимо от форм собственности" заменены словами «работники органов и организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, указанные в преамбуле настоящего приказа»; б) пункт 2 изложен в следующей редакции: «2. Решение о возбуждении ходатайства о награждении Знаком принимается собранием трудового коллектива органа (организации), в штате которого состоит работник, представляемый к награждению Знаком, с последующим оформлением на него представления (приложение N 6 к настоящему приказу), которое подписывается уполномоченным лицом органа (организации), председателем собрания и заверяется печатью данного органа (организации) (при наличии)»; в) в пункте 3 слова «согласованные с главами администраций субъектов Российской Федерации или их заместителями,» исключены.
Пунктом 1 Положения о нагрудном знаке «Отличник здравоохранения»(в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н) установлено, чтонагрудный знак «Отличник здравоохранения» является ведомственной наградой, которой награждаются работники органов и организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, указанные в преамбуле настоящего приказа за многолетний плодотворный труд, профессиональное мастерство и высокие личные достижения в области здравоохранения, науки и подготовки медицинских кадров, имеющие стабильные показатели в работе, эффективно внедряющие современные медицинские технологии для повышения уровня эффективности и качества медицинской помощи населению, имеющие стаж работы в отрасли здравоохранения 15 и более лет, в том числе в данной организации не менее 3 лет.
Из изложенного следует, чтонагрудный знак «Отличник здравоохранения»на момент награждения ею Ананьевой Н.В. (ДД.ММ.ГГГГ) и на момент обращения Ананьевой Н.В. (ДД.ММ.ГГГГ) в Министерство социального развития Саратовской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» был ведомственной наградой за многолетний добросовестный труд в отрасли здравоохранения, то есть являлся ведомственным знаком отличия в труде.
Исходя из толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия награждения ведомственными знаками отличия за заслуги в труде и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, дающими в совокупности с другим условием (наличие трудового (страхового) стажа определенной продолжительности) право на получение звания «Ветеран труда», суд приходит к выводу о том, что нагрудный знак «Отличник здравоохранения», которым была награждена Ананьева Н.В. ДД.ММ.ГГГГ, в этот период относился к ведомственным знакам отличия в труде, дающим при наличии других условий право на присвоение звания «Ветеран труда».
Суд учитывает, что на момент награждения нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» Ананьева Н.В. имела стаж работы в сфере здравоохранения более 36 лет, то есть более 15 лет, требуемых статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», Законом Саратовской области №-ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области», Положением о нагрудном знаке «Отличник здравоохранения». При этом приведенные нормативные положения, касающиеся ведомственного знака за отличие в труде - нагрудного знака «Отличник здравоохранения», при разрешении вопроса о наличии у лица, награжденного этим ведомственным знаком отличия, права на присвоение звания «Ветеран труда» подлежат применению с учетом положений Федерального закона «О ветеранах», которым установлены определенные условия для присвоения такого звания, а именно: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Суд принимает во внимание, что в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н отсутствует норма о том, что правом на присвоение звания «Ветеран труда» обладают только лица, которые были награждены Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02. 2017 г. №н).
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства, и, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что отказ министерства социального развития Саратовской области в присвоении истцу звания «Ветеран труда» является незаконным, вследствие чего исковые требования Ананьевой Н.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать отказ Министерства социального развития Саратовской области в присвоении Ананьевой Н.В. звания «Ветеран труда», изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконными.
Обязать Министерство социального развития Саратовской области присвоить Ананьевой Н.В. звание «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья О.В. Стоносова