Судья Зацепилина Е.В. №33а-1957/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 августа 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Трухановой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-826/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Орлу к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Заводского районного суда г.Орла от 29 апреля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., выслушав возражения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Орлу по доверенности ФИО5, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее – ИФНС России по г.Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам.
В обоснование заявленных требований указывалось на то, что ФИО1 в период с 28 февраля 2012 года по 18 мая 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно расчету по упрощенной системе налогообложения (далее – УСН), представленному ФИО1, сумма налога за 2018 год составляет <...>
Также, являясь в силу статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиком страховых взносов, ФИО1, в соответствии со статьей 430 НК РФ, должен был произвести оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированным размере за расчетный период в сумме <...>, на обязательное медицинское страхование в фиксированным размере – <...>
Расчет страховых взносов за период с <дата> по <дата> составил: на обязательное пенсионное страхование – <...>, на обязательное медицинское страхование – <...>
Через личный кабинет ФИО1 направлены требования:
№ от <дата> об уплате УСН за 2018 год размере <...> и пени в размере <...>, со сроком уплаты до <дата>;
№ от <дата> об уплате страховых взносов в фиксированном размере за 2020 год - недоимки по ОПС в размере <...>, недоимки по ОМС в размере <...>, пени, начисленные на указанные недоимки по страховым взносам на ОПС в размере <...>, по страховым взносам на ОМС - <...>, со сроком уплаты до <дата>.
В связи с неисполнением требований в установленный срок ИФНС России по г.Орлу обратилась к мировому судье судебного участка №1 Заводского района г.Орла с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам.
Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ №а-3494/2020 от <дата> был отменен.
По указанным основаниям административный истец просил суд взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженность в размере <...>, из которой:
- недоимка по страховым взносам на ОМС за 2020 г. - <...>;
- недоимка по страховым взносам на ОПС за 2020 г. – <...>;
- пени, начисленные на недоимку по ОМС за период с <дата> по <дата> - <...>;
- пени, начисленные на недоимку по ОПС за период с <дата> по <дата> - <...>
- УСН за 2018 год в размере <...>
- пени, начисленные на недоимку по УСН за период с <дата> по <дата> в размере <...>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение районного суда изменить в части взыскания задолженности по страховым взносам за 2020 год.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что налоговый орган неправильно произвел расчет подлежащей взысканию задолженности по ОПС и ОМС за 2020 год, поскольку указанный расчет должен быть произведен исходя из календарных дней, а не месяцев, а именно 4 месяцев и 18 дней его работы в качестве ИП, как это сделал налоговый орган.
Административный ответчик ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного заседании не ходатайствовал.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статья 23 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В силу статьи 18 НК упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ (в ред. ФЗ от 30.03.2016 № 72-ФЗ) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 346.14 НК РФ (пункта 2 статьи 346.14).
В силу положений статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, в том числе, физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» 01.01.2017 указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
В силу пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункта 2 статьи 432 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает <...>, - в фиксированном размере <...> за расчетный период 2020 года.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <...> за расчетный период 2020 года.
В соответствии с пунктом 1.1 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют <...>.
В силу пункта 3 статьи 430 НК РФ если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункта 5 статьи 432 НК РФ).
В силу пунктов 1, 3 и 4 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП).
<дата> ФИО1 представил налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) за отчётный 2018 год, вместо установленного срока <дата>.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога по УСН, уплате страховых взносов в фиксированном размере по недоимкам по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 были направлены требования:
- №, сформированное по состоянию на <дата>, об уплате, в том числе налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) за 2018 год, за нарушение установленного законодательством срока уплаты налога до <дата> - в размере <...> и пени в размере <...>, со сроком уплаты до <дата>;
- №, сформированное по состоянию на <дата>, об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в фиксированном размере за 2020 год - в сумме <...>, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (ОМС) в фиксированном размере за 2020 год - в сумме <...>, пени, начисленным на указанные недоимки по страховым взносам на ОПС в сумме <...>, по страховым взносам на ОМС в сумме <...>, со сроком уплаты до <дата>.
Как следует из скриншота электронных страниц картотеки налогоплательщика, данные требования были направлены в адрес ФИО1 в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет последнего, размещенный на портале государственных услуг и получены ФИО1 <дата> и <дата> (л.д.12,16).
Указанные требования в добровольном порядке ФИО1 не исполнены.
В связи с неисполнением административным ответчиком данных требований, ИФНС России по г.Орлу <дата>, то есть в установленный законом срок обратилась с заявлением к мировому судье о вынесении в отношении ФИО1 судебного приказа о взыскании с последнего задолженности по недоимкам по УСН, ОПС, ОМС и начисленных пени.
<дата> мировым судьей судебного участка № 1 Заводского района г.Орла был выдан судебный приказ №а-3494/2020 о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженности по УСН, ОПС, ОМС, пени в общей сумме <...>
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Заводского района г.Орла от <дата> вынесенный в отношении ФИО1 судебный приказ, в связи с принесенными последним возражениями относительно его исполнения, был отменен.
<дата> ИФНС России по г. Орлу обратилась в Заводской районный суд города Орла с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени.
Проверяя расчет налоговой задолженности, суд первой инстанции обоснованно признал его верным.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении административным истцом предусмотренного действующим законодательством порядка взыскания налоговой задолженности, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности в общем размере <...>, из которых: недоимка по страховым взносам на ОМС за 2020 г. - <...>; недоимка по страховым взносам на ОПС за 2020 г. – <...>; пени, начисленные на недоимку по ОМС за период с <дата> по <дата> - <...>; пени, начисленные на недоимку по ОПС за период с <дата> по <дата> - <...>; УСН за 2018 год в размере <...>; пени, начисленные на недоимку по УСН за период с <дата> по <дата> в размере <...>
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Доводы ФИО1 о неправильном расчете подлежащей взысканию задолженности по ОПС и ОМС, поскольку указанный расчет должен быть произведен исходя из календарных дней, а не месяцев, как это сделал налоговый орган, основаны на неправильном толковании норм налогового законодательства.
Как прямо установлено пунктом 3 статьи 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Таким образом, приведенный налоговым орган расчет страховых взносов исходя из четырех календарных месяцев (с января по апрель) и 18 дней пятого месяца (май) является правильным.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Зацепилина Е.В. №33а-1957/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 августа 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Трухановой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-826/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Орлу к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Заводского районного суда г.Орла от 29 апреля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., выслушав возражения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Орлу по доверенности ФИО5, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее – ИФНС России по г.Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам.
В обоснование заявленных требований указывалось на то, что ФИО1 в период с 28 февраля 2012 года по 18 мая 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно расчету по упрощенной системе налогообложения (далее – УСН), представленному ФИО1, сумма налога за 2018 год составляет <...>
Также, являясь в силу статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиком страховых взносов, ФИО1, в соответствии со статьей 430 НК РФ, должен был произвести оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированным размере за расчетный период в сумме <...>, на обязательное медицинское страхование в фиксированным размере – <...>
Расчет страховых взносов за период с <дата> по <дата> составил: на обязательное пенсионное страхование – <...>, на обязательное медицинское страхование – <...>
Через личный кабинет ФИО1 направлены требования:
№ от <дата> об уплате УСН за 2018 год размере <...> и пени в размере <...>, со сроком уплаты до <дата>;
№ от <дата> об уплате страховых взносов в фиксированном размере за 2020 год - недоимки по ОПС в размере <...>, недоимки по ОМС в размере <...>, пени, начисленные на указанные недоимки по страховым взносам на ОПС в размере <...>, по страховым взносам на ОМС - <...>, со сроком уплаты до <дата>.
В связи с неисполнением требований в установленный срок ИФНС России по г.Орлу обратилась к мировому судье судебного участка №1 Заводского района г.Орла с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам.
Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ №а-3494/2020 от <дата> был отменен.
По указанным основаниям административный истец просил суд взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженность в размере <...>, из которой:
- недоимка по страховым взносам на ОМС за 2020 г. - <...>;
- недоимка по страховым взносам на ОПС за 2020 г. – <...>;
- пени, начисленные на недоимку по ОМС за период с <дата> по <дата> - <...>;
- пени, начисленные на недоимку по ОПС за период с <дата> по <дата> - <...>
- УСН за 2018 год в размере <...>
- пени, начисленные на недоимку по УСН за период с <дата> по <дата> в размере <...>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение районного суда изменить в части взыскания задолженности по страховым взносам за 2020 год.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что налоговый орган неправильно произвел расчет подлежащей взысканию задолженности по ОПС и ОМС за 2020 год, поскольку указанный расчет должен быть произведен исходя из календарных дней, а не месяцев, а именно 4 месяцев и 18 дней его работы в качестве ИП, как это сделал налоговый орган.
Административный ответчик ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного заседании не ходатайствовал.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статья 23 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В силу статьи 18 НК упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ (в ред. ФЗ от 30.03.2016 № 72-ФЗ) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 346.14 НК РФ (пункта 2 статьи 346.14).
В силу положений статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, в том числе, физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» 01.01.2017 указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
В силу пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункта 2 статьи 432 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает <...>, - в фиксированном размере <...> за расчетный период 2020 года.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <...> за расчетный период 2020 года.
В соответствии с пунктом 1.1 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют <...>.
В силу пункта 3 статьи 430 НК РФ если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункта 5 статьи 432 НК РФ).
В силу пунктов 1, 3 и 4 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП).
<дата> ФИО1 представил налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) за отчётный 2018 год, вместо установленного срока <дата>.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога по УСН, уплате страховых взносов в фиксированном размере по недоимкам по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 были направлены требования:
- №, сформированное по состоянию на <дата>, об уплате, в том числе налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) за 2018 год, за нарушение установленного законодательством срока уплаты налога до <дата> - в размере <...> и пени в размере <...>, со сроком уплаты до <дата>;
- №, сформированное по состоянию на <дата>, об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в фиксированном размере за 2020 год - в сумме <...>, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (ОМС) в фиксированном размере за 2020 год - в сумме <...>, пени, начисленным на указанные недоимки по страховым взносам на ОПС в сумме <...>, по страховым взносам на ОМС в сумме <...>, со сроком уплаты до <дата>.
Как следует из скриншота электронных страниц картотеки налогоплательщика, данные требования были направлены в адрес ФИО1 в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет последнего, размещенный на портале государственных услуг и получены ФИО1 <дата> и <дата> (л.д.12,16).
Указанные требования в добровольном порядке ФИО1 не исполнены.
В связи с неисполнением административным ответчиком данных требований, ИФНС России по г.Орлу <дата>, то есть в установленный законом срок обратилась с заявлением к мировому судье о вынесении в отношении ФИО1 судебного приказа о взыскании с последнего задолженности по недоимкам по УСН, ОПС, ОМС и начисленных пени.
<дата> мировым судьей судебного участка № 1 Заводского района г.Орла был выдан судебный приказ №а-3494/2020 о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженности по УСН, ОПС, ОМС, пени в общей сумме <...>
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Заводского района г.Орла от <дата> вынесенный в отношении ФИО1 судебный приказ, в связи с принесенными последним возражениями относительно его исполнения, был отменен.
<дата> ИФНС России по г. Орлу обратилась в Заводской районный суд города Орла с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени.
Проверяя расчет налоговой задолженности, суд первой инстанции обоснованно признал его верным.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении административным истцом предусмотренного действующим законодательством порядка взыскания налоговой задолженности, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности в общем размере <...>, из которых: недоимка по страховым взносам на ОМС за 2020 г. - <...>; недоимка по страховым взносам на ОПС за 2020 г. – <...>; пени, начисленные на недоимку по ОМС за период с <дата> по <дата> - <...>; пени, начисленные на недоимку по ОПС за период с <дата> по <дата> - <...>; УСН за 2018 год в размере <...>; пени, начисленные на недоимку по УСН за период с <дата> по <дата> в размере <...>
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Доводы ФИО1 о неправильном расчете подлежащей взысканию задолженности по ОПС и ОМС, поскольку указанный расчет должен быть произведен исходя из календарных дней, а не месяцев, как это сделал налоговый орган, основаны на неправильном толковании норм налогового законодательства.
Как прямо установлено пунктом 3 статьи 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Таким образом, приведенный налоговым орган расчет страховых взносов исходя из четырех календарных месяцев (с января по апрель) и 18 дней пятого месяца (май) является правильным.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи