Дело № 2 –2753 \16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2016 г. г. Новосибирск
Советский районный суд г. Новосибирска в составе председательствующего судьи Цепелёвой О.В.
при секретаре судебного заседания Козловой И.В.
с участием истца Любимова С.О.,
представителя третьего лица – Министерства социального развития Новосибирской области Лебедевой Е.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Любимова С. О. к администрации Советского района города Новосибирска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Любимов С.О. обратился в суд с иском к администрации Советского района города Новосибирска о предоставлении вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже социальных норм, указав при этом следующее.
Он относится к категории лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>
Он обратился с заявлением в администрацию Советского района города Новосибирска о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на жилищный учет на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Приказом главы администрации Советского района города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ему было отказано. Считает указанное постановление незаконным и нарушающим его жилищные права и законные интересы. После окончания проживания в детском доме <адрес>, он был судим неоднократно и выйдя на свободу, остался на улице.
Просит: обязать ответчика предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение.
В судебном заседании истец Любимов С. О. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика- администрации Советского района города Новосибирска Б.Ю.Д. действующая на основании доверенности, направила отзыв на иск, в котором указала, что Любимов С.О. впервые обратился с заявлением о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в администрацию Советского района города Новосибирска в 2015 году, т.е. уже после достижения 23 -ёх летнего возраста, т. е. когда статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, им был утрачен. При таких обстоятельствах, приказом главы администрации Советского района города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ г. № Любимову С.О. законно и обоснованно отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с достижением им возраста, превышающего 23 года.
При рассмотрении настоящего гражданского дела по существу, представитель администрации считает необходимым принять во внимание, что предоставление во внеочередном порядке жилого помещения истцу существенно нарушит права и законные интересы иных лиц, ранее включенных в список на предоставление жилья по договору специализированного найма. Учитывая изложенное, администрация Советского района города Новосибирска, просит в иске отказать ( л.д. 23-24).
Представитель третьего лица – администрации Дзержинского района города Новосибирска П.А.И.. направила отзыв на иск, в котором указала, что Любимов С.О. с заявлением в администрацию Дзержинского района г. Новосибирска о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не обращался.
Представитель Министерства социального развития Новосибирской области Лебедева Е.А., действующая на основании доверенности, полагала, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку для включения в Список гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении в Список и документами, предусмотренными частью 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. № 331 –ОЗ. В части требования о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма указала, что нормами действующего законодательства лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилого помещения по договорам социального найма. Кроме того, истцом не представлены документы за период с 2003 г. по 2015 г., подтверждающие обращение в органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по включению в Список и (или) документы, подтверждающие причины, по которым истец своевременно не встал на учет. Полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Часть 9 указанной статьи предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Поскольку данные правоотношения носят заявительный характер, следовательно, до достижения возраста 23 лет, указанные в Законе граждане в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением, должны встать на соответствующий учет для получения жилых помещений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела следует выяснить: относится ли истец к категории детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; установить возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, в том числе на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 года; установить, имеет ли истец закрепленное жилое помещение и выяснить, состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
Из материалов гражданского дела следует, что Любимов С.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р. был направлен в детский дом №, причина направления - <данные изъяты> ( л.д. 10). При этом документально статус истца как сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, не установлен, поскольку соответствующих доказательств, в частности, <данные изъяты>, не представлено.
Исходя из имеющихся в деле доказательств, истец впервые обратился в администрацию Советского района города Новосибирска с заявлением о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, т.е. в 34 года. Приказом главы администрации Советского района города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № отказано Любимову С.О. ДД.ММ.ГГГГ р. во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с достижением возраста, превышающего 23 года ( л.д. 8,9).
Судом, с целью установления даты обращения истца с заявлением о принятии на учет и включении в список, проверялся довод о том, что до достижения возраста 23 лет он обращался с соответствующим заявлением в администрацию Дзержинского района города Новосибирска. Из администрации Дзержинского района города Новосибирска был получен ответ, что Любимов С.О, в администрацию Дзержинского района города Новосибирска с 1998 по 2003 г.г. с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не обращался. Из пояснений истца следует, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение он не обращался, поскольку находился в местах лишения свободы и не предполагал, что можно обратиться с соответствующим заявлением. Где проживал ранее, до того, как был определен в детский дом, истец не знает.
Учитывая изложенное, поскольку судом установлено, что до достижения возраста 23 лет истец не обращался за реализацией предусмотренного Законом права на приобретение благоустроенного жилого помещения, он не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные меры социальной поддержки в виде получения жилого помещения, поскольку на момент обращения в администрацию Советского района г. Новосибирска в 2015 году статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, им утрачен.
Кроме того, с 01 января 2013 г. жилые помещения предоставляются детям – сиротам и лицам из их числа не из фонда социального использования по договорам социального найма во внеочередном порядке по договору социального найма, как это было установлено ранее пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации ( в ред. до 01.01.2013 г.), а из специализированного жилищного фонда для детей – сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма по достижении ребенком определенного возраста или наступлении установленных обстоятельств ( ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ).
Пункт 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право на внеочередное предоставление детям –сиротам и лицам из их числа жилых помещений фонда социального использования по договорам социального найма, утратил силу с 01 января 2013 г. Следовательно, действующее законодательство не предусматривает внеочередного порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, в иске о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 196,198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2016 ░.