УИД 23RS0010-01-2021-000379-71
Дело №2-488/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца. Выселки 12 апреля 2021 г.
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кальчевского А.Н.,
при секретаре судебного заседания Антохиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молодяева Н. А. к администрации муниципального образования Выселковский район о признании сведений о местоположении границ земельного участка ошибочными, внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Молодяев Н.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя исковые требования тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 850 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ..., .... Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В ходе выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ... кадастровым инженером Серым С.Н. было дано заключение от (__)____ о невозможности продолжения кадастровых работ в связи с тем, что выявилось графическое пересечение границ уточняемого земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами: ..., находящегося по адресу: ..., ... а, собственником которого является Выселковское сельское поселение МО Выселковский район, ..., находящегося по адресу: ..., принадлежащего Черных Н. П.. Границы указанных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и их площади являются декларированными. Указанные земельные участки с декларированной площадью были поставлены на государственный кадастровый учет по предоставленной администрацией МО Выселковский район инвентаризационной описи с неверными координатами и местоположением, в связи с чем, в государственном кадастре недвижимости координаты данных земельных участков не соответствуют их фактическому местоположению, являются ошибочными. Исправление указанной ошибки, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости путем исключения сведений о местоположении границ (координат характерных точек) в местоположении земельного участка с кадастровым номером ... возможно лишь в судебном порядке. В ходе проведения кадастровых работ истцом были согласованы местоположения границ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ..., ... что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка, а также установлена площадь уточняемого земельного участка, равная 1029 кв.м. с учетом фактического землепользования. Согласно схеме границ земельного участка, подготовленной кадастровым инженером, границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... установлены по следующим координатам: ... Также кадастровый инженер сообщает, что отсутствует документ, подтверждающий/определяющий границы указанного земельного участка на местности 15 и более лет, что подтверждается ответом на обращение межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю от (__)____. Просит суд признать сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами ... - ошибочными; внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости путем исключения сведений о местоположении границ (координатах характерных точек) земельных участков с кадастровым номером ..., по адресу: ..., ул. ... с кадастровым номером ..., по адресу: ...; установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., ..., в соответствии со схемой расположения земельного участка, подготовленной (__)____ кадастровым инженером Серым С.Н. по следующим координатам: ...
Истец Молодяев Н.А. в судебное заседание не явился, в поступившем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Выселковский район – Заболотняя О.В. - в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, составу суда доверяет, не возражает против удовлетворения исковых требований в случае отсутствия земельного спора.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – Азаренко Е.П. – в судебное заседание не явилась, в поступившем ходатайстве просит рассмотреть дело в ее отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю - Гнеуш Е.В. в судебное заседание не явилась, в поступившем отзыве просит рассмотреть дело в ее отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – администрации Выселковского сельского поселения Выселковского района – в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени заседания был уведомлен.
Третье лицо Черных Н.П. в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. С требованиями согласна.
Суд, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.61 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) - допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях). Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как следует из ч.3 ст.61 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 той же статьи Закона предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
На основании ч.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п.5, п.7 ст.14 Федерального закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
На основании ст.22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с ч.10 ст.22 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.43 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно ч.1, ч.3 ст.39 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О кадастровой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 №334-ФЗ, от 03.07.2016 №361-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); праве пожизненного наследуемого владения; праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Частью 7 той же статьи предусмотрено, что согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Согласно ч.1 ст.40 вышеуказанного Федерального закона №221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно выписке из ЕГРН от (__)____ ... следует, что Молодяев Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 850 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ... Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из заключения кадастрового инженера Серого С.Н. от (__)____ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ... следует, что невозможно продолжение кадастровых работ в связи с тем, что выявилось графическое пересечение границ уточняемого земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами: ... находящегося по адресу: ..., ... а (собственник Выселковское сельское поселение МО Выселковский район), а также ..., по адресу: ... (собственник Черных Н.П). Границы указанных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и их площади являются декларированными. Указанные земельные участки с декларированной площадью были поставлены на государственный кадастровый учет по предоставленной администрацией МО Выселковский район инвентаризационной описи с неверными координатами и местоположением, в связи с чем, в государственном кадастре недвижимости координаты данных земельных участков не соответствуют их фактическому местоположению, являются ошибочными.
Согласно ответа на запрос Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю от (__)____, следует, что документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством РФ местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, отсутствуют.
Кадастровым инженером Серым С.Н. было рекомендовано истцу обратиться в суд для установления границы земельного участка, согласно подготовленной им схеме существующих границ земельного участка, со следующими координатами: ...
Акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 850 кв.м., подписан в индивидуальном порядке правообладателями смежных земельных участков.
Спор о границах между истцом и смежными землепользователями отсутствует.
Представленные истцом доказательства суд оценивает по правилам ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, признает их относимыми, допустимыми и достоверными в отдельности, а также достаточными и взаимосвязанными в их совокупности, что дает основания положить данные доказательства в основу решения.
При таких обстоятельствах суд считает доказанным стороной истца факт наличия ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами ..., а определенные кадастровым инженером границы и площадь земельного участка истца установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку имеющиеся ошибки не могут быть устранены во внесудебном порядке и препятствуют кадастровому учету изменений земельного участка, принадлежащего истцу, суд, принимая во внимание, что удовлетворением исковых требований чьи-либо права и интересы не нарушаются, что границы земельного участка, определенные уполномоченным лицом и никем из заинтересованных лиц не оспариваемые, зафиксированы и согласованы в установленном законом порядке, считает возможным исковые требования Молодяева Н.А. удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Молодяева Н.А.– удовлетворить.
Признать сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами ... - ошибочными.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости путем исключения сведений о местоположении границ (координатах характерных точек) земельных участков с кадастровым номером ... по адресу: ..., ул. ...; с кадастровым номером ..., по адресу: ....
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., ..., в соответствии со схемой расположения земельного участка, подготовленной (__)____ кадастровым инженером Серым С.Н. по следующим координатам: ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.