Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-741/2020 (33-41987/2019;) от 14.10.2019

Судья – Милинчук И.В. Дело № 33-741/2020

№ 2-675/19

УИД: 23RS0054-01-2019-001060-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Комбаровой И.В.,

судей Черновой Н.Ю., Губаревой С.А.,

при ведении протокола помощником судьи Леоновой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО г. Туапсе о признании недействительным в части договора аренды земельного участка, признании недействительными договоров об уступке прав аренды, об обязании передать земельный участок Администрации МО г. Туапсе,

по апелляционным жалобам Орликова А.А., Куриловой Н.А. на решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 05 августа 2019 года;

Заслушав доклад судьи Черновой Н.Ю. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация Туапсинского городского поселения обратилась в Туапсинский городской суд с иском о признании недействительными договоров об уступке прав по договору аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона <...> от 07 октября 2016 года, площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу <...>, заключенных соответственно 22 марта 2017 года между < Ф.И.О. >10 и Куриловой Н.А., и 22 октября 2018 года между Куриловой Н.А. и Орликовым А.А. В ходе судебного рассмотрения истец дополнил исковые требования в части признания недействительным пункта 4.1.18 договора аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона <...> от 07 октября 2016 г. между Администрацией Туапсинского городского поселения и < Ф.И.О. >1, которым арендатор наделялся правом уступать права аренды без проведения торгов.

Решением Туапсинского городского суда от 05 августа 2019 года исковые требования Администрации МО гор. Туапсе удовлетворены частично.

Признан недействительным пункт 4.1.18 договора аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона <...> от 07 октября 2016г., между Администрацией Туапсинского городского поселения и < Ф.И.О. >1;

Признан недействительным договор от 22 марта 2017 года об уступке прав между < Ф.И.О. >1 и Куриловой Натальей Александровной по договору аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона <...> от 07 октября 2016 года, площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>;

Признан недействительным договор от 22 октября 2018 года об уступке прав между Куриловой Натальей Александровной и Орликовым Алексеем Анатольевичем по договору аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона <...> от 07 октября 2016 года, <...> с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>,

На Орликова Алексея Анатольевича возложена обязанность передать земельный участок с кадастровым номером: <...>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу <...>, наследникам < Ф.И.О. >1, умершей <...>, а в случае их отказа от прав аренды указанным земельным участком, - администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района.

Указанное решение обжаловано Орликовым А.А. и Куриловой Н.А. по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционных жалобах содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для отмены указано на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 07 октября 2016 года между Администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района и < Ф.И.О. >1 по итогам торгов был заключен договор <...> аренды земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. метра для размещения административно-бытового здания, расположенного на <...>. Срок действия договора с 07 октября 2016 года по 07 октября 2026 года.

Пункт 4.1.18 договора аренды земельного участка <...> от 07 октября 2016 г. содержит указание на обязанность арендатора в случае прекращения деятельности арендатора или передачи прав на участок иным лицам в 10-дневный срок направить арендодателю письменное уведомление об этом с указанием наименования и индивидуальных реквизитов лиц, к которым перешли права, датой их перехода, а также копии документов, подтверждающих прекращение деятельности или передачу прав.

22 марта 2017 года < Ф.И.О. >1 переуступила свои права аренды земельного участка на <...> Куриловой Н.А. Договор переуступки прав аренды был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 24.03.2017 года за <...>. После заключения договора переуступки прав, оплату по договору аренды вносила Курилова Н.А., в квитанциях об оплате аренды за земельный участок содержится информация об арендаторе и переуступке права аренды.

<...> < Ф.И.О. >1 умерла, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о ее смерти.

22 октября 2018 года Курилова Н.А. переуступила свои права аренды земельного участка на <...> Орликову А.А. После заключения договора переуступки прав оплату по договору аренды производил Орликов А.А., в квитанциях об оплате аренды за земельный участок содержится информация об арендаторе и переуступке права аренды.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 года № 25, пункту 3 статьи 1 ГК РФ, при осуществлении и защите гражданских прав, исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 166 ГК РФ, заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Судебной коллегией ставится во внимание, что договор аренды земельного участка <...>, в частности оспариваемый истцом пункт 4.1.18 договора, был заключен 07 октября 2016 года, после принятия новой редакции ст. 448 ГК РФ, которая устанавливала запрет на переуступку прав про договорам, заключенным по результатам проведения торгов, что впоследствии давало основание < Ф.И.О. >1, Куриловой Н.А., Орликову А.А. полагаться на действительность заключаемых ими сделок по переуступке прав требований по договору аренды <...>. Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что и Куриловой Н.А., и Орликовым А.А. после заключения договоров переуступки прав надлежащим образом исполнялись обязанности по договору аренды <...>, ответчиками вносилась оплата по договору, что подтверждается квитанциями об оплате аренды за земельный участок, в которых содержалась информация об арендаторе и переуступке права аренды.

При этом, обращаясь с настоящим иском, истец ссылается на собственные неправомерные действия при заключении договора аренды земельного участка <...>, выразившиеся во включении условия о передаче прав и обязанностей по нему арендатором третьим лицам, которое противоречит закону.

Судом апелляционной инстанции также учитывается, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное непредусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 607 ГК РФ законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Таким образом, нормы земельного законодательства являются специальными и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

В соответствии с пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

Вместе с тем, пунктом 5 статьи 22 Земельного кодекса установлено, что арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

Также, согласно пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет, арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 указанной статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.

С учетом вышеизложенного, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды, в том числе заключенному по результатам торгов, третьему лицу, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом или иными специальными федеральными законами.

Более того, в судебном заседании суда первой инстанции представитель Межмуниципального отдела по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росрестра по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >7 пояснила, что договора переуступки прав аренды земельного участка от 22 марта 2017 года и 22 октября 2018 года Курилова Н.А. и Орликов А.А. представляли в Управление Росрееста, они были зарегистрированы, сведения о регистрации направлялись в Администрацию г. Туапсе.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Администрации МО г. Туапсе о признании недействительным в части договора аренды земельного участка, признании недействительными договоров об уступке прав аренды, об обязании передать земельный участок Администрации МО г. Туапсе, у суда первой инстанции не имелось.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 05 августа 2019 года – отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Администрации МО г. Туапсе о признании недействительным в части договора аренды земельного участка, признании недействительными договоров об уступке прав аренды, об обязании передать земельный участок Администрации МО г. Туапсе – отказать.

Председательствующий

Судьи:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

33-741/2020 (33-41987/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Администрация Туапсинского городского поселения
Ответчики
Орликов Алексей Анатольевич
Курилова Наталья Александровна
Другие
Межмуниципальный отдел по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району УФСГР кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Чернова Наталья Юрьевна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
14.10.2019Передача дела судье
23.01.2020Судебное заседание
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее