Дело № 2-1-856/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года г. Ливны Орловская область
Ливенский районный суд Орловской области в составе :
председательствующего судьи Окороковой Э.Н.,
при секретаре Ефановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Д.С. к администрации города Ливны Орловской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Воробьева Д.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилых помещений в собственности или по договору социального найма не имеет.
Истица имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда со стороны администрации г. Ливны, поскольку на основании постановления администрации г. Ливны от 14.07.2016 № была принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещении муниципального специализированного жилищного фонда на территории г. Ливны Орловской области.
Однако в нарушение норм жилищного законодательства ее право на благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений администрацией г. Ливны нарушено.
Просит обязать администрацию города Ливны Орловской области предоставить ей жилое помещение на территории города Ливны Орловской области общей площадью не менее 33 кв.м., а в случае отсутствия жилья требуемой площади предоставить жилое помещение площадью не менее 28 кв.м.,, но не более 45 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения в срок до 31 декабря 2021 года.
Воробьева Д.С. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в 2020 году окончила обучение в Болховском педагогическом колледже, зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире, принадлежащей четырем участникам долевой собственности на нее, истица не относится к их числу, в квартире реальное проживает четверо человек, ожидание жилья в таких условиях затруднительно, поэтому она решила обратиться в суд с данным иском.
Представитель ответчика - администрации г. Ливны Орловской области Фролова Э.В. завила, что не оспаривает право истицы на льготное обеспечение жильем, но полагает, что необходимо придерживаться списку лиц, которые учтены как лица, обладающими правом на льготное жилищное обеспечение, по которому имеются очередники по очереди выше, чем очередь истицы.
Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства администрации г. Ливны Орловской области считала иск подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В развитие названных конституционных положений принят Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) (далее по тексту Закон).
В силу ст.8 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (п.3 этой же нормы)
Согласно ч.2 ст.1 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Статьей 3 указанного выше Федерального закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений:
- гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения ;
- по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 7 квадратных метров.
Судом установлено, что Воробьева Д.С., достигшая 18лет, относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку её мать – Д.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - В. умер в январе 2015 года.
На основании постановления администрации г. Ливны Воробьевой Д.С. назначен опекун – Красова Е.В.
Воробьева Д.С. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда г. Ливны., основания постановки на учет на данное время не изменились.
Таким образом, бесспорно, установлено, что Воробьева Д.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот, является нуждающейся в жилом помещении, имеющей право в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ(ред. от 17.02.2021), Законом Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ, на получение благоустроенного жилого помещения в городе Ливны Орловской области по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м., по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 г. №727-ОЗ.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Воробьевой Д.С. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению и на администрацию города Ливны Орловской области следует возложить обязанность предоставить Воробьевой Д.С. благоустроенное жилое помещение на территории города Ливны Орловской области по договору найма муниципального специализированного жилого помещения на состав семьи - один человек, общей площадью не менее 33 кв.м., предусмотренной нормой предоставления в соответствии с положениями части 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 г. №727-ОЗ в срок до 31.12.2021 года, а в случае отсутствия необходимого жилого помещения из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека возможно уменьшить не более чем на 5 кв.м. или увеличить не более чем на 12 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию города Ливны Орловской области предоставить Воробьевой Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение на территории города Ливны Орловской области по договору найма муниципального специализированного жилого помещения на состав семьи –один человек, общей площадью не менее 33 кв.м., в срок до 31 декабря 2021 года.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 кв.м. по месту жительства Воробьевой Д.С. из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома, размер общей площади жилого помещения на одного человека уменьшить не более чем на 5 кв.м. или увеличить не более чем на 12 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2021 года.
Судья: