Судья - Цаплиной Ю.А. № 44а-499/2018
Судья - Синицына Т.А.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 27 апреля 2018 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Савва», поданную представителем по доверенности Лазаревой Дарьей Александровной на вступившие в законную силу постановление начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края В. от 27 октября 2017 года, решение Осинского районного суда Пермского края от 15 января 2018 года и решение Пермского краевого суда от 06 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Савва»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края В. от 27.10.2017 № 02-06/24-17, ООО «Савва» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением судьи Осинского районного суда Пермского края от 15.01.2018 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба представителя ООО «Савва»– без удовлетворения.
Решением судьи Пермского краевого суда от 06.03.2018 решение Осинского районного суда Пермского края от 15.01.2018 оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО «Савва» - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 26.03.2018, заявитель ставит вопрос об отмене обжалуемых постановления и судебных актов, прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, вмененного ООО «Савва».
Дело об административном правонарушении истребовано 29.03.2018, поступило в Пермский краевой суд 13.04.2018.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу в связи со следующим.
Согласно ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
К основным принципам, на которых основывается лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты, относится обеспечение охраны и защиты лесов (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2).
В соответствии ч. 1 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, к которым в том числе отнесено осуществление рекреационной деятельности.
Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 5 Правил установлено, что на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (пункт 6 Правил).
Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство (пункт 7 Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Савва» является арендатором лесных участков площадью 3 га и 1,3 га, расположенных в квартале ** выделах **, ** Осинского муниципального района, ГКУ «Осинское лесничество», Крыловского участкового лесничества (бывшее Горское) на основании договоров аренды лесного участка № 74 от 20.05.2008, № 75 от 20.05.2008 и № 330 от 01.06.2009, заключенных с Министерством природных ресурсов Пермского края (Агентством по природопользованию Пермского края) на срок по 19.05.2057, 19.05.2057, 31.05.2019 соответственно.
Согласно пункту 1.4 договоров лесные участки переданы для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с подпунктом 3.3.4 договоров аренды № 74, 75, 330 ООО «Савва» вправе размещать временные постройки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, на участках не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.
Проекты освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесных участках переданных ООО «Савва» в аренду разработаны, прошли государственную экспертизу с положительным заключением (договор № 74 - 29.05.2009, № 75 - 08.05.2009, № 330 - 01.10.2010).
Согласно акту осмотра от 30.08.2017 и фототаблице к нему в квартале ** выделы **, ** Крыловского участкового лесничества ГКУ «Осинское лесничество», на участках лесного фонда защитных лесов, переданных с целью осуществления рекреационной деятельности ООО «Савва» по договору аренды лесного участка от 20.05.2008 № 74, договору аренды от 20.05.2008 № 75, договору аренды от 01.06.2009 № 330, выявлено наличие объектов капитального строительства, одноэтажных деревянных бревенчатых зданий на бетонно-ленточных фундаментах с цоколем из кирпича в количестве 9 штук, наличие металлического забора из сетки рабицы высотой 2 м по периметру участков, ограничивающего доступ граждан на арендованные лесные участки и примыкающему к водному объекту (Воткинское водохранилище). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.01.2015 59-БД 549281, объекты недвижимости принадлежат ООО «Савва».
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ООО «Савва» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Действия ООО «Савва», выразившиеся в нарушении лесопользователем установленных заключенным договором условий использования леса, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Доводы, аналогичны позиции заявителя по делу и сводятся к несогласию с оценкой судебными инстанциями представленных в материалы дела доказательств и с выводами, сделанными судами на основании оценки таких доказательств, что не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения процессуальных норм предусмотренных КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Вина ООО «Савва» нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и при его проверке судебными инстанциями.
Основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности послужило наличие на лесных участках, предоставленных для рекреационной деятельности, по договорам аренды № 74 от 20.05.2008, №75 от 20.05.2008, № 330 от 01.06.2009, принадлежащих заявителю на праве собственности объектов капитального строительства, а именно одноэтажных деревянных бревенчатых зданий на фундаментах с цоколем из кирпича, наличие металлического забора из сетки рабицы высотой 2 м по периметру участков, ограничивающего доступ граждан на арендованные лесные участки и примыкающему к водному объекту (Воткинское водохранилище), что существующим лесным законодательством не предусмотрено.
Доводы, изложенные ООО «Савва» в жалобе, в том числе о необходимости установления категорий земель, где находятся земельные участки, определения их границ в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, основаны на ином толковании норм права, являлись предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонены. Указанные в жалобе обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «Савва» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы о незаконности привлечения ООО «Савва» к административной ответственности, судом, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения ООО «Савва», которое на предоставленных в аренду земельных участках для осуществления рекреационной деятельности возвело объекты капитального строительства, тем самым нарушило установленные заключенным договором условия использования леса.
Ссылки учреждения на судебные акты по другим делам не могут рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела и служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, оснований не доверять которым не имеется, должностное лицо, и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «Савва» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено ООО «Савва» в пределах санкции части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьи 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
постановление начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края В. от 27 октября 2017 года, решение Осинского районного суда Пермского края от 15 января 2018 года и решение Пермского краевого суда от 06 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Савва», оставить без изменения, жалобу ООО «Савва», поданную защитником поданную представителем по доверенности Лазаревой Дарьей Александровной – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда