по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
11 декабря 2018 года пгт. Курагино
Судья Курагинского районного суда Красноярского края Пересыпко Марина Юрьевна,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица МБОУ «Брагинская СОШ № 11» – директора Пехтеревой И.Н. на постановление мирового судьи судебного участка №93 в Курагинском районе Красноярского края от 30 октября 2018 года по делу № 5-346/93/2018, которым юридическое лицо –
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брагинская средняя общеобразовательная школа № 11» (далее - МБОУ «Брагинская СОШ № 11»), юридический адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН №
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КРФобАП),
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 93 в Курагинском районе Красноярского края от 30 октября 2018 года юридическое лицо – МБОУ «Брагинская СОШ № 11» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КРФобАП, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, законный представитель юридического лица МБОУ «Брагинская СОШ № 11» – директор Пехтерева И.Н. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просила отменить постановление мирового судьи от 30 октября 2018 года и прекратить производство по делу, поскольку судом не учтено, что учреждение является бюджетным, в соответствии с Уставом финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения осуществляется в виде субвенций из федерального и местного бюджетов. С целью устранения нарушений санитарного законодательства, указанных в предписании от 27.07.2017 № 4520/р МБОУ «Брагинская СОШ № 11» направлялись ходатайства на имя руководителя управления образования администрации района о выделении дополнительных денежных средств, учреждением были приняты все возможные меры для выполнения указанного предписания.
Ходатайств при подаче жалобы заявителем заявлено не было.
Законный представитель МБОУ «Брагинская СОШ № 11» – директор Пехтерева И.Н. в судебном заседании жалобу поддержала по доводам изложенным в жалобе, дополнительно пояснила, что учреждение не бездействует, принимаются все возможные меры для выполнения предписания, уже после привлечения к ответственности, в слесарной мастерской была установлена дополнительная раковина, заключен контракт на проведение производственного контроля. Поскольку денежные средства на устранение нарушений не были выделены, у учреждения не имелось возможности для их устранения в полном объеме.
В судебное заседание должностное лицо территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Красноярскому краю в г. Минусинске не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, суду предоставлены возражения на жалобу, согласно которым объективные данные, которые препятствовали учреждению осуществить своевременно действия по устранению нарушений санитарного законодательства в срок, указанный в предписании, не выявлены. Тот факт, что учреждение является бюджетным не освобождает юридическое лицо от исполнения обязанности по соблюдению требований действующего санитарного законодательства.
Жалоба рассматривается в отсутствие должностного лица административного органа, в соответствии со ст. 30.6 КРФобАП.
Выслушав заявителя жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему:
В силу ст. 30.6 КРФобАП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Часть 1 статьи 19.5 КРФобАП предусматривает, что невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и протокола об административном правонарушении №18119 от 11 сентября 2018 года МБОУ «Брагинская СОШ № 11» в срок до 01 августа 2018 года не выполнило п.п. 3-7 предписания № 4520/р от 27 сентября 2017 года, выданного главным государственным санитарным врачом по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам Малегиной Т.И..
Указанное нарушение юридического лица - МБОУ «Брагинская СОШ № 11» квалифицировано, согласно протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КРФобАП, как невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Как установлено мировым судьей при рассмотрении дела и следует из представленных материалов, МБОУ «Брагинская СОШ № 11» с ходатайством о продлении срока предписания не обращалось, доказательств этому не предоставлено.
При вынесении постановления об административном правонарушении, мировой судья пришёл к выводу о том, что вина МБОУ «Брагинская СОШ № 11» в инкриминируемом правонарушении доказана представленными материалами дела, при этом меры, предпринятые МБОУ «Брагинская СОШ № 11» для выполнения законного предписания в установленный срок, были признаны недостаточными.
Вместе с тем, с такими выводами мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям:
Согласно ст. 24.1 КРФобАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статей 26.1 и 26.11 КРФобАП выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КРФобАП предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КРФобАП, выражается в форме бездействия лица, на которое возложена обязанность по выполнению в установленный срок предписания соответствующего органа, суду, при установлении виновности лица, следует дать оценку всем мерам, которые предпринимались лицом для устранения выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела, после получения предписания № 4520/р от 27 сентября 2017 года, выданного должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Красноярскому краю в г. Минусинске, директор МБОУ «Брагинская СОШ № 11» неоднократно обращалась в течение 2017-2018 годов к учредителю с просьбой о выделении денежных средств, необходимых для выполнения требований предписания № 4520/р от 27 сентября 2017 года.
Вместе с этим мировым судьей не была дана оценка факту обращения директора МБОУ «Брагинская СОШ № 11» к учредителю с просьбой о выделении денежных средств для устранения нарушений, указанных в предписании.
Не соглашается судья апелляционной инстанции и с выводом мирового судьи о том, что МБОУ «Брагинская СОШ № 11» не принимало все необходимые меры для получения финансирования на устранение нарушений. Мировым судьей не было учтено, что МБОУ «Брагинская СОШ № 11» является бюджетным учреждением и исполнение предписания осуществляется за счет финансирования из бюджета.
Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что МБОУ «Брагинская СОШ № 11» были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и привлечения необходимых для этого денежных средств.
Согласно ст. 2.1 КРФобАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, органом составившим протокол, на котором лежит бремя доказывания вины, не предоставлено.
В постановлении мирового судьи полно не дана оценка подтвержденным фактам принятых юридическим лицом мер, направленных на истребование средств для устранения выявленных нарушений, и отсутствие, в силу организационно-правовой формы и целевого бюджетного финансирования, возможности перераспределения и получения иных средств для устранения нарушений.
При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии у юридического лица финансовой возможности устранения выявленных нарушений в рамках предписания в установленные сроки являются обоснованными.
Следовательно, вина юридического лица - МБОУ «Брагинская СОШ № 11» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КРФобАП, отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФобАП к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Существенное нарушение мировым судьей процессуальных требований не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлияли на исход его рассмотрения.
В соответствии со статьей 4.5 КРФобАП срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 1 ст. 19.5 КРФобАП, составляет три месяца.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении юридического лица - МБОУ «Брагинская СОШ № 11» производства по делу об административном правонарушении по факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, имели место 01 августа 2018 года, в связи с чем, срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности к моменту рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении истек.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КРФобАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5 КРФобАП сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КРФобАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КРФобАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 93 в Курагинском Красноярского края от 30 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КРФобАП в отношении МБОУ «Брагинская СОШ № 11», подлежит отмене.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КРФобАП, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 93 в Курагинском районе Красноярского края от 30 октября 2018 года о привлечении к административной ответственности юридического лица - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Брагинская средняя общеобразовательная школа № 11» по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Брагинская средняя общеобразовательная школа № 11» прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения, но может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в порядке надзора, предусмотренном ст.ст.30.12 – 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: подпись.
Копия верна: судья М.Ю. Пересыпко