Р Е Ш Е Н И Е
дело № 92RS0002-01-2021-001259-10 производство № 12-250/2021 |
21 апреля 2021 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,
рассмотрев жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/21/5091 от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя,
у с т а н о в и л:
Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/21/5091 от 26.02.2021 года Департамент капитального строительства г. Севастополя привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000,00 руб.
В вину Департаменту вменено неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в частности решения Гагаринского районного суда города Севастополя от 30.06.2020 года по делу № 2-1907/2020 которым на Департамент капитального строительства г. Севастополя возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и включенного в список, установленный законодательством города Севастополя для договора социального найма.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Департамент капитального строительства г. Севастополя обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях состава вмененного правонарушения, указывая на отсутствие в действиях Департамента признаков виновного неисполнения исполнительного документа.
В судебном заседании представитель Департамента Морозова О.В. доводы жалобы поддержала по изложенным выше основаниям. Пояснила, что причины неисполнения исполнительного документа вызваны объективными причинами, в частности: особенностями приобретения жилья за бюджетные средства для целей обеспечения жильем указанной выше категории лиц.
Межрайонное отделение по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю о времени и месте рассмотрения жалобы извещалось в установленном порядке, явку представителя не обеспечило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Заслушав пояснения представителя Департамента, исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении и доводы жалобы, следует прийти к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Объектом правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ являются общественные отношения в области институтов государственной власти.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает бездействие лица, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа, при этом:
а) требования исполнительного документа должны носить неимущественный характер;
б) должником должен быть нарушен срок исполнения требований исполнительного документа, установленный судебным приставом-исполнителем;
в) установлению судебным приставом-исполнителем срока исполнения требований исполнительного документа должно предшествовать постановление о взыскании исполнительского сбора.
Субъективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.
Субъектами правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ могут быть граждане, юридические лица и должностные лица.
Под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Установлено, что решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 30.06.2020 года удовлетворено исковое заявление прокурора Балаклавского района г. Севастополя в интересах ФИО1 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. На Департамент капитального строительства г. Севастополя возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и включенного в список, установленный законодательством города Севастополя для договора социального найма.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 24.09.2020 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 30.06.2020 года оставлено без изменения.
03.12.2020 года Межрайонным отделением по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю возбуждено исполнительное производство № 18469/20/92012-ИП с установлением 5-дневного срока исполнения, которое получено Департаментом 14.12.2020 года.
16.12.2020 года Департаментом в службу судебных приставов направлено письмо с указанием уважительных причин невозможности исполнения решения суда.
В связи с неисполнением в установленный срок исполнительного документа 02.02.2021 года Межрайонным отделением по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., и о назначении нового срока исполнения – до 12.02.2021 года, поступившее в адрес Департамента 08.02.2021 года.
15.02.2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств в отношении Департамента составлен протокол № 71/21/92012-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ
Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/21/5091 от 26.02.2021 года Департамент капитального строительства г. Севастополя привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000,00 руб.
С материалов дела следует, что Департамент капитального строительства города Севастополя является ответственным исполнителем по реализации мероприятий государственной программы города Севастополя «Жилище» на 2017-2022 годы, утверждённой постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 № 1010-ПП.
Задачей Подпрограммы 2 «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» вышеуказанной Программы, является предоставление жилых помещений по договору специализированного найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Сроки реализации Программы установлены с 2017 по 2022 гг.
Согласно Приложения №4 к государственной программе города Севастополя «Жилище» на 2017-2022 годы «Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию целей государственной программы города Севастополя «Жилище» на 2017-2022 по источникам финансирования на 2020 год по мероприятию «Улучшение жилищных условий детей-сирот...» предусмотрено финансирование из федерального и местного бюджета.
На основании данного финансирования на 2020 год определено количество жилых помещений для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей для обеспечения их жилыми помещениями, значение показателя составляет 77.
Приобретение жилых помещений Департаментом капитального строительства города Севастополя осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что значительно увеличивает время приобретения жилых помещений.
Также, регистрация права собственности на приобретённое жилое помещение в соответствии с требованиям п.3 ст. 13 ФЗ от 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проводится в течение 20 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
Учитывая вышеизложенное, порядок, установленный законом и не зависящий, от воли Департамента капитального строительства города Севастополя не предусматривает возможности исполнить решение суда в кратчайшие сроки.
Приказом Департамента от 27.12.2019 №344-а/2019 полномочия государственного заказчика от лица Департамента капитального строительства города Севастополя по заключению и исполнению государственных контрактов от имени города Севастополя переданы ГБУ «Дирекция капитального строительства».
В качестве мер, направленных на скорейшее исполнение мероприятий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями Постановлением Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 723-ПП «Об установлении предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Севастополю на 2020 год» увеличена предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Севастополю на 2020 год до размера 75 373 руб.
Но при этом, в 2020 году предложения застройщиков по продаже жилых помещений, для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полном объеме, также отсутствовали.
По состоянию на 17.09.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок было проведено 520 аукционов в электронной форме на право заключения государственного контракта на приобретение жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения.
По результатам проведенных процедур в 2020 году было заключено три государственных контракта:
1 -КВ/2020 от 26.05.2020 на сумму 2 487 309,00 руб.
2-КВ/2020 от 26.05.2020 на сумму 2 487 309,00 руб.
3-КВ/2020 от 17.08.2020 на сумму 2 487 309,00 руб.
Данные жилые помещения были предоставлены детям-сиротам по договорам найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по судебным решениям и возбужденным исполнительным производствам, вынесенным в более ранние сроки
Согласно предоставленным в материалы дела сведениям Департаментом проводится работа по исполнению решений суда. С января 2020 года в адрес исполнительных органов государственной власти города Севастополя направлялись запросы об исключении из оперативного управления ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» свободных жилых помещений необходимых для предоставления детям-сиротам.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 26.05.2020 №3014-РДИ из оперативного управления ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» было изъято 5 жилых помещений, отвечающих требованиям для предоставления детям-сиротам. Распоряжением Департамента от 15.07.2020 №1098-р/2020 данные жилые помещения включены в специализированный жилищный фонд и предоставлены детям-сиротам в июле 2020 года.
В связи с отсутствием у Департамента свободных жилых помещений, необходимых для предоставления детям-сиротам, а также предложений застройщиков по продаже жилых помещений, Департамент продолжал мероприятия по исключению из оперативного управления ГБУ «Госжилфонд» имеющихся свободных жилых помещений и проведения там ремонтных работ, для предоставления детям-сиротам.
20.08.2020 года и 21.08.2020 года в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлялись соответствующие запросы.
По итогам Департаменту были предоставлены жилые помещения для предоставления детям-сиротам, но без ремонта.
Департамент инициировал выделение в подпрограмме 2 Программы отдельных мероприятий на выполнение ремонтных работ жилых помещений государственного жилищного фонда, переданных городу Севастополю застройщиками по ранее заключенным инвестиционным договорам с целью предоставления детям-сиротам, и строительство жилых домов для предоставления отдельным категориям граждан.
Правительством Севастополя принято постановление от 23.10.2020 № 543-ПП «О внесении изменений в государственную программу города Севастополя «Жилище», предусматривающее расширение инструментов по обеспечению граждан данной категории жилыми помещениями, посредством проектирования и строительства жилых домов, а также выполнения ремонтных работ в помещениях государственного жилищного фонда.
Мероприятие 2.7 «Строительство жилых домов для предоставления отдельным категориям граждан».
В целях реализации проекта по строительству жилых помещений в 2020 году планируется проведение проектно-изыскательских работ, в 2021 году проведение строительно-монтажных работ.
Мероприятие 2.8 «Выполнение ремонтных работ в помещениях государственного жилищного фонда с целью предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Объем финансовых ресурсов, предусмотренных для реализации мероприятия
В 2020 году имеющиеся жилые помещения без отделки были отремонтированы за счет средств бюджета города Севастополя, предусмотренных по вышеуказанному мероприятию Программы, и переданы детям-сиротам, лицам из их числа, по судебным решениям и возбужденным исполнительным производствам, вынесенным в более ранние сроки.
С целью принятия мер, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями для временного проживания, Правительством Севастополя разработан и принят Законодательным Собранием города Севастополя Закон города Севастополя от 05.06.2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», предусматривающий предоставление жилых помещений, в том числе из состава маневренного фонда до обеспечения их жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
На 2021 год в целях улучшение жилищных условий детей-сирот предусмотрено финансирование из федерального и местного бюджета на покупку 84 жилых помещений.
В целях исполнения решений судов Государственным казенным учреждением города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» с ООО «Специализированный застройщик жилого комплекса «Новый» 21.12.2020 заключен государственный контракт № 1-ДДУ/2020 на участие в строительстве (долевом строительстве) многоквартирных домов на территории города Севастополя для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей...для нужд города Севастополя (на 54 квартиры). Срок исполнения 2022 год.
Правительством Севастополя принято постановление от 23.10.2020 года № 543-ПП «О внесении изменений в государственную программу города Севастополя «Жилище», предусматривающее расширение инструментов по обеспечению граждан данной категории жилыми помещениями, посредством проектирования и строительства жилых домов, а также выполнения ремонтных работ в помещениях государственного жилищного фонда.
Мероприятие 2.7 «Строительство жилых домов для предоставления отдельным категориям граждан».
В целях реализации проекта по строительству жилых помещений для детей-сирот в 2021 году планируется проведение проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ в г. Севастополе, по <адрес>, в районе <адрес>. На данные цели выделено финансирование из местного бюджета города Севастополя в сумме 83791,2 руб.
На момент вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства свободных жилых помещений в необходимом количестве у Департамента не было, поскольку судами вынесено большое количество судебных решений об обязании предоставить жилые помещения детям-сиротам (126).
Перечисленные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют том, что в действиях Департамента отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения получили развитие в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Изложенное выше в совокупности и с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, а также правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяет сделать вывод о наличии в деянии Департамента вины в неисполнении во вновь установленный срок требований исполнительного документа и совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/21/5091 от 26.02.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях Департамента состава вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/21/5091 от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, – удовлетворить.
Постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/21/5091 от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный