66RS0№-66
Дело № 2-5764/2019 (2)
Мотивированное решение изготовлено 22.11.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 18 ноября 2019 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Юшковой И.А. при секретаре судебного заседания Капустиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Анжелики Вячеславовны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области о включении периодов работы в страховой стаж,
У С Т А Н О В И Л:
Калинина А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что 28.01.2019 обратилась в ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга по Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга по Свердловской области от 26.04.2019 № 130324/19 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду не включения в специальный страховой стаж периодов работы: с 08.06.1998 по 03.07.1998 период усовершенствования, с 28.11.2002 по 05.12.2002, 06.10.2003 по 31.10.2003, 30.04.2004, 07.05.2004, 07.06.2004 в должности врача стоматолога в МУ «Стоматологическая поликлиника № 1», с 01.08.2005 по 28.02.2009 в должности главного врача с совмещением обязанностей врача стоматолога-терапевта ООО «Биомед-Дент» и с 01.03.2009 по 27.01.2019 в должности главного врача с совмещением обязанностей врача стоматолога-терапевта ООО «Стоматологическая поликлиника «ВИЗАВИ». С указанным решением она не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Учитывая изложенное, просила обязать ответчика включить в ее специальный страховой стаж спорные периоды работы.
В судебном заседании представитель истца Агеев А.В. поддержал исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области Конева Н.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.
Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на пенсию предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Часть 1.1. статьи 30 Закона № 400-ФЗ устанавливает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. С 01.01.2019 пенсия в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (п. 20 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, 28.01.2019 Калинина А.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга по Свердловской области от 26.04.2019 № 130324/19 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду не включения в специальный страховой стаж периодов работы: с 08.06.1998 г. по 03.07.1998 г. - в должности врача-стоматолога Муниципального учреждения «Стоматологическая поликлиника № 1», так как истец находилась на усовершенствовании, с 28.11.2002 г. по 05.12.2002 г., с 06.10.2003 г. по 31.10.2003 г., 30.04.2004 г., 07.05.2004 г., 07.06.2004 г. - в должности врача-стоматолога Муниципального учреждения «Стоматологическая поликлиника № 1», так как данные периоды не подтверждены сведениями (индивидуального) персонифицированного учета с кодом медицинской выслуги, с 01.08.2005 г. по 28.02.2009 г. - в должности главного врача с совмещением обязанностей врача-стоматолога-терапевта ООО «Стоматологическая поликлиника «Беомед-Дент», с 01.03.2009 г. по 27.01.2019 г. - в должности главного врача с совмещением обязанностей врача-стоматолога-терапевта ООО «Стоматологическая поликлиника «ВИЗАВИ», так как право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений здравоохранения, в то время как общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией.
Пунктом 2 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии с подп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 3 вышеназванных Правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, перечисленных в вышеуказанном Списке.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В силу п. 5 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась.
К ним относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Что касается исковых требований о включении периода нахождения истца на курсах повышения квалификации в календарном исчислении с 08.06.1998 по 03.07.1998, с 06.10.2003 по 31.10.2003 в должности врача стоматолога Муниципального учреждения «Стоматологическая поликлиника № 1», то суд находит данные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно уточняющей справке МУ «СП № 1» от 08.11.2019 № 390 подтверждено, что в периоды с 08.06.1998 по 03.07.1998 и с 06.10.2003 по 11.10.2003 истец находилась на курсах повышения квалификации.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, каковыми являются и медицинские работники, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствовании) подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Что касается исковых требований Калининой А.В.. о включении в ее специальный страховой стаж периодов работы с 28.11.2002 г. по 05.12.2002 г., 30.04.2004 г., 07.05.2004 г., 07.06.2004 г. - в должности врача-стоматолога Муниципального учреждения «Стоматологическая поликлиника № 1», то суд не усматривает основания для их удовлетворения, поскольку в указанные спорные периоды Калинина А.В. находилась в отпусках без сохранения заработной платы, что подтверждается уточняющей справкой МУ «СП № 1» от 08.11.2019 № 390.
Также суд не усматривает основания для включения в специальный стаж истца периодов работы с 01.08.2005 г. по 28.02.2009 г. - в должности главного врача с совмещением обязанностей врача-стоматолога-терапевта ООО «Стоматологическая поликлиника «Беомед-Дент», с 01.03.2009 г. по 27.01.2019 г. - в должности главного врача с совмещением обязанностей врача-стоматолога-терапевта ООО «Стоматологическая поликлиника «ВИЗАВИ», по следующим основаниям.
Право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 ст. 87 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем входящее в общество с ограниченной ответственностью структурное подразделение не может являться учреждением.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30).
Каких-либо сведений о том, что вышеуказанные общества ООО «Беомед-Дент» и ООО «ВИЗАВИ» ранее являлось учреждением, которое впоследствии изменило организационно-правовую форму, не представлено.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, ООО «Беомед-Дент», ООО «ВИЗАВИ» не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
При таких обстоятельствах основания для включения в специальный страховой стаж периодов работы истца с 01.08.2005 г. по 28.02.2009 г. - в должности главного врача с совмещением обязанностей врача-стоматолога-терапевта ООО «Стоматологическая поликлиника «Беомед-Дент», с 01.03.2009 г. по 27.01.2019 г. - в должности главного врача с совмещением обязанностей врача-стоматолога-терапевта ООО «Стоматологическая поликлиника «ВИЗАВИ», суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░ 09.06.1998 ░░ 03.07.1998, ░ 06.10.2003 ░░ 31.10.2003 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ «░░ № 1».
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░