Дело № 2-935/2018
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Галаховой И.В.,
при секретаре Толмачевой А.В.,
с участием истца Бондаренко О.Ю., представителя ответчика Шульга Н.А., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2018 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Бондаренко О. Ю. к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Бондаренко О.Ю. обратилась в суд с иском к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот. Свои требования мотивирует тем, что Бондаренко О.Ю. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включена в льготный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения. В нарушение требований законодательства до настоящего времени Бондаренко О.Ю. жильем не обеспечена. В связи с чем, просила суд обязать ответчика предоставить Бондаренко О.Ю. жилое помещение не ниже установленных социальных норм в Дубовском муниципальном районе Волгоградской области и отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Бондаренко О.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области по доверенности Шульга Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что в настоящее время в Волгоградской области свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют. В 2018 году приобретение жилых помещений для детей-сирот будет осуществляться в соответствии с планом-графиком заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исходя из бюджетного финансирования, предусмотренного законом об областном бюджете на 2018 год. Со стороны комитета принимаются все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение истца жилым помещением в порядке очередности.
Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил объяснение на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав доказательства по делу, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения Волгоградской ... Думой принят Закон Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области".
Исходя из положений п. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОД, настоящий закон введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 настоящей статьи).
На основании п. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.
Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе. Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Бондаренко О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей.
Мать истца Бондаренко Т.Н. умерла 12.01.2008г., сведения об отце внесены со слов матери.
Постановлением главы администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 28.02.2008г. №... над истцом Бондаренко О.Ю. учреждена опека.
На основании приказа Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, истец Бонадеркно О.Ю. внесена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Волгоградской области под номером 3845, в настоящее время по Дубовскому району - 60.
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Как следует из преамбулы указанного выше Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Сведений о наличии жилья у Бондаренко О.Ю. на том или ином законном основании, пригодного для проживания, не имеется.
Таким образом, у Бондаренко О.Ю. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОД, данное право в ходе судебного разбирательства участвующими в деле лицами не оспорено.
Однако до настоящего времени жилое помещение, как для временного проживания, так и жилого помещения специализированного жилищного фонда уполномоченным государственным органом Бондаренко О.Ю. не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Комитет строительства Волгоградской области обязанности по обеспечению Бондаренко О.Ю. жилым помещением специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство субъекта Российской Федерации - Волгоградской области предоставляет лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особые жилищные права и, в частности, предусматривает обеспечение жильем указанных лиц в наиболее предпочтительном для них населенном пункте, то есть по месту жительства (пребывания).
Учитывая место жительства (пребывания) Бондаренко О.Ю. суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Ссылки представителя ответчика на отсутствие свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области нельзя признать состоятельными, поскольку доказательств в подтверждение довода об отсутствии у стороны ответчика возможности для обеспечения жильем истца в материалы дела не представлено.
Согласно постановлению правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п О мерах по реализации закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Волгоградской области», утвержден Порядок составления списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, его систематизации и обновления.
В силу Порядка комитет образования и науки Волгоградской области является уполномоченным органом по составлению, систематизации и обновлению списка.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в список на основании направленных органом опеки и попечительства заключения и документов, предусмотренных перечнем документов, необходимых для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Список формируется комитетом в хронологическом порядке в соответствии с датой возникновения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на предоставление жилых помещений.
В случае совпадения даты возникновения указанного права включение в список производится в алфавитном порядке по фамилии, имени, отчеству.
При наличии вступивших в законную силу судебных актов о признании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях или актов, обязывающих включить их в список, очередность включения в список определяется исходя из сроков, указанных в выводах суда, а при их отсутствии - исходя из даты вступления в законную силу судебного акта.
Таки образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения в соответствии с очередностью включения в список детей сирот и детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бондаренко О. Ю. к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда – удовлетворить.
Возложить на Комитет строительства Волгоградской области обязанность предоставить Бондаренко О. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений на территории Дубовского муниципального района Волгоградской области, в порядке очерёдности, установленной списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 23.01.2018г.
Судья - Галахова И.В.