Дело <номер>
УИД 18RS0<номер>-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты,
установил:
ФИО1 (далее – истец, педагогический работник, ФИО1) обратилась с административным исковым заявлением в суд к Министерству образования и науки Удмуртской Республики (далее – ответчик, Министерство, МОиН УР) о признании незаконным отказа МОиН УР от <дата> <номер>, возложении обязанности на МОиН УР назначить и выплатить ФИО1 единовременную денежную выплату как молодому специалисту за первый полный год работы, мотивируя свои требования тем, что <дата> она обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту, установленной частью 3 статьи 16 Закона Удмуртской Республики от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» в размере 40000 руб. за первый полный год работы. Письмом <номер> от <дата> ответчик выслал письменный отказ на заявление, мотивируя его пропуском срока для подачи заявления. Данный отказ предоставлен с нарушением пунктов 9, 10 Положения о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики.
В силу п. 13 названного Положения подача заявления после истечения текущего финансового года не является основанием для отказа в назначении единовременной денежной выплаты.
В последующем исковые требования изменила на требование о взыскании единовременной денежной выплаты за первый полный год работы в размере 40000 руб., изменение исковых требований принято судом, в связи с чем суд определением от <дата> перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец ФИО1 в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск. При этом пояснила, что позднее обращение с заявлением обусловлено тем, что в феврале 2018 года она ушла в декрет, и как пояснили ей в школе, ее право на единовременную денежную выплату за первый полный год работы в размере 40000 руб. наступило только в феврале 2019 года. В связи с чем она обратилась в МОиН УР с соответствующим заявлением в следующем финансовом году.
Представитель ответчика МОиН УР о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания Министерства Финансов Удмуртской Республики и муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа деревни ФИО2 в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Министерства финансов Удмуртской Республики ФИО6 представила в суд отзыв, в котором указала, что в полномочия Минфина Удмуртии не входит представление единовременных денежных выплат молодым специалистам. Считает исковые требования не обоснованными, поскольку заявление о перечислении денежной выплаты молодой специалист предоставляет после завершения каждого учебного года до 30 декабря текущего финансового года.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.
<дата> ФИО7, <дата> года рождения, окончила Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж» <адрес> по специальности 4<дата> преподавание в начальных классах с присвоением квалификации учитель начальных классов. <дата> истцу выдан диплом о среднем профессиональном образовании.
<дата> ФИО7 принята на работу в Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. ФИО2 <адрес> Удмуртской Республики (МОУ СОШ д. ФИО2) на должность учитель начальных классов на неопределенный срок, что подтверждается трудовым договором от <дата> <номер>. Работа у работодателя является для работника основной.
Согласно сведениям трудовой книжки ФИО7, <дата> она принята на должность учителя удмуртского языка и литературы в МОУ СОШ д. ФИО2, а <дата> переведена на должность учителя начальных классов.
<дата> ФИО7 заключила брак с ФИО8, после заключения брака ей присвоена фамилия «ФИО10».
Приказом МОУ СОШ д. ФИО2 от <дата> <номер> предоставлен ФИО1 отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и назначено пособие с <дата> по <дата>.
Приказом МОУ СОШ д. ФИО2 от <дата> <номер> предоставлен ФИО1 отпуск по уходу за ребенком до 3 лет и назначить пособие с <дата> по <дата>.
Приказом МОУ СОШ д. ФИО2 от <дата> <номер> считать вышедшей на работу из отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет ФИО1, учителя с <дата>.
<дата> ФИО1 обратилась в МОиН УР с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту за первый полный год работы.
Письмом МОиН УР от <дата> <номер> ФИО1 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с пропуском истцом срока подачи заявления. При этом указано, что за первый отработанный учебный год (2017-2018 учебный год) она должна была подать заявление в Министерство в срок не позднее <дата>.
Письмом МОиН УР от <дата> <номер> уточнено, что истцу отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса комиссией Министерства о предоставлении единовременной денежной выплаты.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ст. 2 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Статьей 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (п. 2 ст. 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Пунктом 10 статьи 47 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
Отношения в сфере образования на территории Удмуртской Республики в пределах полномочий, отнесенных Федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, регламентированы Законом УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования».
Статьей 16 названного закона предусмотрена социальная поддержка педагогических работников.
В силу части 3 ст. 16 Закона УР от <дата> N 11-РЗ (в редакции, которая распространяется на правоотношения, возникшие до <дата>, то есть действовавшей на день поступления ФИО9 на работу и на день возникновения права на спорную выплату) "О реализации полномочий в сфере образования", для привлечения молодых специалистов, получивших среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятых на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, расположенные в сельских населенных пунктах, осуществляются единовременные денежные выплаты за каждый учебный год работы в указанных образовательных организациях в следующих размерах: за первый учебный год работы - 40000 рублей, за второй учебный год работы - 60000 рублей, за третий учебный год работы - 80000 рублей.
К молодым специалистам в целях настоящего Закона относятся выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятые по основному месту работы в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, расположенные в сельских населенных пунктах, в год окончания учебы.
Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, расположенные в сельских населенных пунктах. Данный статус продлевается (на срок до трех лет) в следующих случаях:
1) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
2) предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Статьей 2 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дано понятие «сельское поселение» - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом деревня относится к сельскому населенному пункту.
Согласно справке муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. ФИО2, школа была расположена в сельском поселении с <дата> по <дата>.
Порядок и условия назначения указанных выплат устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства УР от <дата> <номер> «О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики» утверждено Положение о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее – Положение).
Названное Положение определяет порядок и условия назначения единовременных денежных выплат молодым специалистам, получившим среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики (далее - единовременная денежная выплата, ЕДВ).
Пунктом 2 Положения (в ред. постановления Правительства УР от <дата> N 135) предусмотрено, что молодой специалист - выпускник образовательной организации высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятый по основному месту работы в муниципальную или в государственную образовательную организацию Удмуртской Республики, расположенную в сельском населенном пункте (далее - образовательная организация), в год окончания учебы (далее - молодой специалист).
Осуществление единовременных денежных выплат в соответствии с настоящим Положением производится молодым специалистам, принятым на работу по трудовым договорам, заключенным с 2014 учебного года (пункт 3 Положения в редакции до изменений, внесенных постановлением Правительства УР от <дата> N 318).
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в образовательную организацию. Данный статус продлевается (на срок до трех лет) в следующих случаях:
1) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
2) предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
(п. 3.1 введен постановлением Правительства УР от <дата> N 135).
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что единовременная денежная выплата предоставляется молодому специалисту за каждый учебный год его работы в образовательной организации.
Размер единовременной денежной выплаты составляет:
за первый учебный год работы - 40000 рублей;
за второй учебный год работы - 60000 рублей;
за третий учебный год работы - 80000 рублей.
(п. 4 в ред. постановления Правительства УР от <дата> N 135)
Постановление Правительства УР от <дата> N 135 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от <дата> N 532 "О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики в сельской местности" распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец ФИО1 отвечает критериям молодого специалиста в понимании постановления Правительства Удмуртской Республики от <дата> N 532 в редакции постановления Правительства УР от <дата> N 135, поскольку является выпускником образовательной организации среднего профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки «Образование и педагогика» в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принята по основному месту работы на должность педагогического работника в муниципальную образовательную организацию Удмуртской Республики, расположенную в сельском населенном пункте в год окончания учебы.
Учитывая, что истец является педагогическим работником, отвечающим критериям молодого специалиста, она имеет право на получение социальной поддержки, в том числе на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной статьей 16 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положением.
В соответствии с пунктом 5 Положения после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист в течение следующего финансового года представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Положению.
(п. 5 в ред. постановления Правительства УР от <дата> N 135).
<дата> ФИО1 принята на работу в МОУ СОШ д. ФИО2 на должность учителя удмуртского языка и литературы, в связи с чем с указанной даты приобрела статус педагогического работника – молодого специалиста.
Как следует из справки МОУ СОШ д. ФИО2, 2017/2018 учебный год в названном образовательном учреждении начался <дата> и завершился <дата>, в связи с чем истец ФИО1 отработала полный первый учебный год и на основании вышеназванных нормативно-правовых актов приобрела право на получение единовременной денежной выплаты в размере 40 000 рублей.
Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет предоставлен ФИО1 с <дата>.
Отпуска по беременности и родам в силу ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Поскольку первый учебный год работы завершен ФИО1 до предоставления ей отпуска по уходу за ребенком, суд констатирует, что первый учебный год ФИО1 отработала полностью, он завершен <дата>, когда ФИО1 приобрела право на единовременную денежную выплату за первый учебный год работы.
Отказывая <дата> в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты, Министерство руководствовалось положениями пункта 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от <дата> <номер> и исходило из пропуска истцом срока обращения с соответствующим заявлением.
Суд с такими выводами ответчика не соглашается, поскольку основания для отказа в выплате истцу единовременной денежной выплаты в размере 40 000 рублей в рассматриваемом случае отсутствуют.
Пунктом 5 Положения в редакции постановления Правительства УР от <дата> <номер> предусмотрено, что заявление о перечислении единовременной денежной выплаты представляется молодым специалистом в Министерство после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации в течение следующего финансового года.
Данная правовая норма действовала как на момент начала истцом педагогической деятельности, так и на момент завершения ФИО1 полного первого 2017/2018 учебного года работы в образовательной организации, когда у нее возникло право на получение единовременной денежной выплаты.
Таким образом, ФИО1 действительно должна была подать заявление о перечислении единовременной денежной выплаты в течение 2019 года, указанный срок она пропустила.
С учетом ответов МОиН УР от <дата> <номер> и от <дата> <номер>, адресованных истцу, вне зависимости от того, был это отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты или отказ в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении такой выплаты, суд приходит к выводу, что в любом случае вне зависимости от характера действий (бездействия) и решений Министерства их правовым последствием является не предоставление ФИО1 меры социальной поддержки педагогических работников в виде единовременной денежной выплаты молодому специалисту и исключение такой возможности в будущем применительно к полностью отработанному ею первому 2017/2018 учебному году, что требованиям закона не отвечает и влечет нарушение прав истца. В соответствии с п. 13 Положения на дату подачи истцом заявления в Министерство пропуск срока на подачу документов не является основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты. В дальнейшем указание МОиН УР на ФИО2 основания принятого решения, не приведенные в нем, правового значения не имеют, поскольку такое право возникает у уполномоченного органа в случае повторного рассмотрения обращения.
Таким образом, при наличии у педагогического работника, являющегося молодым специалистом, права на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с положениями Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» и Положения произвольный отказ от исполнения Министерством публично-правового обязательства по предоставлению меры социальной поддержки такому работнику является недопустимым.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о взыскании суммы единовременной денежной выплаты в размере 40 000,00 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из п. 3 ст. 16 Закона УР от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» финансовое обеспечение единовременных денежных выплат осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Согласно п. 5.1 Положения выплата единовременной денежной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.
Единовременная денежная выплата производится лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, путем перечисления на банковский счет, открытый в кредитной организации (п. 15 Положения).
Поэтому в данном случае сумма единовременной денежной выплаты как меры социальной поддержки подлежит взысканию с Министерства, на которое Положением возложена обязанность по ее предоставлению и выплате.
Уплаченная истцом государственная пошлина по делу подлежит на основании ст. 333.40 НК РФ возврату истцу из местного бюджета, поскольку истец и ответчик в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о взыскании единовременной денежной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Министерства образования и науки Удмуртской Республики в пользу ФИО1 сумму единовременной денежной выплаты в размере 40 000 руб. 00 коп.
Возвратить ФИО1 из местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере <дата>.
Председательствующий судья Стех Н.Э.