Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-763/2013 ~ М-652/2013 от 06.11.2013

Дело №2-763/2013 год

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 декабря 2013 года город Ленинск

Ленинский районный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Беликова Н.М.,

при секретаре Крамской А.И.,

с участием прокурора Чайковской С.А.,

законного представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации <адрес> о возложении обязанности к принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,

установил:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности к принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявлены нарушения вышеназванного законодательства в деятельности администрации <адрес>.

В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> района расположены два гидротехнических сооружения (далее - ГТС):

оградительный вал, ГТС №, инвентарный номер <данные изъяты>;

сбросной канал ГТС инвентарный номер <данные изъяты>.

        Вышеназванные ГТС находятся в собственности администрации <адрес> района, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности 34-АА и , выданными Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастрам картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Статья 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» раскрывает основные понятия безопасности гидротехнических сооружений:

гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;

декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности ГТС; непрерывность эксплуатации ГТС; осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

    В соответствии со ст. 9 вышеназванного закона, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, в том числе, обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе, возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 10 данного закона, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического, сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки установлен Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303.

В соответствии с названным Положением, декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их эксплуатации (п. 2 Положения).

Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации (п. 3 Положения).

Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений вставляется их собственником или эксплуатирующей организацией (п. 4 Положения и ст. 10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений») и представляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (п. 5 Положения).

Утвержденная декларация безопасности хранится у декларанта. Ее копии представляются декларантом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся гидротехнические сооружения, и в соответствующий территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 24 Положения).

Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, является основанием для внесения гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом разрешений на эксплуатацию, ввод и вывод из эксплуатации, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений. Указанные разрешения выдаются органом надзора на срок действия деклараций безопасности (п. 25 Положения).

При этом, составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений при их вводе в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора (п. 7 Положения).

По результатам преддекларационного обследования составляется акт, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 15.12.2009 № 411, в котором указывается итоговая оценка уровня безопасности и уровня технического состояния ГТС (комплекса ГТС); вывод о готовности объекта к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций на ГТС; соответствие структуры и штатов подразделений, занимающихся эксплуатацией и обслуживанием ГТС, проекту, соответствие квалификации персонала действующим нормам и правилам; оценка оснащенности ГТС контрольно-измерительной аппаратурой и организации контроля безопасности ГТС; перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности ГТС и сроки их выполнения; подлежит декларированию безопасности или нет.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п.3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 № 876, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями. Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержден Приказом МЧС РФ № 243, Минэнерго РФ № 150, МПР РФ № 270, Минтранса РФ № 68, Госгортехнадзора РФ № 89 от 18 мая 2002.

Однако, как установлено в ходе проверки, администрацией <адрес> <адрес>, являющейся собственником данных ГТС, не в полной мере осуществляется деятельность по обеспечению безопасности ГТС, а именно: отсутствует согласованный в установленном порядке «Расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии на ГТС»; не проведено преддекларационное обследование ГТС.

Прокуратурой в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> внесено представление № <данные изъяты>, однако действенных мер собственником ГТС не предпринято, нарушения не устранены, в связи с чем, сохраняется опасность возникновения чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения, особенно в период прохождения весеннего паводка.

Вышеизложенные факты подтверждаются справками проверок от <данные изъяты>, фототаблицей, заключением о состоянии безопасности ГТС от <данные изъяты> года ООО «Региональный научно-производственный гидротехнический центр», свидетельствами о государственной регистрации права, техническими паспортами на ГТС, письмом администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 384.

Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. На основании изложенного, своим бездействием администрация <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения граждан, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст.5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 4 Федерального закона безопасности гидротехнических сооружений», к полномочиям Российской Федерации относится обеспечение проведения федеральной политики в области - экологического развития Российской Федерации; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и реализация государственной политики в области безопасности гидротехнических сооружений; а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются (согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды») в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Просит суд возложить на администрацию <адрес> обязанность принять меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: оградительный вал, ГТС №, инвентарный номер <данные изъяты>; оградительный вал, ГТС №, инвентарный номер 18<данные изъяты>, а именно:

-провести преддекларационное обследование ГТС;

-разработать и направить на согласование в Комитет охраны окружающей среды и природопользования <адрес> «Расчёт размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС».

В судебном заседании представитель Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Чайковская С.А. заявленные исковые требования уточнила в части, и просит суд возложить на администрацию <адрес> <адрес> обязанность принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения сбросной канал, ГТС №<данные изъяты>, инвентарный номер 18:<данные изъяты>, поскольку при составлении искового заявления в просительной части была допущена описка и неверно указано оградительный вал, ГТС №<данные изъяты>. Доводы изложенные в исковом заявление с учётом уточнений     поддержала в полном объёме, просит их удовлетворить.

Законный представитель ответчика – администрации <данные изъяты> области ФИО3 исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора признал полностью, не возражает против их удовлетворения. Суду пояснил, что действительно декларация на данные ГТС отсутствует. Он сам является инициатором по укреплению оградительного вала ГТС №<данные изъяты>, поскольку в период сброса воды он частично разрушен и требуется его восстановление. Он примет меры по преддекларационному обследованию данных гидротехнических сооружений.

Представитель третьего лица - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени слушания дела извещёны надлежащим образом.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, учитывая признание иска законным представителем ответчика, которое судом принимается, поскольку не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд приходит к следующему.        

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и Получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

То есть согласно действующему законодательству в области защиты окружающей среды, обязанность по представлению на утверждение в надзорный орган декларации безопасности в отношении гидротехнического сооружения может быть возложена как на собственника гидротехнического сооружения, так и на эксплуатирующую организацию.

        Судом при рассмотрении дела установлено, что собственником гидротехнических сооружений: оградительный вал, ГТС № <данные изъяты>, инвентарный номер <данные изъяты>; сбросной канал, ГТС №<данные изъяты>, инвентарный номер 18<данные изъяты>, является <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности <данные изъяты>, выданными Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-21).

Как усматривается из материалов дела, проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в деятельности администрации <адрес> выявлены нарушения действующего природоохранного законодательства, которые выразились в отсутствии согласованного в установленном порядке «Расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии на ГТС» и не проведении преддекларационного обследования ГТС.

На основании изложенного суд считает, что иск Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора следует удовлетворить, обязать администрацию <адрес> как собственника гидротехнических сооружений и провести преддекларационное обследование ГТС, разработать и направить на согласование в Комитет охраны окружающей среды и природопользования <адрес> «Расчёт размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС».

Руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ №<░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>; ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ №<░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-763/2013 ~ М-652/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Бахтияровского сельского поселения
Суд
Ленинский районный суд Волгоградской области
Судья
Беликов Н.М.
Дело на сайте суда
lenin--vol.sudrf.ru
06.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2013Передача материалов судье
11.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2013Подготовка дела (собеседование)
27.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2013Судебное заседание
11.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее