УИД 03RS0007-01-2019-001496-63
№12-227/2019
РЕШЕНИЕ
26 апреля 2019 года г. Уфа
Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Оленичева Е.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя генерального директора АО БПО «Прогресс» Тимирова М.А. - Саблиной С.А. на постановление Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан № 2/12-426-19-И/1 от 23.01.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении генерального директора АО «Башкирское производственное объединение «Прогресс» Тимирова М.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан № 2/12-426-19-И/1 от 23.01.2019г. должностное лицо – генеральный директор АО БПО «Прогресс» Тимиров М.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, представитель генерального директора АО БПО «Прогресс» Тимирова М.А. - Саблина С.А подала жалобу, в которой просила постановление отменить, прекратить производство по делу.
Темиров М.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом.
Представитель генерального директора АО БПО «Прогресс» Тимирова М.А. – Мурсалимова А.Р., действующая по доверенности от 09.08.2018 года в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в жалобе.
Государственный инспектор труда Хайретдинова Р.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что постановление вынесено на законных основаниях.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив и оценив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях административного судопроизводства равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором труда Хайретдиновой Р.А. составлен протокол № 2/12-5426-18/и от 26.12.2018г. об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора АО БПО «Прогресс» Тимирова М.А., в соответствии с которым им не соблюден порядок привлечения к дисциплинарному взысканию работника Садартинова Г.Г., то есть, нарушено трудовое законодательство, совершено тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ.
В соответствии со ст.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В силу части 4 названной статьи Кодекса, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Пунктом 4.1 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме того, в силу п. п. 2,4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Указанные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Изложенные требования действующего федерального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Темирова М.А. государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Хайретдинойо Р.А. соблюдены не были.
Как следует из протокола об административном правонарушении, он составлен в отсутствие представителя привлекаемого лица. Доказательств того, что копия протокола была направлена по месту жительства привлекаемого лица, материалы дела не содержат.
Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Изложенным доказательствам и доводам государственным инспектором труда соответствующая правовая оценка не дана.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу приведенных выше норм, государственному инспектору труда надлежало учесть обстоятельство не направления копии протокола привлекаемому лицу, так как это является обстоятельством, имеющим значение для разрешения дела.
Однако таких мер государственным инспектором труда не принято, в постановлении № 2/12-426-19-И/1 от 23.01.2019г. оценки соблюдения процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении государственным инспектором труда в РБ требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6- 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление Государственного инспектора труда в Республике Башкортостан № 2/12-426-19-И/1 от 23.01.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора АО БПО «Прогресс» Тимирова М.А. - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня получения копии решения суда.
Судья Е.А. Оленичева