Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-12085/2020 от 14.05.2020

Судья: Бессуднова Л.Н.

(УИД 50RS0<данные изъяты>-96)                   Дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>                                 27 мая 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Хапаевой С.Б.,

судей Колесниковой Т.Н., Шипиловой Т.А.,

с участием помощника судьи Быстрова А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казьмина В. В. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании право пользования квартирой на основании и условиях социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Коломенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи Колесниковой Т.Н.,

объяснения представителя истца Пемурова К.К.,

УСТАНОВИЛА:

Казьмин В.В. обратился в суд к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании права пользования квартирой <данные изъяты> с кадастровым номером 50:35:0000000:11042, расположенной в <данные изъяты>, на основании и условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации на указанную квартиру.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в 1984 году ему Октябрьской КЭЧ Министерства обороны был выдан ордер <данные изъяты>, предоставлявший истцу и членам его семьи право на вселение в квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>-3, <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты>. Договор найма жилого помещения в нарушение ст. 106 ЖК РСФСР, действовавшей на дату выдачу ордера, на указанное жилое помещение не заключался, какими-либо документами срок проживания в данном жилом помещении не устанавливался, статус жилья не указывался. В данном жилом помещении истец зарегистрирован и проживает с 1984 года и по настоящее время.

Согласно Распоряжению Правительства РФ <данные изъяты>-р, военный городок Луховицы-3, в котором располагается квартира, исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ. Основание для запрета на приватизацию спорной квартиры, как ранее находившейся в доме закрытого военного городка, отпало. Иных ограничений на приватизацию, установленных ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не имеется.

Согласно имеющимся сведениям квартира не относится к объектам недвижимости, которые нельзя приватизировать, согласно ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ». Из справок и выписки из ЕГРН на объект недвижимости усматривается, что квартира не является служебной; каких-либо документов и решений о том, что квартира была включена в специализированный жилищный фонд организации истцу ответчиком предоставлено не было. Статус «служебного» жилого помещения должен быть присвоен в установленном законом порядке.

В соответствии с письмом Исполнительного комитета командирам войсковых частей 22285 и 73802, все ранее принятые решения о переводе квартир в служебный жилой фонд были отменены.

Истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма и передачи указанной квартиры ей в собственность в порядке приватизации. В ЕГРН отсутствует запись о регистрации права собственности на указанную квартиру, а ордер выдавался Министерством обороны и правомочия собственника осуществляло Министерство обороны.

Согласно п. 71 п. 7 раздела II Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, данное Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами. В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру отсутствуют.

Истец обратился к ответчикам с требованием о приватизации квартиры, в приватизации квартиры истцу отказано. Между истцом и ответчиком фактически сложились правоотношения, регулируемые нормами о социальном найме жилого помещения. Каких-либо документов и решений о том, что квартира включена в специализированный жилищный фонд, не предоставлено. Полагает, что статус «служебного» жилого помещения мог быть присвоен спорной квартире в установленном законом порядке. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

Истец просил суд иск удовлетворить.

Истец Казьмин В.В., надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, письменным заявлением ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося истца в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца по нотариально удостоверенной доверенности Пемуров К.К. в судебном заседании иск доверителя поддержал; дополнительно пояснил, что лицевой счет по спорной квартире открыт на истца как на нанимателя жилого помещения; выписка из лицевого счета не содержит отметок о том, что квартира является служебным жилым помещением. Требования о выселении ответчиками к истцу не предъявлялось. Заявление ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны РФ о применении судом последствия пропуска срока на обращения истца в суд с настоящим иском, полагает необоснованным. Полагает, что на данное спорное правоотношение срок исковой давности не распространяется, поскольку, правоотношение является длящимся. Просит суд отказать в удовлетворении заявления о пропуске срока исковой давности и заявленный истцом иск удовлетворить.

Ответчик Министерство обороны Российской Федерации о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд явки представителя не обеспечено; в представленных в суд письменных возражениях на иск просит суд в иске истцу отказать, мотивируя тем, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей осуществляется на основании Инструкции, утвержденной приказом М. обороны Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>. Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, решение вопросов о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений по договору социального найма входит в компетенцию уполномоченного в Министерстве обороны органа - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Решение о предоставлении спорного жилого помещения Казьмину В.В. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Проживание истца и членов его семьи в этом жилом помещении не свидетельствует о фактическом заключении с ними договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа. Правом на заключение договора социального найма на спорную квартиру с Министерством обороны, что послужило бы основанием для ее приватизации, истец не обладает. Решения о заключении договора социального найма на жилое помещение, указанное в ордере Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации не принималось.

Ответчик ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд явки представителя не обеспечено; в представленных в суд письменных возражениях на иск указывает о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим иском, ссылаясь на положения ст. 48 ЖК РСФСР, в удовлетворении исковых требований просит отказать по основаниям, изложенных в указанных письменных возражениях.

Ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителей либо об отложении судебного заседания от ответчиков не поступило.

С учетом установленных обстоятельств, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Казьмина Н.Ф. и Смирнова И.В., привлеченные истцом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились. В представленных в суд письменных заявлениях ходатайствуют о рассмотрении дела в своё отсутствие.

С учетом установленных обстоятельств суд рассмотрел дело в отсутствие указанных третьих лиц в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Решением Коломенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Казьмина В.В. удовлетворен.

Не согласившись с указанным решением суда, Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства подали апелляционные жалобы, в которых просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Пемуров К.К. с решением суда согласился, просил оставить его без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции остальные стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от <данные изъяты>, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.

Судом первой инстанции установлено, что <данные изъяты> КЭЧ Октябрьская Министерства обороны С. истцу по делу Казьмину В.В. был выдан служебный ордер на право занятие жилого помещения - <данные изъяты>-3, (войсковая часть 73802) <данные изъяты>, на семью, состоящую из 4-х человек в составе: истца Казьмина В.В., жены Казьминой Н.Ф., 1951 года рождения, сына – Казьмина Р.В., 1980 года рождения, дочери – Казьминой И.В., 1982 года рождения.

Распоряжением Правительства РФ от <данные изъяты> N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 752-р», военный городок Луховицы-3 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.

Территория <данные изъяты>-3 входит в юрисдикцию Коломенского городского округа <данные изъяты>.

Согласно справке ООО «Главное управление жилищным фондом» обособленного подразделения «Западное» ЖЭУ «Рязанское» РЭУ <данные изъяты>, в настоящее время нанимателем указанной квартиры является истец Казьмин В.В., зарегистрированный в квартире с 29.03. 1984 года по настоящее время, также в квартире зарегистрированы и проживают супруга истца – Казьмина Н.Ф. и дочь – Смирнова И.В. (л.д.28,29).

Решением Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов <данные изъяты>, на основании Постановления Совета М. С. от <данные изъяты> <данные изъяты> «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» все принятые ранее решения о переводе жилых помещений войсковой части 22285 и войсковой части 73802 из общего в служебный жилой фонд были отменены.

Право собственности на вышеуказанную квартиру не зарегистрировано; однако, данная квартира является собственностью Российской Федерации, чье право до настоящего времени не зарегистрировано; каких-либо доказательств об ограничении в отношении квартиры не установлено и не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно представленным Администрацией Коломенского городского округа <данные изъяты> сведениям, спорная квартира в реестре муниципального имущества отсутствует и в собственность муниципального образования «Коломенский городской округ» не передавалась.

Третьи лица по делу Казьмина Н.Ф. и Смирнова И.В. принимать участие в приватизации спорной квартиры не намерены, о чем указано в представленных в суд заявлениях.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствует решение органа местного самоуправления о включении спорной квартиры в число служебных, на момент ее предоставления истцу, в установленном законом порядке.

Доказательств, свидетельствующих о том, что спорная квартира, относится к кругу объектов, которые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат приватизации, ответчиками суду не представлено. В письменных возражениях, направленных в суд, Министерство обороны Российской Федерации указывает, что истцу было предоставлено служебное жилое помещение, однако доказательств, в подтверждение данных обстоятельств в суд представлено не было, о чем при поступлении почтового отправления был составлен акт об отсутствии документов, указанных в приложении к данным письменным возражениям.

Поскольку установлено, что спорная квартира при предоставлении её истцу не являлась служебной, договор служебного найма не заключался, и вопрос о присвоении ей статуса служебного жилья не был решен в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о том, что между сторонами возникли правоотношения по пользованию спорным жилым помещением на постоянной основе, фактически на условиях социального найма.

С указанными выводами не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.

Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 92 ЖК РФ, пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата <данные изъяты> включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с абзацем 4 подпункта «а» пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Федерального закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Таким образом, в силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего в период вселения семьи Казьмина В.В. в спорную квартиру, порядок выдачи ордеров на жилые помещения в военных городках, в том числе закрытых, был отличен от общего порядка, поскольку ордер выдавался квартирно - эксплуатационной службой соответствующего военного ведомства, а не местным органом исполнительной власти.

Из материалов дела усматривается, что выданный Казьмину В.В. ордер на занятие квартиры свидетельствует о том, что жилищные отношения у истца. возникли в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ. Ордер, выданный Казьмину В.В., содержит отметку «служебный».

Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011г. <данные изъяты>-р военный городок Луховицы-3 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Недвижимое имущество, в том числе <данные изъяты>, передана федеральному государственному казанному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления на основании передаточного акта от <данные изъяты>.

В силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия исходит из того, что решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Казьмину В.В. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.

Указанная квартира предоставлена Казьмину В.В. во временное пользование на период службы с соблюдением требований Федерального закона «О статусе военнослужащих» от <данные изъяты> №76-ФЗ, на дату выдачи ордера Казьмин В.В. в установленном порядке не был признан нуждающимся в жилье, в списке очередников не состоял, спорная квартира выделена истцу и членам его семьи на основании служебного ордера, на период прохождения военной службы, до настоящего времени спорная квартира является служебной, доказательств изменения статуса спорного жилого помещения, заключения с истцами договора социального найма спорного жилого помещения, в материалы дела не представлено.

Установив, что спорная квартира имеет статус служебной, к жилищному фонду социального использования не относится, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований. Длительность проживания истца в спорной квартире на статус жилплощади не влияет и возникших правоотношений по найму служебного жилого помещения не изменяет.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Спорная квартира в установленном порядке уполномоченным органом из числа служебных не исключена.

После издания Распоряжения Правительства РФ от 11.102011 г. об открытии военного городка Луховицы-3, спорная квартира в муниципальную собственность не передавалась и, таким образом, статус служебной не утратила.

По общему правилу, предусмотренному ст. 4 Закона РФ N 1641-1 от <данные изъяты> «О приватизации жилищного фонда в РФ», служебное жилое помещение приватизации не подлежит.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а исковые требования Казьмина В.В. оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Коломенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.

Постановить по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Казьмина В. В. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании право пользования квартирой на основании и условиях социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать.

Председательствующий судья

Судьи

33-12085/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Казьмин В.В.
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ Центральное территориальное управление имущественных отношений Миснистерства обороны России
Другие
Смирнова и.В.
Казьмина Н.Ф.
Пемуров К.К.
Суд
Московский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--mo.sudrf.ru
27.05.2020[Гр.] Судебное заседание
16.06.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2020[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее