РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2019 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Серовой М.В.,
с участием:
пом.прокурора
Октябрьского района г. Красноярска Шваенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А2 к МБУК «Дом культуры поселка кедровый Красноярского края» о Признании приказа незаконным, восстановлении на работе, признании записи в трудовой книжке недействительной, взыскании компенсации морального вреда, -
У С Т А Н О В И Л:
А2 обратилась в суд с иском к МБУК «Дом культуры поселка Кедровый Красноярского края» о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что она являлась руководителем кружка, 16 января 2019 года в 7 часов она организовала выезд учеников в г. Красноярск на выставку картин «Ангелы мира», о чем предупредила художественного руководителя, директора Дома культуры и получила согласие. 1 февраля 2019 года директор сообщила ей о том, что она уволена и выдала ей трудовую книжку, предоставила для ознакомления и подписи протокол от 21 января 2019 года У и приказ от 1 февраля 2019 года У. Из протокола и приказа она узнала, что была проведена служебная проверка по факту ее отсутствия на работе 16 января 2019 года, в ходе которой она отказалась предоставить объяснения своего отсутствия и была уволена в связи с отсутствием на рабочем месте без уважительных причин. С увольнением она не согласна, считает его незаконным, поскольку объяснений от нее работодатель не потребовал, отсутствовала на рабочем она по уважительной причине, о чем уведомила руководителя, в связи с чем просит признать приказ об увольнении незаконным возложить обязанность на ответчика отменить приказ об увольнении, признать запись в ее трудовой книжке об увольнении недействительной, восстановить ее на работе с 2 января 2019 года в прежней должности, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования уточнила и просила восстановить ее на работе в должности руководителя кружка со 2 февраля 2019 года, в остальной части иск поддержала.
Представители ответчика А6 и А7, действующие на основании Устава и доверенности от 17.апреля 2019 года, исковые требования не признали.
Пом.прокурора Октябрьского района г. Красноярска полагала требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Как предусмотрено ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:...условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя)...
В соответствии с ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч.1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Так, в соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ч. 1 ст. 316, ч.1 ст. 317 ТК РФ размер районного коэффициента, процентная надбавка и порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 12 сентября 2016 года между сторонами был заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец была принята ответчиком на работу руководителем кружка на 0, 5 ставки с 12 сентября 2016 года и ей был установлен оклад 3663 рубля, РК-30 %, СН-30.
В силу ч.1 ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
Положениями п. 4 ч.1 ст. 77 ТК РФ предусмотрено, что основаниями прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса).
Согласно п.6 ч.1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, в том числе прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).
По правилам ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона. В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
В судебном заседании установлено, что приказом ответчика от 1 февраля 2019 года У А2 была уволена «с 1 февраля 2019 года на основании п/п а ч. 6 ст. 81 ТК РФ, основание увольнения: в связи с прогулом».
С приказом истец ознакомлена, что она не оспаривала в судебном заседании, однако, от подписи отказалась, о чем работодателем 1 февраля 2019 года составлен акт.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23 Постанолвления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса российской Федерации» (далее «Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2») при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В соответствии с п. 38, 53 вышеприведенного Постановления Пленума ВС РФ при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 6 части первой статьи 81 Кодекса, работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил одно из грубых нарушений трудовых обязанностей, указанных в этом пункте. При этом следует иметь в виду, что перечень грубых нарушений трудовых обязанностей, дающий основание для расторжения трудового договора с работником по пункту 6 части первой статьи 81 Кодекса, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит; увольнение работника за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей является мерой дисциплинарного взыскания (часть третья статьи 192 ТК РФ). Поэтому увольнение по указанным основаниям допускается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работника (часть третья статьи 193 ТК РФ); дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения.
Как следует из трудового договора, Должностной инструкции руководителя кружка, утв. 12 сентября 2016 года, истцу была установлена пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу с 16 часов до 20 часов и предусмотрены обязанности, в том числе проводить учебные занятия, принимать участие в работе методического кабинета по организации и проведению массовых мероприятий, составлять планы и программы занятий, обеспечивать их выполнение, выполнять правила внутреннего распорядка.
В соответствии с п. 6.4, п. 6.5 Правил внутреннего трудового распорядка, 29 сентября 2017 года, в рабочее время руководителей клубных формирований засчитывается время, затраченное на подготовку и участие коллектива клубного формирования в культурно-массовых мероприятиях, организуемых базовым учреждением; учет рабочего времени ведет работодатель и отражает в табеле учета рабочего времени.
Согласно расписанию работы клубных формирований МБУК «ДК п. Кедровый» с 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года, истец являлась руководителем кружка «Художественная студия «Гармония», который включал в себя пять групп, занятия с которыми проходили в понедельник, среду и пятницу с 15 часов 55 минут по 19 часов 30 минут.
Как следует из табеля учета рабочего времени за январь 2019 года, истец отсутствовала на рабочем месте 16 января 2019 года.
Приказом работодателя от 17 января 2019 года был сформирован состав комиссии по проведению служебной проверки в отношении истца по факту отсутствия на рабочем месте 16 января 2019 года.
В ходе проведения служебной проверки, согласно Протоколу заседания комиссии о проведении служебной проверки У от 21 января 2019 года, А2 не предоставила объяснительную записку и комиссией установлено, что она отказалась пояснить, где находилась 16 января 2019 года без уважительной причины, в связи с чем комиссия пришла к выводу о том, что А2 отсутствовала на рабочем месте без уважительной причины.
В судебном заседании истец не отрицала факт отсутствия на рабочем месте 16 января 2019 года, указывая, что проводила с учениками выездное мероприятие, однако, в нарушение ст. 56 ГПК РФ А2 не предоставлено каких-либо доказательств, подтверждающих ее доводы.
В тоже время, стороной ответчика в материалы настоящего гражданского дела предоставлены акты от 18 января 2019 года, 25 января 2019 года, 30 января 2019 года, из которых следует, что истец отсутствовала на рабочем месте без уважительных причин 18 января 2019 года, 25 января 2019 года, 30 января 2019 года.
Между тем из содержания приказа об увольнении от 1 февраля 2019 года не представляется возможным достоверно установить за какой дисциплинарный проступок - прогул была уволена истец, был ли совершен прогул А2, в какие дни, при каких обстоятельствах и не было ли обусловлено отсутствие работника на работе по уважительной причине, поскольку в указанном приказе не указана дата совершения прогула.
Доводы ответчика о том, что истец была уволена за прогул 16 января 2019 года, суд не принимает во внимание, поскольку объективных и допустимых доказательств в ходе судебного разбирательства не представлено, при этом учитывает, что в судебном заседании представители ответчика указывали на неоднократные прогулы со стороны истца, в том числе и до января 2019 года.
Принимая во внимание все вышеприведенные обстоятельства, суд находит, что требование истца о признании увольнения незаконным является обоснованным.
В силу ч.1, ч. 6 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что увольнение истца признано судом незаконным, требование А2 о восстановлении ее со 2 февраля 2019 года на работе в должности руководителя кружка и признании недействительной записи в ее трудовой книжке об увольнении 1 февраля 2019 года по п/п а ч. 6 ст. 81 ТК РФ – прогул так же подлежат удовлетворению.
В силу ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает в случае незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
В соответствии с ч.2 и ч. 8 ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
По правилам ч. 2 и ч. 3 ст. 139 ТК РФ и п.2 Положения «Об особенностях порядка исчисления заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 (далее «Положение о среднем заработке») для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате). При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
В соответствии с п. 6 Положения о среднем заработке в случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.
Согласно расчетным листкам истца за период с февраля 2018 года по январь 2019 года, сумма заработной платы за 12 месяцев составила:
февраль 2018 года - 10290, 2 рубля,
март 2018 года – 9670, 2 рубля,
апрель 2018 года – 7035, 2 рубля,
май 2018 года – 8000, 2 рубля;
июнь 2018 года – 220, 02 рубля;
июль 2018 года - нет,
август 2018 года – 537, 62 рубля;
сентябрь 2018 года – 8960, 2 рубля;
октябрь 2018 года – 16034, 2 рубля;
ноябрь 2018 года – 9400, 2 рубля;
декабрь 2018 года – 17645, 44 рубля;
январь 2019 года – 8501, 37 рубля,
всего 76334, 45 рубля при отработанном 201 дне.
Соответственно, размер среднего заработка за время вынужденного прогула в период со 2 февраля 2019 года по 18 июня 2019 года, т.е. за 90 рабочих дней, подлежащий взысканию с ответчика, составляет:
76334, 45 рубля/201 отраб.день = 379, 77 рубля х 90 рабочих дней = 34179, 3 рубля.
В силу с ч.1 ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Исходя из того, что в судебном заседании факт нарушения ответчиком прав работника в результате незаконного увольнения и отказа в выплате пособия по беременности и родам нашел свое подтверждение, суд находит требования истца о взыскании компенсации морального вреда законными и обоснованными, однако сумму в размере 50000 рублей считает завышенной и, с учетом всех обстоятельств дела, полагает необходимым и достаточным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 333.36 НК РФ истец была освобождена от уплаты гос.пошлины, поэтому с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета сумма гос.пошлины в размере 1525, 38 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Признать увольнение А2 незаконным.
Восстановить А8 в должности руководителя кружка Муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры п. Кедровый Красноярского края» со 00.00.0000 года на 0, 5 ставки.
Признать недействительной запись в трудовой книжке А2 об увольнении с 1 февраля 2019 года по п/п а ч. 6 ст. 81 ТК РФ.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры п. Кедровый Красноярского края» в пользу А2 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 34179, 3 рубля, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, всего 39179, 3 рубля.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры п. Кедровый Красноярского края» гос.пошлину в доход местного бюджета в сумме 1525, 38 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья