Решение по делу № 2-5307/2016 от 22.09.2016

№ 2-5307/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2016 года г. Оренбург

Центральный районный суд города Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Андроновой А.Р.,

при секретаре Бондаревой Е.С.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Оренбургского района Борисовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оренбургского района Оренбургской области, действующего в интересах Антонова Л.В., к министерству здравоохранения Оренбургской области о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Антоновой Л.В. с иском к министерству здравоохранения Оренбургской области о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг, указав, что Антонова Л.В. является работником здравоохранения, работает в ГАУЗ «Оренбургская РБ» с ДД.ММ.ГГГГ, проживает в сельской местности. До ДД.ММ.ГГГГ истец пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ ). Выплаченная компенсация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ полномочия по решению вопросов социальной поддержки медицинских работников были переданы тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Полагает, что расходы, понесенные Антоновой Л.В., учитывая полученную компенсацию, должны быть взысканы с ответчика. Просит суд взыскать с министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Антонова Л.В. в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) <данные изъяты>.

Истец Антонова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца- старший помощник прокурора Борисова М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила полностью удовлетворить.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, возражений относительно заявленных требований не представил.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Оренбургская РБ» Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте был извещен надлежащим образом.

Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, выслушав прокурора, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Статья 63 Основ дополнена частями 4, 5, и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.

В соответствии с ч.2 ст.72 ФЗ от 21.11.2011г. №23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Установленная Законом Оренбургской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» №1772/301/-11-03 от 12.01.2005г. (с изменениями, внесенными Законом Оренбургской области от 10.01.2007г. №913/196-1У-03) мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) в размере 120 рублей, а с 01.01.2007г. - 155 рублей является дополнительнойпо отношению к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.

Кроме того, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что выплатой денежной компенсации в размере 155 рублей нарушаются права истца, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванного определения Конституционного суда выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот.

В соответствии со ст.35 ФЗ №122 от 22.08.2004г. решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В соответствии с Указом губернатора Оренбургской области от 09.09.2010г. № 184-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности Министерства здравоохранения Оренбургской области» Министерство здравоохранения Оренбургской области является органом, исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия РФ в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Деятельность Министерства финансируется за счет средств областного и федерального бюджетов, поступающих в областной бюджет в виде субвенций для осуществления отдельных полномочий РФ в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (п.6). Министерство осуществляет полномочия главного администратора - доходов по средствам, поступающим на счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые Министерству и подведомственным ему государственным учреждениям, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, оказание услуг в сфере охраны здоровья граждан и реализацию возложенных на Министерство функций (п.12).

Учредителем ГБУЗ «Оренбургская РБ» Оренбургской области является Оренбургская область, а функции и полномочия учредителя возложены на министерство здравоохранения Оренбургской области.

Следовательно, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников ГБУЗ «Оренбургская РБ» Оренбургской области, в том числе и Антоновой Л.В., находится в ведении министерства здравоохранения Оренбургской области, которое является надлежащим ответчиком по настоящему иску в части заявленных требований о взыскании компенсации расходов по оплате жилья с отоплением и освещением медицинскому работнику, в связи с проживанием в сельской местности и осуществлением трудовой деятельности в сельской местности.

Согласно справке администрации <данные изъяты> Оренбургского района, а также копии паспорта, Антонова Л.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> фактически проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с членами семьи: мужем Антоновым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочерью ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из представленной трудовой книжки следует, что Антонова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> на <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с переводом в ЦРБ, ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке служебного перевода в ЦРБ на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты> в <данные изъяты>, продолжает работать по настоящее время.

Таким образом, поскольку Антонова Л.В. является медицинским работником, проживающим в сельской местности и по состоянию на 01.01.2005г. на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1 имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, данное право сохранено за ней и в настоящее время.

Согласно справке, выданной ГБУЗ «Оренбургская РБ» Антонова Л.В. является <данные изъяты>. Получает ежемесячную компенсацию льгот на коммунальные услуги в размере <данные изъяты>. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в бухгалтерии ГАУЗ «Оренбургская РБ» она получила <данные изъяты>.

Из информации, предоставленной администрацией <данные изъяты> начало отопительного сезона в 2014/2015 гг.- ДД.ММ.ГГГГ, окончание- ДД.ММ.ГГГГ; начало отопительного сезона в 2015/2016гг.- ДД.ММ.ГГГГ, окончание- ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным сведениям ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» за период с ДД.ММ.ГГГГ начислено за потребленный газ (отопление) за исключением периодов, не включенный в отопительный сезон – <данные изъяты>.

За электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено <данные изъяты>.

Поскольку Антонова Л.В. является медицинским работником и относится к категории лиц, которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предоставлялось право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, разница между стоимостью потребленных Антоновой Л.В. коммунальных услуг в виде отопления и освещения и выплаченной ей и членам ее семьи компенсацией нарушает права последней, не компенсирует в полном объеме затраты, связанных с оплатой коммунальных услуг в виде отопления и освещения, что противоречит позиции Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств с министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Антоновой Л.В. подлежит взысканию в счет компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии (освещения) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты> -начислено за отопление + <данные изъяты> -начислено за освещение – <данные изъяты> -сумма выплаченной компенсации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области, действующего в интересах Антонова Л.В., к министерству здравоохранения Оренбургской области о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг удовлетворить.

Взыскать с министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Антонова Л.В. <данные изъяты> в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 24 октября 2016 года.

Судья А.Р. Андронова

2-5307/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Антонова Л.В.
прокурор Оренбургский район Оренбургской области
Ответчики
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Другие
ГАУЗ "Оренбургская РБ"
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Дело на сайте суда
centralny.orb.sudrf.ru
22.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2016Передача материалов судье
22.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2016Подготовка дела (собеседование)
19.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2016Судебное заседание
24.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее