...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Дело №2-4774/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2013 года
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Новиковой О.Б.,
при секретаре Поповой Е.Н.
с участием представителя истца по первоначальному иску Администрации Центрального района Волгограда по доверенности Гончаровой Е.С.,
представителя третьего лица с самостоятельными требованиями Министерства культуры Волгоградской области по доверенности Зайцевой И.Е.,
представителя ответчика по первоначальному иску по доверенности Осипкин М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Центрального района Волгограда к Трухменевой С. В. о приведении самовольно перепланированного и переустроенного жилого помещения в первоначальное состояние, а также по исковому заявлению Министерства культуры Волгоградской области к Трухменевой С. В. о понуждении к оформлению охранных обязательств на жилое помещение, приведению квартиры в первоначальное состояние, а также встречное исковое заявление Трухменевой С. В. к Администрации Центрального района Волгограда о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Центрального района г. Волгограда обратилась в суд с иском к Трухменевой С. В. о приведении самовольно перепланированного и переустроенного жилого помещения в первоначальное состояние, указав, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №... собственником помещений, расположенных по адресу: ... является Трухменева С. В.. ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра рабочей группой в составе представителей Министерства культуры ... жилых помещений (..., 58) по ... установлен факт проведения переустройства и перепланировки, реконструкции квартир без разрешительных документов, т.е. самовольной перепланировки, переустройства и реконструкции жилых помещений. Трухменевой С.В. в помещениях квартир произведены работы по монтажу металлической лестницы на главном фасаде со стороны ..., увеличению размеров оконных проемов до дверных, установлены рольставни. Данные работы требуют внесения изменений в технический паспорт квартиры и являются перепланировкой. При обследовании использовались технические паспорта, изготовленные Центральным бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (...), ДД.ММ.ГГГГ (...).
Ответственным за пользование, техническое содержание, ремонт жилого помещения и выполнение вышеуказанных работ является собственник жилых помещений, а именно, собственник квартир №... и №... жилого ... в .... В соответствии со списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утв. Постановлением Волгоградской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» дом, расположенный по адресу: ..., входит в состав «Комплекс застройки ...» (архитектор Симбирцев) (п. 404.124), является памятником архитектуры и градостроительства и поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения. Таким образом, все работы по сохранению объекта культурного наследия должны согласовываться с Министерством культуры Волгоградской области, однако в нарушение действующего законодательства (ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") собственником спорных жилых помещений перепланировка и переустройство были произведены самовольно.
Собственнику спорной квартиры Трухменевой С.В. администрацией Центрального района Волгограда было направлено письмо (исх. №... от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости в месячный срок привести жилое помещение в первоначальное состояние или сохранить жилое помещение в перепланированном и переустроенном состоянии в судебном порядке, а также проинформировать администрацию Центрального района Волгограда о завершении работ.
Однако ответчик до настоящего времени не уведомил администрацию Центрального района Волгограда об устранении выявленных нарушений, из чего можно сделать вывод, что Трухменева С.В. в нарушение требований ЖК РФ до настоящего времени не привела самовольно перепланированное и переустроенное жилое помещение в первоначальное состояние.
В связи с этим истец просит суд обязать Трухменеву С. В. за свой счет привести жилые помещения, расположенные по адресу: ... состояние, предшествующее произведенным перепланировке и переустройству, в соответствие с техническими паспортами на указанные квартиры, составленными Центральным бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (...), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (...).
В ходе рассмотрении гражданского дела ответчиком Трухменевой С.В. подано встречное исковое заявление к администрации Центрального района г. Волгограда о сохранении квартиры в перепланированном, переустроенном виде. Ответчик указал, что она является собственником двух смежных квартир №... и №... по ... в .... В целях улучшения жилищных условий, произвела перепланировку и переустройство в принадлежащих ей на праве собственности жилых помещениях, а именно:
- в ... демонтированы все перегородки, заложен дверной проем в подъезд;
- разобрано подоконное пространство и установлена дверь;
- между квартирой 57 и 58 частично разобрана гипсолитовая перегородка для объединения помещений в одно жилое помещение;
- в ... разобраны все перегородки, включая перегородку в санузле;
- возведены перегородки с дверными проемами;
- разобрано подоконное пространство и установлена дверь;
- с ... установлена лестница для организации входа в помещение.
На основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 40 ЖК РФ считает, что для собственника смежных помещений законодатель предусмотрел возможность их объединения в одно помещение. При этом несмотря на то, что при объединении смежных помещений создается новый объект недвижимости, закон указывает, что такое объединение осуществляется применительно к порядку переустройства и перепланировки. Согласно заключению о техническом состоянии конструкции жилых помещений № ... ..., выполненного ООО ВЦ «Среда», техническое состояние основных конструкций на момент обследования в сентябре 2012 г. оценивается как исправное, пригодное к эксплуатации по своему функциональному назначению. Техническое обследование подтверждает надежность и безопасность произведенной перепланировки.
В связи с этим ответчик просит суд сохранить помещение ... в ... в перепланированном и перестроенном состоянии, поскольку это не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе предварительного судебного заседания судом принято к производству исковое заявление третьего лица Министерства культуры Волгоградской области к Трухменевой С.В. о принятии мер по сохранению объектов культурного наследия. Третье лицо указало, что в соответствии со списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденным Постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 года N 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» дом, расположенный по адресу ..., входит в «Комплекс застройки ...» (п.407.124 постановления) архитектор Симбирцев, является памятником архитектуры и градостроительства и находится на государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения. В рамках проверки фактов, изложенных в обращении ГБУК «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры», Министерством культуры Волгоградской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка по факту соблюдения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия в отношении собственника квартир №... и №..., расположенных в ... выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №... и №... собственником ... площадью 51.8 кв. м., кадастровый номер №..., и №... площадью 47.3 кв. м., кадастровый номер №... является Трухменева С. В.. В ходе визуального осмотра объекта установлено следующее: на главном фасаде со стороны ... в границах указанных квартир смонтирована металлическая лестница, увеличены размеры оконных проемов, два из которых до дверных (всего оконных проемов со стороны главного фасада в границах квартир №... и №... - четыре) и установлены рольставни. Доступ в помещение собственником не предоставлен. По итогам проверки за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия Трухменева С.В. привлечена к административной ответственности в виде штрафа. Штраф оплачен. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями" (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. Трухменевой С.В. не оформлены охранные обязательства на .... Проведены работы по реконструкции квартир №... и №..., расположенных в объекте культурного наследия по адресу: ... при отсутствии научно-проектной документации, прошедшей историко-культурную экспертизу, согласованного задания и письменного разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения выданных министерством культуры Волгоградской области, а также собственником не оформлено охранное обязательство.
В связи с этим просит суд обязать Трухменеву С. В. в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения, в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом министерства культуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 01-20/174, заключить охранные обязательства с Министерством культуры Волгоградской области на принадлежащие ей на праве собственности ... №... в .... Обязать Трухменеву С. В. в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения демонтировать входную группу, состоящую из двух лестничных маршей, возведенную в границах квартир №... и №..., ... со стороны главного фасада по .... Обязать Трухменеву С. В. в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести за свой счет работы по восстановлению и реставрации фасада объекта культурного наследия ... в границах квартир №... и №... и привести ... в первоначальное состояние, отраженное в выписке из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Центральным межрайонным бюро технической инвентаризации ..., и привести ..., в ... в первоначальное состояние, отраженное в выписке из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Центральным межрайонным бюро технической инвентаризации ..., в соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьей 45 указанного закона, а именно: работы по сохранению памятников истории и культуры осуществляются согласно научно-проектной документации, разработанной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Научно-проектная документация по сохранению памятников истории и культуры должна в обязательном порядке пройти государственную историко-культурную экспертизу и получить согласование в специально уполномоченном региональном государственном органе в сфере охраны объектов культурного наследия. Производственные работы по сохранению памятников истории и культуры могут осуществляться лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по реставрации, а также при наличии разрешения и задания регионального государственного органа в сфере охраны объектов культурного наследия.
Ответчик (истец по встречному истку) Трухменева С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомлен.
Представитель истца по первоначальному иску Администрация Центрального района г. Волгограда Гончарова Е.С., действующая по доверенности, поддержала исковые требования, возражала против удовлетворения встречного иска, не возражала против удовлетворения исковых требований Министерства культуры Волгоградской области. Пояснила, что заключение ООО ВЦ «Среда», на котором основывает свои требования Трухменева С.В., выполнено не лицензированной организацией, заключение не соответствует ГОСТу. В связи с этим выводы, сделанные в заключении, о том, что перепланировка и переустройство жилых помещений не нарушает права и интересы третьих лиц, не обоснованный. В указанных жилых помещениях изменен фасад дома, что является недопустимым без согласования с Министерством культуры, поскольку дом является памятником. Протокол общего собрания о разрешении Трухменевой С.В. производить переустройство общего имущества в администрацию не направлялся. Отказ администрации Центрального района от февраля 2013 г. в согласовании самовольно произведенной реконструкции жилых помещений ответчиком не оспорен. Квартиры используются под магазин без перевода в нежилые помещения.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) Осипкин М.Ю. действующий по доверенности, возражал против исковых требований администрации Центрального района, против исковых требований Министерства культуры Волгоградской области, настаивал на удовлетворении встречных исковых требований. Пояснил, что у администрации Центрального района г. Волгограда отсутствуют полномочия на подачу подобных исковых требований, поскольку жилой дом является памятником культуры и находится в ведении Министерства культуры Волгоградской области. Трухменева С.В. производила переустройство работы без разрешения на строительство. Заключение лицензированной организации о выполненных работах не имеет.
Представитель третьего лица с самостоятельными требованиями Министерство культуры Волгоградской области по доверенности Зайцева И.Е. в судебном заседании не возражала против требований администрации, возражала против удовлетворения встречного иска Трухменевой С.В., поддержала свои исковые требования.
Третьи лица Администрация Волгограда и Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Администрации Центрального района г. Волгограда подлежащими удовлетворению, встречные исковые требований Трухменевой С.В. оставлению без удовлетворения, исковые требования Министерства культуры Волгоградской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч.4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме (т.е. места общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно п.п. «в» п.2 ч.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 06.05.2011), в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции.
В силу п.п.4.2.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения.
Организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением: - загромождения балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими); самостоятельного строительства мелких дворовых построек (гаражей, оград), переоборудования балконов и лоджий (п.п.3.5.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170).
Из материалов дела следует, что собственником помещений, расположенных по адресу: Волгоград, ..., является Трухменева С. В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №... от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права №... от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях улучшения жилищных условий ответчик произвела перепланировку и переустройство, реконструкцию в принадлежащих ей на праве собственности жилых помещениях, а именно:
- в ... демонтированы все перегородки, заложен дверной проем в подъезд;
- разобрано подоконное пространство и установлена дверь;
- между квартирой 57 и 58 частично разобрана гипсолитовая перегородка для объединения помещений в одно жилое помещение;
- в ... разобраны все перегородки, включая перегородку в санузле;
- возведены перегородки с дверными проемами;
- разобрано подоконное пространство и установлена дверь;
- с ... установлена лестница для организации входа в помещение, что подтверждается заключением о техническом состоянии конструкции жилых помещений №..., 58 по ..., выполненным ...».
Согласно заключению о техническом состоянии конструкции жилых помещений №..., 58 по ..., выполненного ООО ВЦ «Среда», техническое состояние основных на момент обследования в сентябре 2012 г. оценивается как исправное, пригодное к эксплуатации по своему функциональному назначению. Указанное заключение выполнено А.П. Гагариным, также подписано А.В. Брык, однако на документы, подтверждающие попуск указанных специалистов в области проведения обследования памятников архитектуры, лицензия организации на проведение указного обследования в материалах дела отсутствует. Представитель Министерства культуры Волгоградской области и представитель ответчика пояснили, что указанная организация не имеет лицензии на экспертизу по памятникам архитектуры.
Суд приходит к выводу о том, что заключение ООО ВЦ «Среда» не может быть положено судом в основу удовлетворения встречного иска, поскольку составлено организацией без специальных полномочий на подобные исследования. Кроме того, вывод в заключении о том, что выполненные работы не нарушают права третьих лиц, противоречит действительным обстоятельствам, поскольку не было получено согласие сособственников общего имущества ....
Администрация Центрального района г. Волгограда отказала Трухменевой С.В. в согласовании выполненной самовольной перепланировки, что подтверждается письмом истца от ДД.ММ.ГГГГ Т-174.
ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра рабочей группой в составе Представителей Министерства культуры Волгоградской области жилых помещений (..., 58) по ... установлен факт проведения переустройства и перепланировки, реконструкции квартиры без разрешительных документов, т.е. самовольной перепланировки, переустройства и реконструкции жилого помещения. Трухменевой С.В. в помещениях квартир произведены работы по монтажу металлической лестницы на главном фасаде со стороны ..., увеличению размеров оконных проемов до дверных, установлены рольставни. Данные работы требуют внесения изменений в технический паспорт квартиры и являются перепланировкой. При обследовании использовались технические паспорта, изготовленные Центральным бюро технической инвентаризации г. Волгограда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (...), ДД.ММ.ГГГГ (...).
В силу ч. 1, п.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, суд считает, что выполнение работ, касающихся реконструкции общего имущества, либо изменения фасада жилого дома, должно было производится по решению общего собрания собственников. Как видно из материалов дела Трухменева С.В. произвела работы по установлению лестницы для организации входа в помещение на главном фасаде дома, увеличены размеры оконных проемов до дверных, установлены рольставни. Все указанные изменения были сделаны на фасаде дома, без разрешения собственников дома, что является нарушением со стороны Трухменевой С.В., при таких обстоятельствах суд полагает ее требования о сохранении помещения ... в ... в перепланированном и перестроенном состоянии оставлению без удовлетворения.
Согласно ст. 33 ФЗ №73 от 25.06.2002 «Об объектах культурных наследий (памятников истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ст. 52 указанного закона физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований:
обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте;
согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 указанного Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия;
обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения;
обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п.2 ст. 35 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ
проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных,
мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или
ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника
или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не
(нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их
повреждения, разрушения или уничтожения. Под сохранением объекта
культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической
сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в
том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника,
реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного
наследия для современного использования, а также научно-исследовательские,
изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методические
руководство, технический и авторский надзор.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
На основании ст. 44 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ допускается приспособление объекта культурного наследия для современного использования, но при этом должна обеспечиваться неизменность его особенностей.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в установленном порядке, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Статьей 12 закона Волгоградской области от 01.07.2009 № 1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области» регламентировано, что проектирование и проведение работ по сохранению памятника истории или ансамбля и (или) их территорий, хозяйственных работ на территории памятника и (или) ансамбля, не нарушающих их и не создающих угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения, согласовываются в отношении объектов культурного наследия регионального значения (выявленных объектов культурного наследия) и их территорий - с областным органом охраны объектов культурного наследия.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (выявленного объекта культурного наследия) в соответствии с Федеральным законом осуществляется на основании:
письменного задания и разрешения на проведение работ по сохранению, выданных областным органом охраны объектов культурного наследия по заявлению собственника (пользователя) объекта культурного наследия регионального значения (выявленного объекта культурного наследия);
согласованной с областным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации на проведение работ по сохранению.
Научно-проектная документация по сохранению памятников истории и культуры должна в обязательном порядке пройти государственную историко-культурных экспертизу. Историко-культурная экспертиза проекта(ов) проводится до начала землеустроительных земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Согласно ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ.
В силу ст. 51 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и„ юридических лиц возникают:
- в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия.
При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями" (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия регионального значения.
В охранном обязательстве указывается порядок и условия использования памятника архитектуры и градостроительства, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
Согласно Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203 (далее именуется - Инструкция) порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В соответствии с п.78 Инструкции пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.
Таким образом, законодателем закреплена обязанность за собственником объекта культурного наследия с момента приобретения объекта культурного наследия, обратиться в орган охраны объектов культурного наследия за получением охранного обязательства.
В соответствии со ст. 3 Закона Волгоградской области от 14 июля 2008 № 1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области» и Положением о Министерстве культуры Волгоградской области, утвержденным Постановлением Правительства Волгоградской области от 22.05.2012 №101-п «Об утверждении Положения о министерстве культуры Волгоградской области», специально уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения является Министерство культуры Волгоградской области (ранее Комитет по культуре Администрации Волгоградской области).
Судом установлено, что Постановлением Волгоградской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» дом, расположенный по адресу: ..., входит в состав «Комплекс застройки ...» (архитектор Симбирцев) (п. 404.124), является памятником архитектуры и градостроительства и поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения.
Таким образом, все работы по сохранению объекта культурного наследия должны согласовываться с Министерством культуры Волгоградской области, однако в нарушение действующего законодательства (ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") собственником спорных жилых помещений перепланировка и переустройство были произведены самовольно.
В ходе визуального осмотра объекта рабочей группой в составе А.Н. Прямухиной, М.Г. Хрущ установлено следующее: на главном фасаде со стороны ... в границах указанных квартир смонтирована металлическая лестница, увеличены размеры оконных проемов, два из которых до дверных (всего оконных проемов со стороны главного фасада в границах - квартир №... и №... - четыре) и установлены рольставни. Доступ в помещение собственником не предоставлен.
Собственнику спорной квартиры Трухменевой С.В. администрацией Центрального района Волгограда было направлено письмо (исх. №... от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости в месячный срок привести жилое помещение в первоначальное состояние или сохранить жилое помещение в перепланированном и переустроенном состоянии в судебном порядке, а также проинформировать администрацию Центрального района Волгограда о завершении работ.
В настоящее время Трухменева С.В. не исполнила письмо администрации, что подтверждается ее представителем Осипкиным М.Ю., в связи с этим суд полагает требования администрации об обязании Трухменевой С.В. за свой счет привести жилые помещения, расположенные по адресу: ... состояние, предшествующее произведенным перепланировке и переустройству, в соответствии с техническими паспортами на указанные квартиры.
Трухменева С.В. нарушила законодательство в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, не оформила охранные обязательства на ....
Проведенные работы по реконструкции квартир №... и №..., расположенные в объекте культурного наследия по адресу: ... выполнены при отсутствии научно-проектной документации, прошедшей историко-культурную экспертизу, согласованного задания и письменного разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выданных Министерством культуры Волгоградской области.
В силу п.3 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Комитет по культуре администрации Волгоградской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ №... сообщало ответчику о необходимости оформления охранного обязательства. Чек об отправке заказного письма от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные Министерством культуры Волгоградской области сроки выполнения ответчиком обязательств, а именно: 2 месяца на оформление охранных обязательств, 1 месяц на демонтаж входной группы и лестницы в границах квартир 57 и 58, 6 месяцев на реставрацию фасада, соответствуют требованиям разумности.
На основании изложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению требования Министерства культуры Волгоградской области в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ... ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ... ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ... ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ....
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░ №... ... ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ....
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ... ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ... ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25 ░░░░ 2001 № 73-░░ «░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░: ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░